Дело №2-1161/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2017 года
г.Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.
при секретаре Гладун А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО, ФИО к администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании решения, отказа незаконными, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду,
установил:
Истец обратился в суд с иском о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> (протокол №) в части отказа в согласовании проекта постановления о предварительном согласовании предоставления им в аренду земельного участка (вопрос 487); признании незаконным отказа администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от 23.06.2016г. по вопросу предварительного согласования предоставления им земельного участка площадью 1000 кв. м, местоположение: <адрес>, д. Балабаново, <адрес>, в аренду, обязании администрацию Пушкинского муниципального района <адрес> принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на три года земельного участка, площадью 1000 кв.м, местоположение: <адрес>, д. Балабаново, <адрес>, для ведения огородничества.
В обоснование иска указано, что истцы обратились в администрацию Пушкинского муниципального района ( вх. №М-270/1-ПА) с просьбой предоставить в аренду земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: <адрес>, д. Балабаново, <адрес> для огородничества; к указанному заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные нормами земельного законодательства. В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ (в редакции после 01.03.2015г), администрацией Пушкинского муниципального района был подготовлен проект постановления о предварительном согласовании предоставления ФИО, ФИО сроком на три года земельного участка площадью 1000 кв.м, местоположение: <адрес>, д. Балабаново, <адрес>, который был направлен на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес>. 23.06.2016г. администрацией Пушкинского муниципального района истцам был дан ответ, в котором сообщалось о том, что в соответствии решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> (протокол № вопрос 487), им отказывается в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка ввиду отсутствия заключения Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> о подтверждении отнесения испрашиваемого земельного участка к зоне сельскохозяйственного использования. По мнению истцов, подписанный администрацией Пушкинского муниципального района отказ по данному вопросу является необоснованным, незаконным и нарушает их права, в связи с чем последовало обращение с настоящим иском в суд.
Истцы ФИО, А.А. в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены, воспользовались процессуальным правом ведения дела через представителя (ст.48 ГПК РФ).
Представитель истца по доверенности ФИО в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района <адрес> по доверенности ФИО в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на его необоснованность.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещены, направили в суд отзыв на иск по мотивам, которого просили в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
На основании ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
Судом установлены следующие обстоятельства.
10.02.2016г. ФИО, А.А. обратились в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1000 кв.м для огородничества, находящийся рядом с участком, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащим им на праве собственности, указав, что ранее по Постановлению Майского сельского округа № от 12.07.1999г. на испрашиваемый земельный участок был заключен договор аренды сельскохозяйственного назначения № от 12.07.1999г. между администрацией Майского сельского округа и ФИО, супругой ФИО и матерью ФИО, которая в настоящее время умерла (л.д.11).
Из представленных в материалы дела Постановления Главы администрации Майского сельского округа <адрес> МО № от 12.07.1999г. и договора аренды сельскохозяйственного назначения № от 12.07.1999г. следует, что земельный участок площадью 1000 кв.м в <адрес> за домом 12 был предоставлен в аренду сроком на 4,5 года для посадки овощных культур (л.д.20,21).
26.05.2016г. Комитетом по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района <адрес> в адрес Министерства имущественных отношений <адрес> направлен на согласование проект постановления о предварительном согласования предоставления ФИО, А.А. в аренду со множеством лиц на стороне арендатора сроком на 3 года земельного участка площадью 1000 кв.м, местоположение: <адрес>, д.Балабаново, <адрес>, вид разрешенного использования – «ведение огородничества», в приложение также направив полный пакет документов (л.д. 22), в том числе Заключение Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес>, составленное по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, д.Балабаново, <адрес> на кадастровой карте территории с видом разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.13-14).
Согласно данному Заключению, категория указанного выше земельного участка – «земли населенных пунктов».
Решением межведомственной Комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> (протокол №) отказано в согласовании проекта постановления о предварительном согласовании истцам предоставления в аренду земельного участка (вопрос 487), поскольку отсутствует заключение Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне сельскохозяйственного использования (л.д.23).
23.06.2016г. Комитетом по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района истцам на обращение по вопросу предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1000 кв.м для ведения огородничества по адресу: <адрес>, д.Балабаново, <адрес> дан ответ, что Министерством имущественных отношении <адрес> рассмотрен данный вопрос и принято решение: «ввиду отсутствия документов территориального планирования отказать в согласовании проекта постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка». (л.д.25)
Из отзыва Министерства имущественных отношений <адрес> на иск следует, что испрашиваемый истцами земельный участок находится на землях населенных пунктов и Главное управление архитектуры и градостроительства <адрес> не подтвердило сохранение сельскохозяйственного использования земельного участка после утверждения Генерального плана г/п Софрино Пушкинского муниципального района <адрес>; из акта осмотра земельного участка, осуществленного администрацией Пушкинского муниципального района <адрес>, также следует, что земельный участок находится в зоне жилой застройки; таким образом, после принятия документов территориального планирования испрашиваемый земельный участок может попасть в функциональную зону, допускающую жилищное строительство, и правообладатели получат возможность изменить вид разрешенного использования земельного участка на вид, допускающий такое строительство, в порядке ст.37 Градостроительного кодекса РФ; предоставление земельных участков, на которых может осуществляться жилищное строительство, лицам, не относящимся к льготным критериям, будет осуществляться на торгах (л.д.30-31).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от <дата> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Изменение вида разрешенного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель для ведения сельского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый истцами земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют целевое использование – «для посадки овощных культур».
Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственного производства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этого земельного участка в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).
Анализируя установленные судом обстоятельства и изложенные выше нормы в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для признания незаконными решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от <дата> (протокол №) в части отказа в согласовании проекта постановления о предварительном согласовании предоставления им в аренду земельного участка (вопрос 487) и отказа администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от 23.06.2016г. по вопросу предварительного согласования предоставления им земельного участка площадью 1000 кв. м, местоположение: <адрес>, д. Балабаново, <адрес>, в аренду, в том числе производного требования об обязании администрации Пушкинского муниципального района <адрес> принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на три года земельного участка, площадью 1000 кв.м, местоположение: <адрес>, д. Балабаново, <адрес>, для ведения огородничества.
При таких обстоятельства иск ФИО, А.А. удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО, ФИО к администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании решения, отказа незаконными, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 15.05.2017г.
Судья: