Дело № 12-651/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ухта, РК 20 декабря 2019г.
Судья Ухтинского городского суда Утянский В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГУП «Башавтотранс» РБ на постановление должностного лица Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД по РК от 24 октября 2019г. УИН №18810111191024029093 о привлечении к административной ответственности по ст. 12.21.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа
у с т а н о в и л:
Должностным лицом принято указанное решение.
Не согласившись с данным решением, ГУП «Башавтотранс» РБ обжаловало его в Ухтинский городской суд. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что в действиях Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс» Республики Башкортостан отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку данное предприятие специализируется на перевозке пассажиров, которая на момент фиксации административного правонарушения осуществлялась в установленном законом порядке. На правила перевозки пассажиров положения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 года № 272, регулирующего правила перевозки грузов автомобильным транспортом, не распространяются. Просит отменить постановление по делу.
В судебное заседание представитель ГУП «Башавтотранс» РБ и ЦАФАП ГИБДД МВД по РК не прибыли, извещены, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Часть 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения.
Как установлено вынесенным по делу постановлением УИН №18810111191024029093, работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото-видеосъемки, 16 октября 2019г. в 5:45:51 по адресу: Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар на участке Сыктывкар-Ухта 314+130, водитель транспортного средства марки M VDL 501Е1, г.р.з. о126ав102, владельцем (собственником) которого является ГУП «Башавтотранс» РБ, нарушил п. 23.5 ПДД, ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ, двигался без специального разрешения с общей длиной ТС 1232,3 см., при предельно допустимой общей длине ТС 1200 см. (превышение +32,3 см.) (предельно допустимый параметр установлен постановлением Правительства №272 от 15.04.2011г.),акт №170676 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства от 16.10.2019г., чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное административное правонарушение было выявлено с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фото- и видеосъемки, и подтверждается фотоматериалами, приобщенными к материалам дела, что не оспаривается в жалобе.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090 (далее Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации) движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011г. №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» урегулированы правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Согласно приложения №3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011г. №272, предельно допустимые габариты длины транспортных средств составляют 12 м. В соответствии с абз. 6 п. 5 данных Правил «крупногабаритным грузом» является груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств согласно приложению №3.
При этом, правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011г. №272, технически допустимая максимальная масса пассажирских транспортных средств не регламентирована, равно как и не установлена обязанность на получение специального разрешения на движение автобуса.
Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации утверждены Приказом Минтранса России от 15 января 2014 года №7.
Как следует из предисловия Технического регламента Таможенного союза «ТР ТС 018/2011. О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №877, он разработан с целью обеспечения социально приемлемого уровня безопасности колесных транспортных средств и содержит требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года №877 (ред. от 25.12.2018г.) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т. относятся к категории М3.
В Приложении №5 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) установлены габаритные и весовые ограничения, действующие в отношении транспортных средств.
В соответствии с положениями п. 1.1 указанного акта, максимальная длина одиночного двухосного транспортного средства категорий M2 и M3 - не должна превышать 13,5 м.
Из руководства по эксплуатации транспортного средства следует, что его общая длина составляет 12 875 мм.
Таким образом, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, положения законодательства, регулирующего требования безопасности колесных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях водителя транспортного средства марки M VDL 501E1, г.р.з. о126ав102, собственником которого является Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» Республики Башкортостан, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу ч. 1 и 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что положение ч. 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судом установлено отсутствие в действиях водителя транспортного средства состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30. 7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление должностного лица Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД по РК от 24 октября 2019г. УИН №18810111191024029093 о привлечении ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан к административной ответственности по ст. 12.21.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении ГУП «Башавтотранс» Республики Башкортостан прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья В.И. Утянский
11RS0005-01-2019-005988-73