Дело № 2-2533/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Жуковой Н.В.,
с участием заявителя Багрянской В.Ю.,
представителя заинтересованного лица (Госорган2) <адрес> по доверенности Шмелевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Багрянской В. Ю. о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе в согласовании возможности формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№) для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства и о возложении обязанности в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, согласовать возможность формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№) для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства,
у с т а н о в и л :
Багрянская В.Ю. обратилась в суд с настоящим заявлением, указывая, что является многодетной матерью, включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) В (ДД.ММ.ГГГГ) года заявитель обратилась в (Госорган2) <адрес> с заявлением о возможности согласования формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№), ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для последующего предоставления истцу земельного участка в собственность. (ДД.ММ.ГГГГ) заявителем был получен отказ в согласовании возможности формирования и предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. Основанием отказа послужило совещание у губернатора, в ходе которого, якобы было принято решение о приостановлении предоставления земельных участков в районе Центрального парка культуры и отдыха. Данный отказ заявитель считает незаконным и необоснованным (л.д. 6-11).
Определением суда от (ДД.ММ.ГГГГ), занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено (Госорган3) <адрес>.
В судебном заседании Багрянская В.Ю. свои требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель (Госорган2) по доверенности Шмелева Е.В. против заявления возражала, полагая, что отказ (Госорган2) носил законный и обоснованный характер.
(Госорган1) <адрес> и (Госорган3) <адрес> не направили в суд своих представителей, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по предоставлению доказательств и участию в их исследовании. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действия (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении данной категории дел по существу, суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 п. 25).
При этом, в силу ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности принятого решения лежит на органе, чьи действия обжалуются.
Из представленных документов и пояснений сторон установлено, что заявитель является многодетной матерью, включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 12-16). В (ДД.ММ.ГГГГ) года Багрянская В.Ю. обратилась в (Госорган2) <адрес> с заявлением о возможности согласования формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№), ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для последующего предоставления истцу земельного участка в собственность (л.д. 17, 18). (ДД.ММ.ГГГГ) заявителем был получен отказ в согласовании возможности формирования и предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. Основанием отказа послужило совещание у губернатора, в ходе которого, якобы было принято решение о приостановлении предоставления земельных участков в районе Центрального парка культуры и отдыха (л.д. 19, 20).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На территории <адрес> исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является (Госорган2) <адрес>, который действует на основании Положения о (Госорган2) <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). (Госорган2) <адрес> является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории <адрес> в пределах своей компетенции.
Закон <адрес> №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» от (ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Закон ВО №25-ОЗ) предусматривает случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес> и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона <адрес>. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом <адрес> осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона <адрес> и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства. На основании п. 5 ч. 1 ст. 13 Закон ВО №25-ОЗ земельные участки предоставляются в собственность гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно п. 3 ст. 4 Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденному приказом (Госорган2) имущественных и земельных отношений <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), в случае формирования гражданином в индивидуальном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, до утверждения уполномоченным органом местного самоуправления городского округа <адрес> схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории гражданин обращается в (Госорган2) с заявлением о согласовании возможности формирования по его заявлению земельного участка для последующего предоставления в собственность бесплатно, с приложением к нему соответствующих графических материалов и предварительного заключения органа местного самоуправления о возможности формирования и последующего предоставления испрашиваемого земельного участка, а также документов, подтверждающих право гражданина на бесплатное предоставление ему в собственность земельного участка.
В месячный срок (Госорган2) рассматривается заявление с соответствующим перечнем документов и с учетом заключения Комиссии принимается решение о возможности формирования по заявлению гражданина земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства для его последующего предоставления в собственность бесплатно.
В случае принятия решения о невозможности формирования и последующего предоставления испрашиваемого земельного участка (Госорган2) извещает о принятом отрицательном решении заявителя с указанием причины отказа.
При положительном решении (Госорган2) извещает заявителя о принятом решении с приложением выписки из протокола заседания Комиссии, которая является основанием для обращения заявителя в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа <адрес> с соответствующим заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
После утверждения уполномоченным органом местного самоуправления городского округа <адрес> схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, после чего обращается с заявлением в (Госорган2) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, приложив к нему документы, предусмотренные действующим законодательством.
На основании представленных документов (Госорган2) в месячный срок с момента поступления заявления принимает решение о предоставлении заявителю в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или отказывает в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства является основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок.
Приказом (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (в ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)г.) утвержден состав Комиссии по предоставлению земельных участков при (Госорган2), а также Положение Комиссии по предоставлению земельных участков при (Госорган2), в котором указывается, что именно комиссия, как коллегиальный орган рассматривает представляемые Департаментом заявления юридических и физических лиц о предоставлении на определенном праве земельных участков, находящихся в собственности <адрес> и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах городского округа <адрес>. Решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии, который в трехдневный срок направляется в (Госорган2) (п.п. 2.1. – 2.3., 3.7.).
Учитывая изложенные законоположения, принятие решения об отказе в предоставлении возможности формирования испрашиваемого земельного участка, должно приниматься (Госорган2) на основании заключения коллегиального органа – Комиссии. В материалы дела (Госорган2) не представлено протокола заседания Комиссии, доказательств того, что названный порядок принятия оспариваемого решения был соблюден, (Госорган2) не представлено.
(Госорган2) также не представлено доказательств того, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства.
Основания отказа, указанные (Госорган2) в ответе заявителю, носят расплывчатый и надуманный характер. Так, (Госорган2), ссылаясь на совещание у Губернатора, не представил в суд протокол данного совещания, не подтвердил документально, что решение о временном запрете предоставлять земельные участки в указанной заявителем зоне жилой застройки принималось на указанном совещании, и каким документом оно было оформлено, носит ли этот документ нормативный или рекомендательный характер, представитель Департамента также пояснить не смог.
При этом суд учитывает, что реализация органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области отношений, регулируемых земельным законодательством, предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, в том числе требования определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.
Оспариваемое решение (Госорган2) создает возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями и ослабления права граждан на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Испрашиваемый участок по <адрес> входит в состав сформированной жилой зоны Ж1 – зона малоэтажной застройки, относится к землям поселений.
Из публичной карты (которая находится в свободном доступе в сети «Интернет») следует, что с северо-западной стороны испрашиваемого земельного участка расположены земельные участки, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет и присвоены кадастровые номера; разрешенное использование земельных участков – индивидуальное жилищное строительство. Данные участки расположены в одной территориальной зоне Ж1, что и испрашиваемый участок. Из документов, представленных УГА, следует, что испрашиваемый земельный участок находится за пределами границ Центрального парка культуры и отдыха (л.д. 83-106). Таким образом, доводы (Госорган2) в этой части лишены правовых оснований.
Заявителю и ее семье ранее земельный участок в собственность бесплатно на основании ст. 12, 13 Закона ВО N 25-ОЗ не предоставлялся. Отказ (Госорган2) <адрес> в согласовании возможности формирования земельного участка для последующего предоставления земельного участка в собственность, препятствует реализации прав заявителя, предоставленных действующим законодательством.
