Дело № 2-1385/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2017 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Серищевой Л.М.
при секретаре Мовсесян Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуева И.В. к Правительству Калининградской области, Министерству социальной политики Калининградской области, о признании права на обеспечение жилым помещением, как лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Зуев И.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей, воспитывался в детском доме, затем в семье опекунов. Постановлением главы Черняховского района от < Дата > за ним было закреплено жилое помещение по адресу: < адрес >, в которой зарегистрирована и проживает семья опекунов. В связи с чем в предоставлении жилого помещения было отказано. По результатам прокурорской проверки решением Черняховского городского суда от < Дата > постановление главы Черняховского района от < Дата > было признано незаконным. В дальнейшем истец был зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем его брату Виталию. Однако, решением суда от < Дата > он (истец) снят с регистрационного учета. На неоднократные обращения в различные инстанции: прокуратуру г. Черняховска, администрацию г. Советска, Министерство социальной политики Калининградской области, получал отказ. В связи с чем, в настоящее время находится без определенного места жительства, не имеет регистрации. Просит признать за ним право на предоставление жилого помещения, как оставшемуся без попечения родителей; обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда; взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины.
Истец Зуев И.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что с < Дата > по < Дата > в государственные и муниципальные органы с заявлениями о решении его жилищного вопроса не обращался. В настоящее время ему негде жить, регистрации не имеет, так как его родной брат по решению Советского городского суда Калининградской области от < Дата > снял его с регистрационного учета. Данное решение он не обжаловал.
Представитель истца по устному ходатайству Боровик Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчиков Правительства Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области по доверенностям Глаговский В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать.
Выслушав истца, представителей, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п/п. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств (в частности, при достижении совершеннолетия).
Частью 2 ст. 8 Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года №714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», порядок предоставления жилых помещений определяется Правительством Калининградской области.
В силу ч. 1 ст. 4 того же Закона Калининградской области от 28 декабря 2005 года № 714 «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», меры, направленные на обеспечение и охрану дополнительных гарантий по социальной поддержке названной категории граждан, обеспечиваются как органами государственной власти Калининградской области, так и органами местного самоуправления.
01.01.2013 года вступил в силу Федеральный Закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанным законом из Жилищного кодекса РФ исключен п. 2 ст. 2 ст. 57, предусматривавший внеочередное предоставление по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно новой редакции данной статьи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений данного закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
26.12.2012 года принят Закон Калининградской области № 191 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калининградской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с нормами указанного закона Калининградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Обеспечение указанными жилыми помещениями, которое осуществляется в соответствии со ст. 43-6 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области», является полномочием Правительства Калининградской области.
Как было установлено в судебном заседании, Зуев И.В., < Дата > года рождения, ранее относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении, родителями истца являются: ФИО6 и ФИО7 Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Мать ФИО7 умерла < Дата >, что подтверждается повторным свидетельством о смерти от < Дата >.
Постановлением главы Черняховского муниципального образования Калининградской области от < Дата > № за несовершеннолетним Зуевым И.В. закреплено жилое помещение по адресу: < адрес >
Постановлением главы муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от < Дата > № постановление главы Черняховского муниципального образования Калининградской области от < Дата > № «О закреплении жилой площади за Зуевым И.» отменено.
Решением Советского городского суда Калининградской области от < Дата > Зуев И.В. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: < адрес >, и снят с регистрационного учета по указанному адресу. Решение суда Зуевым И.В. не обжаловалось и вступило в законную силу.
Отсутствие регистрации истца по указанному адресу также подтверждается копией поквартирной карточки.
На момент совершеннолетия (< Дата >) Зуева И.В., действовавший Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 08.02.1998 г. определял, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (редакция от 08.02.1998 г.) в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждении дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных положений гарантированная данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, должна предоставляться до достижения ими возраста 23 лет, и указанный срок является пресекательным сроком, истечение которого прекращает право лица. Поэтому пропуск данного срока влечет прекращение права требования предоставления социальной гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Таким образом, законодателем был установлен срок для реализации истцом своих прав - с 18 лет до 23 лет, т.е. в период с < Дата > по < Дата >.
Таким образом, после отмены Постановлением главы муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от < Дата > № постановление главы Черняховского муниципального образования Калининградской области от < Дата > № «О закреплении жилой площади за Зуевым И.», Зуев И.В. был вправе обратиться с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как ребенку-сироте.
Однако, только в 2016 году Зуев И.В. обратился в Межведомственную комиссию Калининградской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области. На момент обращения истцу исполнилось № лет.
Согласно сообщению Министерства социальной политики Калининградской области от < Дата > во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда Калининградской области, Зуеву И.В. было отказано, поскольку в возрасте от 18 до 23 лет с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении он не обращался.
Таким образом, поскольку Зуев И.В. не состоял с < Дата > до достижения 23 лет, и не состоит на учёте нуждающихся в жилом помещении по настоящее время, суд приходит к выводу об отсутствии у него прав на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Кроме того, суд учитывает, что истцом не представлено суду доказательств его обращения в возрасте до 23 лет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо уважительные причины, послужившие основанием пропуска установленного законом указанного срока.
При этом суд полагает, что у Зуева И.В. имеются основания для предоставления жилого помещения по иным основаниям, предусмотренным ЖК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. — ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░