12-102/15
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
8 июня 2015 года судья Ленинского районного суда г.Томска Ананичева Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Усачева Г.В. на постановление УФМС Томской области от <дата обезличена> о привлечении к административной ответственности,
Установил:
Постановлением УФМС Томской области от <дата обезличена> Усачев Г.В. привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.18.9 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
4 апреля 2015 года Усачев Г.В. обратился с жалобой на данное постановление, в которой указал следующее:
С 01.08.2014г. он (Усачев) состоит в трудовых отношениях с 000 «Хунюань» <данные изъяты>.
В силу п. 2.1 Трудового договора, кроме прочих, на него возлагаются обязанности по оформлению трудовых договоров и приказов на иностранных работников, временно прибывающих на территории рф и обеспечении жильем иностранных работников компании.
Согласно ч.1 ст. 20ФЗ РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения на месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с указанным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п/п «ю» П.2 Ч.2 ст. 22 Закона РФ № l09 для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных п.п. 1 и 2 ч.2 и Ч.3 ст. 20 Закона NQ109 ФЗ, предоставляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением случаев, предусмотренных Ч.3 и 4 названной статьи.
Согласно П.7 Ч.1 ст. 2 Закона № 109 под стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признается, в частности юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Строение <адрес обезличен> принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата обезличена>. и свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты>.
ООО «Хунюань» использует данное нежилое помещение и земельный участок на основании договора аренды недвижимого имущества <данные изъяты>. как место для осуществления одного из видов своей уставной деятельности (по переработке леса).
Согласно ст. 25.10 ФЗ от 15.08.1996г. . ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въезжающее на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющее документов, подтверждающих право на пребывания (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину в незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В установленном случае таких нарушений выявлено не было.
Из постановления Седьмого Арбитражного Апелляционного суда от 01.11.20 12г. по делу <номер обезличен> усматривается, что «в законодательстве также предусмотрена возможность постановки на миграционный учет иностранных граждан не только в жилые помещения, но и нежилые (по адресу организации).
Кроме того, в силу п.4 ч.l СТ. 2 Закона N~109 ФЗ местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановки на учет по месту пребывания в порядке, установленном данным Федеральным законом».
Исходя из этих положений закона, 000 «Хунюань» имело право указать юридический адрес места работы иностранных граждан в качестве места их пребывания. Кроме того, в ходе проведения административного расследования установлено, что находящиеся в спорном нежилом помещении иностранные граждане поставлены на учет по месту пребывания. Фактов нарушения миграционного законодательства со стороны ООО «Хунюань» не выявлено.
В соответствии со СТ. 1.5 КоАП РФ юридическое лицо, должностное лицо не должны доказывать свою невиновность, однако сотрудниками УФМС, проводившими проверку не доказаны обстоятельства несоблюдения норм со стороны ООО «Хунюань» и его должностных лиц, заявитель считает, что всем требованиям, предъявляемым к жилому помещению, помещение <адрес обезличен> соответствует.
Принимающей стороной иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии с П.7 Ч.l СТ. 2 ФЗ N~109 ФЗ признается лицо (в том числе, юридическое лицо или должностное лицо), у которого иностранный гражданин фактически проживает (находится) либо в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства работает (находится).
В соответствии с П.25 Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2007г. N~655, дЛЯ оформления приглашения приглашающая сторона предоставляет гарантии приглашающей стороны по жилищному обеспечению, по материальному, медицинскому обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.
Пунктом 3 упомянутого Положения определено, что гарантиями материального, медицинского, жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя, в том числе обязательств по жилищному обеспечению приглашающей стороны иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа Постановление от 18.07.2014г. N~ Ф-03-2939/2014).
Он (Усачев) представил гарантийное письмо с указанием жилищного обеспечения иностранного гражданина в виде помещения <адрес обезличен> и УФМС Томской области с данным жилищным обеспечением согласился.
Однако по прибытии иностранного гражданина он был обеспечен проживанием в другом нежилом помещении <адрес обезличен> с более комфортными условиями проживания и соответствующим всем требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, согласно акту его осмотра.
Таким образом, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ввиду чего он просит вынесенное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Усачев Г.В., надлежащим образом уведомленный (телефонограмма имеется), не явился представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя Еремченко Е.П.
Представитель Усачева Г.В. – Еремченко Е.П., надлежащим образом уведомленная (расписка имеется), в судебное заседание не явилась, представила заявление об отложении рассмотрения жалобы, в связи с занятостью в другом судебном процессе и дополнительные письменные пояснения.
С учетом того, что дата рассмотрения дела согласовывалась с представителями 13.05.2015 года, сроков рассмотрения жалобы, суд считает данную причину неявки неуважительной и полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя заявителя.
Представитель органа, от имени которого вынесено постановление, УФМС Томской области – Ведерникова С.А. с доводами жалобы не согласилась, представила отзыв на жалобу, в котором ссылается на следующие обстоятельства:
Усачев Г.В., являясь должностным лицом, ответственным за жилищное обеспечение иностранных граждан в ООО «Хунюань», не принял мер к жилищному обеспечению прибывшего иностранного гражданина ФИО2, предоставив ему для проживание нежилое помещение. Что касается доводов жалобы, что в гарантийном письме для разрешения на въезд ФИО2 было также указано нежилое помещение <адрес обезличен>, то в гарантийном письме ООО «Хунюань» не про какие нежилые помещения не сказано, а прописан адрес. Уведомление миграционного органа о постановке на миграционный учет иностранного гражданина по месту его пребывания носит уведомительный характер и осуществляется в рамках Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, проверку представленных сведений УФМС осуществлять не обязан.
В судебное заседание заявитель представил дополнительные письменные пояснения, в которых ссылается, что ООО «Хунюань» заключило с Дащенко Е.А. договор аренды жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, данное жилое помещение предлагалось Ван Фэнгану для проживания по прибытии в РФ, однако, он от него отказался, в связи с чем был размещен в нежилом помещении <адрес обезличен>. Таким образом, заявитель свои обязанности по жилищному обеспечению иностранного гражданина выполнил, однако, сам гражданин не пожелал воспользоваться представленным помещением.
Представитель УФМС ТО, полагал к данным доводом и представленному письменному отказу ФИО2 отнестись критически, поскольку ни при проведении административного расследования, ни в жалобе, ни ранее в судебном заседании ни Усачев, ни ФИО2, ни представитель Усачева ранее не ссылались на предлагаемые жилые помещения, речь шла только о нежилом помещении по <адрес обезличен>, куда ФИО2 поместили сразу по прибытии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 5 СТ ст. 18.9 КоАП РФ, непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица. без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно примечанию ст. 18.9 КоАП РФ, в случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного про езда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места, их жительства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации.
Субъектом данного состава также являются должностные лица, обеспечивающие обслуживание иностранного гражданина (лица без гражданства) или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства).
В судебном заседании лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Усачев Г.В. является субъектом данного состава административного правонарушения, в силу должностных полномочии в ООО «Хунюань». Согласно представленному трудовому договору от 1.08.2014 года, Усачев Г.В. обязан обеспечивать жильем иностранных работников компании (п.2.1 представленного трудового договора), т.е. является субъектом данного состава административного правонарушения.
В судебном заседании участниками не оспаривалось, что по прибытии иностранного работника ФИО2 ему для проживания было предоставлено нежилое помещение по <адрес обезличен>. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра места совершения административного правонарушения, выпиской из ЕГРП, свидетельством о собственности, согласно всем перечисленным документам данное помещение является нежилым.
Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 16 ЖК РФпредусмотрены виды жилых помещений. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры, комната. Как следует из представленного свидетельства о собственности, ни к одному из перечисленных видов жилых помещений помещение, предоставленное ФИО2, не относится, в установленном законом порядке жилым помещением не признавалось, соответствующих заключений о соответствии указанного помещения, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что должностное лицо не исполнило, возложенную на него обязанность, по обеспечению гражданина именно жилым помещением и в его действиях имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Что касается, дополнительных письменных пояснений, в которых заявитель ссылается на предоставление ФИО2 жилого помещения, арендованного у ФИО3. и представленного заявления ФИО2 об отказе от его предоставления, то суд относится к ним критически с учетом обстоятельств дела.
В поступивших материалах проверки имеется объяснения ФИО2, согласно которому его сразу привезли в нежилое помещение <адрес обезличен> и сказали, что тут он будет жить и работать (л.д.29 представленного административного материала).
Согласно личному объяснению Усачева Г.В. в представленном материале (лист восьмой материала), ФИО2 изначально было предоставлено для проживания нежилое помещение по <адрес обезличен> и других помещений для проживания не предоставлялась.
Таким образом, в действиях Усачева Г.В. имеется состав административного правонарушения, доводы жалобы об иных обстоятельствах не обоснованны и не соответствую исследованным доказательствам.
Наказание назначено в пределах санкции ч.5 ст.18.9 КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.7 КоАП РФ, суд
Решил:
Жалобу Усачева Г.В. на постановление по делу об административном правонарушении оставить без удовлетворения, постановление УФМС Томской области №585 от <дата обезличена> в отношении Усачева Г.В. оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение 10 суток
Судья: Н.Б. Ананичева