Возражения представителя (Госорган2) о том, что заявитель не является первой в очереди среди внеочоредников, имеющим право на бесплатное предоставление гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии со ст. 13 Закон ВО №25-ОЗ, суд находит несостоятельными, так как ч. 7 ст. 13 названного Закона не ставит право на внеочередное предоставление в собственность земельного участка в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих такое право, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого земельный участок должен быть предоставлен гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что земельный участок указанной категории граждан должен быть предоставлен незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение (Госорган2) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе Багрянской В. Ю. в согласовании возможности формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№) для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Обязать (Госорган2) <адрес> в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, согласовать Багрянской В. Ю. возможность формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№) для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)
Дело № 2-2533/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Жуковой Н.В.,
с участием заявителя Багрянской В.Ю.,
представителя заинтересованного лица (Госорган2) <адрес> по доверенности Шмелевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Багрянской В. Ю. о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе в согласовании возможности формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№) для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства и о возложении обязанности в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, согласовать возможность формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№) для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства,
у с т а н о в и л :
Багрянская В.Ю. обратилась в суд с настоящим заявлением, указывая, что является многодетной матерью, включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) В (ДД.ММ.ГГГГ) года заявитель обратилась в (Госорган2) <адрес> с заявлением о возможности согласования формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№), ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для последующего предоставления истцу земельного участка в собственность. (ДД.ММ.ГГГГ) заявителем был получен отказ в согласовании возможности формирования и предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. Основанием отказа послужило совещание у губернатора, в ходе которого, якобы было принято решение о приостановлении предоставления земельных участков в районе Центрального парка культуры и отдыха. Данный отказ заявитель считает незаконным и необоснованным (л.д. 6-11).
Определением суда от (ДД.ММ.ГГГГ), занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено (Госорган3) <адрес>.
В судебном заседании Багрянская В.Ю. свои требования поддержала, пояснила изложенное.
Представитель (Госорган2) по доверенности Шмелева Е.В. против заявления возражала, полагая, что отказ (Госорган2) носил законный и обоснованный характер.
(Госорган1) <адрес> и (Госорган3) <адрес> не направили в суд своих представителей, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по предоставлению доказательств и участию в их исследовании. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действия (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении данной категории дел по существу, суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 п. 25).
При этом, в силу ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности принятого решения лежит на органе, чьи действия обжалуются.
Из представленных документов и пояснений сторон установлено, что заявитель является многодетной матерью, включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории <адрес> с (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 12-16). В (ДД.ММ.ГГГГ) года Багрянская В.Ю. обратилась в (Госорган2) <адрес> с заявлением о возможности согласования формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№), ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для последующего предоставления истцу земельного участка в собственность (л.д. 17, 18). (ДД.ММ.ГГГГ) заявителем был получен отказ в согласовании возможности формирования и предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. Основанием отказа послужило совещание у губернатора, в ходе которого, якобы было принято решение о приостановлении предоставления земельных участков в районе Центрального парка культуры и отдыха (л.д. 19, 20).
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На территории <адрес> исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является (Госорган2) <адрес>, который действует на основании Положения о (Госорган2) <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№). (Госорган2) <адрес> является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории <адрес> в пределах своей компетенции.
Закон <адрес> №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» от (ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Закон ВО №25-ОЗ) предусматривает случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес> и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона <адрес>. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом <адрес> осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона <адрес> и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства. На основании п. 5 ч. 1 ст. 13 Закон ВО №25-ОЗ земельные участки предоставляются в собственность гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно п. 3 ст. 4 Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками, утвержденному приказом (Госорган2) имущественных и земельных отношений <адрес> (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), в случае формирования гражданином в индивидуальном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, до утверждения уполномоченным органом местного самоуправления городского округа <адрес> схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории гражданин обращается в (Госорган2) с заявлением о согласовании возможности формирования по его заявлению земельного участка для последующего предоставления в собственность бесплатно, с приложением к нему соответствующих графических материалов и предварительного заключения органа местного самоуправления о возможности формирования и последующего предоставления испрашиваемого земельного участка, а также документов, подтверждающих право гражданина на бесплатное предоставление ему в собственность земельного участка.
В месячный срок (Госорган2) рассматривается заявление с соответствующим перечнем документов и с учетом заключения Комиссии принимается решение о возможности формирования по заявлению гражданина земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства для его последующего предоставления в собственность бесплатно.
В случае принятия решения о невозможности формирования и последующего предоставления испрашиваемого земельного участка (Госорган2) извещает о принятом отрицательном решении заявителя с указанием причины отказа.
При положительном решении (Госорган2) извещает заявителя о принятом решении с приложением выписки из протокола заседания Комиссии, которая является основанием для обращения заявителя в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа <адрес> с соответствующим заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
После утверждения уполномоченным органом местного самоуправления городского округа <адрес> схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, после чего обращается с заявлением в (Госорган2) о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, приложив к нему документы, предусмотренные действующим законодательством.
На основании представленных документов (Госорган2) в месячный срок с момента поступления заявления принимает решение о предоставлении заявителю в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, или отказывает в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Решение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства является основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок.
Приказом (Госорган2) от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (в ред. от (ДД.ММ.ГГГГ)г.) утвержден состав Комиссии по предоставлению земельных участков при (Госорган2), а также Положение Комиссии по предоставлению земельных участков при (Госорган2), в котором указывается, что именно комиссия, как коллегиальный орган рассматривает представляемые Департаментом заявления юридических и физических лиц о предоставлении на определенном праве земельных участков, находящихся в собственности <адрес> и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в границах городского округа <адрес>. Решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии, который в трехдневный срок направляется в (Госорган2) (п.п. 2.1. – 2.3., 3.7.).
Учитывая изложенные законоположения, принятие решения об отказе в предоставлении возможности формирования испрашиваемого земельного участка, должно приниматься (Госорган2) на основании заключения коллегиального органа – Комиссии. В материалы дела (Госорган2) не представлено протокола заседания Комиссии, доказательств того, что названный порядок принятия оспариваемого решения был соблюден, (Госорган2) не представлено.
(Госорган2) также не представлено доказательств того, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства.
Основания отказа, указанные (Госорган2) в ответе заявителю, носят расплывчатый и надуманный характер. Так, (Госорган2), ссылаясь на совещание у Губернатора, не представил в суд протокол данного совещания, не подтвердил документально, что решение о временном запрете предоставлять земельные участки в указанной заявителем зоне жилой застройки принималось на указанном совещании, и каким документом оно было оформлено, носит ли этот документ нормативный или рекомендательный характер, представитель Департамента также пояснить не смог.
При этом суд учитывает, что реализация органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области отношений, регулируемых земельным законодательством, предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, в том числе требования определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.
Оспариваемое решение (Госорган2) создает возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями и ослабления права граждан на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Испрашиваемый участок по <адрес> входит в состав сформированной жилой зоны Ж1 – зона малоэтажной застройки, относится к землям поселений.
Из публичной карты (которая находится в свободном доступе в сети «Интернет») следует, что с северо-западной стороны испрашиваемого земельного участка расположены земельные участки, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет и присвоены кадастровые номера; разрешенное использование земельных участков – индивидуальное жилищное строительство. Данные участки расположены в одной территориальной зоне Ж1, что и испрашиваемый участок. Из документов, представленных УГА, следует, что испрашиваемый земельный участок находится за пределами границ Центрального парка культуры и отдыха (л.д. 83-106). Таким образом, доводы (Госорган2) в этой части лишены правовых оснований.
Заявителю и ее семье ранее земельный участок в собственность бесплатно на основании ст. 12, 13 Закона ВО N 25-ОЗ не предоставлялся. Отказ (Госорган2) <адрес> в согласовании возможности формирования земельного участка для последующего предоставления земельного участка в собственность, препятствует реализации прав заявителя, предоставленных действующим законодательством.
Возражения представителя (Госорган2) о том, что заявитель не является первой в очереди среди внеочоредников, имеющим право на бесплатное предоставление гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии со ст. 13 Закон ВО №25-ОЗ, суд находит несостоятельными, так как ч. 7 ст. 13 названного Закона не ставит право на внеочередное предоставление в собственность земельного участка в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих такое право, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого земельный участок должен быть предоставлен гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что земельный участок указанной категории граждан должен быть предоставлен незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение (Госорган2) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе Багрянской В. Ю. в согласовании возможности формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№) для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Обязать (Госорган2) <адрес> в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, согласовать Багрянской В. Ю. возможность формирования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, западнее (за границами) участка с кадастровым номером (№) для последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)