Дело № 2-5454/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2016 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Сухоруковой Л.В.
при секретаре Аверкиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Высоцкой А.А. к Советской районной администрации г. Брянска об оспаривании отказа в постановке на жилищный учет лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, постановке на жилищный учет, признании права на получение жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Высоцкая А.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> проживала в зоне отселения в <адрес>. Имеет статус лица, выехавшего добровольно из зоны отселения. С 2007 года истец проживает вместе с членами своей семьи – сыном В.М. и супругом В.О. в <адрес>, в жилом помещении общей площадью 33 кв.м, расположенном <адрес> по договору найма.
09.02.2016 года истец обратилась в Советскую районную администрацию г. Брянска с заявлением о постановке на учет для получения жилья, как лица, пострадавшего от аварии на ЧАЭС. 18.02.2016 года за №219 ответчиком в адрес истца было направлено информационное письмо, согласно которому, принятие решения по вопросу постановки на жилищный учет отложено до предоставления информации из Управления Росреестра по Брянской области. На основании распоряжения Советской районной администрации от 21.03.2016 года №54-р истцу отказано в постановке на жилищный учет в виду предоставления документов, которые не подтверждают право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием отказа в постановке на жилищный учет послужило отсутствие документов, подтверждающих, что по состоянию на 2016 год домовладение, расположенное <адрес>, является объектом незавершенного строительства, а также отсутствие свидетельства о рождении истца.
Ссылаясь на требования ст. ст. 49, 51, 52, 55,56 ЖК РФ, Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец просила суд признать решение Советской районной администрации г. Брянска об отказе Высоцкой А.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным; обязать Советскую районную администрацию г. Брянска поставить Высоцкую А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением как выехавшей добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признать за Высоцкой А.А. право на получение жилищного сертификата и участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2015 – 2020 годы», как лицом, постоянно проживавшим в зоне отселения и добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны отселения до сохранения статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения за счет средств федерального бюджета жилым помещением.
Истец Высоцкая А.А. в судебное заседание не явилась. Уведомлена надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Чаплыгин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Суду пояснил, что истец проживает с семьей в общежитии, другого жилья не имеет. Жилых помещений, а также социальных субсидий истцу не предоставлялось, истец через ипотеку купила объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке, находящемся в аренде Администрации Выгоничского района, выделенном для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании представитель ответчика Советской районной администрации города Брянска по доверенности Мозжов Д.Н. исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Установленный названной нормой закона перечень оснований для признания граждан нуждающимися в целях предоставления им жилых помещений по договору социального найма является исчерпывающим.
Аналогичная норма содержится в законе Брянской области от 09.06.2006 года № 37-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" (ст. 2).
Положениями части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Положениями ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (ред. от 05.07.2016), является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы.
В силу ст. 22 и п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что истец добровольно выехала из зоны отселения, расположенной <адрес>, имеет удостоверение (АИ №...) лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, согласно которому она проживала в зоне радиоактивного загрязнения <адрес> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
<дата> между В.О. и Подлеской А.А. заключен брак, после заключения брака присвоены фамилии: мужу Высоцкий, жене Высоцкая, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №... от <дата>.
Помимо изложенного, факт выезда истца и членов её семьи в чистую зону, подтверждается справкой БГУ им. академика И.Г. Петровского от 04.02.2016 года, договором найма жилого помещения №... от <дата>, согласно которому, Высоцкая А.А. с составом семьи 3 человека проживает в общежитии по <адрес>.
09 февраля 2016 года Высоцкая А.А. обратились в Советскую районную администрацию г. Брянска с заявлением о принятии на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как лицо, выехавшее добровольно из зоны отселения. В числе документов, представленных ответчику, имелось свидетельство о рождении Подлеской (после брака Высоцкой) А.А. <дата> г.р.
Как следует из выписки из распоряжения Советской районной администрации г. Брянска от 21 марта 2016 года № 54-р Высоцкой А.А. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п. «б» ст. 6 Закона Брянской области от 09.06.2006 №37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области», отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Как следует из письма от 07 июля 2016 года Советской районной администрации г. Брянска на обращение истца, согласно информации из Управления Росреестра по Брянской области от 11.03.2016 года, истец и её супруг В.О. <дата> заключили договор купли-продажи незавершенного строительством жилого дома, расположенного <адрес>. Жилищной комиссией от 21.03.2016 года (протокол 9) принято решение отказать в постановке на жилищный учет, так как отсутствовал документ, подтверждающий, что по состоянию на 2016 год домовладение, расположенное по вышеуказанному адресу является объектом незавершенного строительства. Кроме того, отсутствовало свидетельство о рождении истца.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, для разрешения вопроса о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях по указанным пунктам установлению подлежат наличие или отсутствие у гражданина, члена его семьи жилого помещения, а при наличии такого жилого помещения - обеспеченность в соответствии с учетной нормой.
Согласно постановления Брянской городской администрации от 25.05.2005 года № 1824-п, установлена учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как следует из выписки из ЕГРП от 11.03.2016 года №90-15828803 Высоцкой А.А. и В.О. принадлежит на праве долевой собственности жилой дом объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>. Основание регистрации права договор купли – продажи жилого дома б/н от <дата>.
Указанный объект приобретен истцом и её супругом, в том числе, за счет кредитных денежных средств, что подтверждается кредитным договором от <дата> №... между ПАО СБ РФ и В.О., Высоцкой А.А., срок договора <...> месяцев.
Статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Между тем, доказательства, подтверждающие, что объект недвижимого имущества, жилой дом, расположенный <адрес>, является объектом незавершенного строительства по состоянию на март 2016 года, т.е. на момент принятия оспариваемого решения, материалы учетного дела истца не содержат.
Довод ответчика о том, что проверка малоимущности истца и членов её семьи не проводилась, в связи с основанием постановки на жилищный учет по категории «выехавший добровольно из зоны отселения», принимается во внимание судом.
Таким образом, факт того, что истец является лицом, выехавшим добровольно из зоны отселения и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не порождает субъективного права на признание истца нуждающимся в жилых помещениях, а исходя из того, что истцу и её супругу на праве собственности принадлежат доли в праве общей долевой собственности в указанном объекте недвижимости, суд приходит к выводу о том, что для признания Высоцкой А.А. нуждающейся в жилом помещении отсутствуют основания, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ.
В связи с чем, применительно к требованиям Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы» (ред. от 05.07.2016), суд полагает, что оснований для постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории выехавшей добровольно из зоны отселения, не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Высоцкой А.А. к Советской районной администрации г. Брянска об оспаривании отказа в постановке на жилищный учет лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, постановке на жилищный учет, признании права на получение жилищного сертификата, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.12.2016 года.
Судья Сухорукова Л.В.