Судья Леошик Г.Д. дело № 33а-27212/17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2017 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Борисихиной С.А., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Богославской Ж.Р.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шляхова А.А. на решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 13 июня 2017 года
по административному иску Шляхова А.А. к администрации города Сочи об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка и понуждении утвердить схему расположения.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Шляхов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи о признании незаконными отказа в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, для целей индивидуального жилищного строительства, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., принадлежащего Шляхову А.А. на праве собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью <...> кв.м.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>. На указанном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м. и хозблок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. Шляхов А.А. обратился с заявлением по вопросу оказания муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <...> кв.м., однако, получил отказ.
Не согласившись с данным отказом, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Решением Хостинского районного суда города Сочи от 13 июня 2017 года в удовлетворении административного иска Шляхову А.А. отказано.
Не согласившись с решением суда, Шляхов А.А. подал апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, административные исковые требования удовлетворить, указывает, что выводы суда не являются основанными на законе, ссылается на неправильную оценку судом представленных доказательств, а также допущенные нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель администрации города Сочи, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением, в связи, с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Шляхова А.А., поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, судебная коллегия не усматривает.
Из части 1 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Статья 39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Как следует из материалов дела, Шляхов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> На указанном земельном участке расположен жилой дом, общей площадью <...> кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, Шляхов А.А. также является собственником хозблока, назначение: нежилое, площадью <...>.м, с кадастровым номером <...> и навеса назначение: нежилое, площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенными по адресу: <...>.
13 февраля 2017 года Шляхов А.А. при обращении в администрацию города Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <...> кв.м. получил отказ, мотивированный тем, что заявителю отказано в согласовании
проекта постановлении, поскольку ранее земельный участок с кадастровым
номером <...>, площадью <...> кв.м. был образован путем
перераспределения земельного участка с кадастровым номером
<...> площадью <...> кв.м. с землями неразграниченной
государственной собственности площадью <...> кв.м., на основании соглашения об образовании земельного участка от <...> <...>.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, перераспределение земельного участка с кадастровым номером <...> с землями неразграниченной собственности приведет к невозможности свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером <...> от земель общего пользования, что нарушает требования статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 31 административного регламента представления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации города Сочи от <...> <...>, в предоставлении муниципальной услуги должно быть отказано в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, то есть несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным земельным законодательством.
В представленной схеме планировочной организации земельного
участка границы образуемого земельного участка накладываются на границы
ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером
<...>.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В ходе судебного разбирательства не установлено несоответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Шляхова А.А. к администрации города Сочи об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка и понуждении утвердить схему расположения, правильными, учитывая, что выводы судьи мотивированы, а установленным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит направленными на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права, а потому считает, что они сами по себе не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 13 июля 2017 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем оснований для его отмены не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 309-310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
определила:
решение Хостинского районного суда города Сочи Краснодарского края от 13 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шляхова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: