Судья Скрябина О.Г. Дело № 33-792
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«12» апреля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего: Болонкиной И.В.,
Судей: Лепиной Л.Л., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре: Дубровиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Костромы Белокурова Р.А. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 18 января 2017 года, которым удовлетворены исковые требования Иванова ФИО15.
Иванов ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице администрации г. Костромы возложена обязанность предоставить Иванову Т.В. на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы.
Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., выслушав Иванова Т.В. и его представителя Осипова Е.Е., которые согласны с решением суда, считают решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Иванов Т.В. обратился в суд с иском к администрации г. Костромы о возложении обязанности поставить его на учет для получения жилого помещения как сироту по месту постоянного жительства, предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До 3 августа 2004 года находился на воспитании в ГОУ <данные изъяты> детский дом Красносельского района. В сентябре 2004 года поступил в профессиональный лицей № 15 г. Костромы. 28 февраля 2012 года постановлением главы Островского района был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения под номером 4. За ним закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>. Жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания. До настоящего времени жилого помещения не получил, жилого помещения в собственности или в пользовании не имеет. С 2004 года проживает на территории г. Костромы.
В качестве третьих лиц в рассмотрении дела участвовали департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, администрация Александровского сельского поселения, Комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, Управление финансов администрации города Костромы, департамент финансов Костромской области, Управление капитального строительства, архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы, администрация Костромской области.
В ходе рассмотрения дела департамент по труду и социальной защите населения Костромской области исключен из числа третьих лиц и привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Уточнив исковые требования, Иванов Т.В. просил возложить на департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обязанность включить его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях; возложить на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы обязанность предоставить истцу по договору специализированного найма жилое помещение на территории города Костромы из специализированного фонда города Костромы.
Судом принято решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Костромы Белокуров Р.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения статей 2, 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1995 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» указывает, что Иванов Т.В. в установленном законом порядке в уполномоченный орган с заявлением о включении его в список детей-сирот не обращался. Обращение к главе Александровского сельского поселения не может расцениваться как надлежащее обращение с заявлением о включении в список детей-сирот, поскольку адресовано в ненадлежащий орган и не отражает волеизъявление лица на включение именно в указанный список. Кроме того, Иванов Т.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в органе местного самоуправления. С письменным заявлением в уполномоченный орган Иванов Т.В. обратился в 27-летнем возрасте, в связи с чем, предельный срок, установленный Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ для реализации права на предоставление жилого помещения, истек.
В возражениях относительной апелляционной жалобы Иванов Т.В. просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Иванов Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста 23 лет относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиками в ходе судебного разбирательства. Отец Иванова Т.В. - ФИО16., умер ДД.ММ.ГГГГ., ранее в 2002 году решением Ленинского районного суда г. Ярославля лишен родительских прав в отношении сына Иванова Т.В. Мать Иванова Т.В. - ФИО17 решением Островского районного суда Костромской области от 12.04.2000 г. лишена родительских прав в отношении Иванова В.Т.
Постановлением администрации Островского района Костромской области от 30 мая 2000 года № 173 Иванов Т.В. направлен в детское государственное учреждение.
Постановлением администрации Островского района Костромской области от 30 мая 2000 года № 174 за несовершеннолетним Ивановым Т.В. закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, принадлежащую ФИО18 на основании договора приватизации от 29.06.1994 г., в котором Иванов Т.В. зарегистрирован по настоящее время.
Согласно акту обследования администрацией Александровского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области жилого помещения по адресу: <адрес> от 18.05.2011 г. данное жилое помещение не пригодно для проживания, так как помещение находится в антисанитарном состоянии и требует капитального ремонта.
Определением суда от 21 сентября 2016 года по делу была назначена судебно-техническая экспертиза для установления пригодности или непригодности для проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>
Согласно заключению эксперта Торгово-промышленной палаты Костромской области № 12905/00461 от 11.11.2016г. техническое состояние домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, является крайне неудовлетворительным, аварийным, при котором основные несущие конструкции домовладения или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и без принятия мер по укреплению могут вызвать аварийное состояние жилого помещения или всего жилого здания и представляют опасность для проживающих. На момент проведения исследования было установлено, что несущие и ограждающие конструкции основной постройки Литер А жилого дома по адресу: <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии. Данная оценка технического состояния, отражающая высокую степень физического износа домовладения, зафиксирована и в акте обследования жилого помещения от 18.05.2011 г., составленного комплексной комиссией с участием представителей администрации Александровского сельского поселения. Следовательно, на более позднюю дату, по состоянию на декабрь 2012 года техническое состояние домовладения улучшиться не могло, строение было непригодным для проживания.
Указанное заключение принято судом первой инстанции в качестве доказательства факта непригодности жилого помещения для проживания, в котором зарегистрирован истец.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с информацией, представленной администрацией Александровского сельского поселения Островского муниципального района, жилой дом по указанному адресу принадлежал ФИО19., умершей ДД.ММ.ГГГГ., на основании договора приватизации от 29.06.1994г.
Вместе с тем, согласно справки № 7 от 12.01.2017г. Костромского отделения Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», по данным правовой картотеки ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ г.р., приватизированного жилья и частной собственности не имеет, право бесплатной приватизации не использовала.
Согласно сведениям Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о Костромской области по состоянию на 28.09.2016 в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателях жилого дома по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии достоверных сведений о принадлежности указанного жилого помещения на праве собственности ФИО21
31 января 2012 года Иванов Т.В. обратился к главе Александровского сельского поселения и межрайонный территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства № 1 с заявлением об улучшении его жилищных условий.
Согласно сведениям администрации Александровского сельского поселения постановлением главы администрации Александровского сельского поселения от 28.02.2012 г. № 11 Иванов Т.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 28 февраля 2012 года.
25 мая 2016 года Иванов Т.В. обратился в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области с заявлением о предоставлении достоверной информации о реализации права на получение жилого помещения, а также информации о сроках предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
По результатам рассмотрения указанного заявления департамент по труду и социальной защите населения Костромской области направило истцу письмо от 01.06.2016г., указав, что постановлением администрации Островского района Костромской области от 30 мая 2000 года № 174 за истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором истец зарегистрирован и которое межведомственной комиссией не признано непригодным для проживания.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 23 сентября 2004 года по настоящее время Иванов Т.В. проживает на территории г. Костромы.
По сведениям Управления Росреестра по Костромской области, Костромского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» объектов недвижимости за Ивановым Т.В. и членами его семьи ФИО22 и ФИО23 не зарегистрировано. Согласно информации администрации Александровского сельского поседения Островского муниципального района Костромской области Иванову Т.В. жилое помещение по договору социального найма, договору аренды не предоставлялось.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Иванов Т.В. жилым помещением не обеспечен.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2 п.1 ст.8).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1 ст.8).
Статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).
В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 3 Закона).
При этом в силу части 2 статьи 3 названного Закона Костромской области перечислены государственные полномочия, которыми наделяются названные органы, среди них: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для лиц данной категории; принятие решений о предоставлении им жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет; принятие решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключение с указанными лицами договоров социального найма этих жилых помещений по окончании пятилетнего срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; выявление в установленном администрацией Костромской области порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам названной категории содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятии решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Разрешая спор и, признавая Иванова Т.В. лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд правомерно исходил из того, что отсутствие приказа департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 4 о включении Иванова Т.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, не может умалять прав истца, как лица из данной категории, на предоставление ему жилого помещения. При этом, суд признал данные обстоятельства как обстоятельства, свидетельствующие о бездействии и не принятии мер органами опеки и попечительства к постановке истца на учет в возрасте до 23 лет, руководствуясь вышеприведенными нормами, обоснованно возложил обязанность на администрацию г. Костромы по предоставлению Иванову Т.В. жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в установленном законом порядке истец своевременно до достижения им возраста 23 лет не обратился в уполномоченный орган с заявлением о включении его в список детей-сирот, не может служить поводом к отмене решения.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, Иванов Т.В. до достижения им 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ) обратился с заявлением об улучшении его жилищных условий в адрес главы Александровского сельского поселения и межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 4.
Поскольку Иванов Т.В. реализовал право на обеспечение его жилым помещением путем подачи заявления об улучшении жилищных условий до достижения им 23 лет, то в силу указанных правовых норм за ним сохраняется право на получение жилья.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Вместе с тем, подлежит исправлению описка, допущенная судом в вводной части решения, подлежат исключению слова «по иску прокурора города Костромы в интересах».
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Костромы Белокурова Р.А. - без удовлетворения.
Исправить описку, допущенную судом в вводной части решения, исключить слова «по иску прокурора города Костромы в интересах».
Председательствующий:
Судьи: