Дело № 2-839/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 21 февраля 2017 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи Л.Н. Главатских,
при секретаре Я.О. Ждановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата Челябинской области к Омельченко А.М. о взыскании переполученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат Челябинской области обратился в суд с иском к Омельченко А.М. о взыскании незаконно полученной пенсии за выслугу лет в размере 213443,04 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указал, что Омельченко А.М. с ДД.ММ.ГГГГ. была назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ. В связи с поступлением ответчика на службу в СУ СК России по Челябинской области, выплата пенсии по линии Министерства обороны РФ была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Омельченко А.М. было присвоено специальное звание, о чем он не сообщил истцу. В результате чего образовалась переплата пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 213443,04 рубля.
Представители Военного комиссариата Челябинской области Поминов Д.Ю., Мартынов А.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.
Ответчик Омельченко А.М. и его представитель в судебном заседании против иска возражали.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.
В силу пункта "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Из материалов дела следует, что Военным комиссариатом Челябинской области Омельченко А.М. занимал должность заместителя Военного комиссара Челябинской области Приволжско-Уральского военного округа в звании полковника. С ДД.ММ.ГГГГ. ему назначена пенсия за выслугу лет по ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что подтверждается выпиской из пенсионного дела. При оформлении указанной пенсии Омельченко А.М. было подписано заявление-обязательство от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого он обязуется сообщить о всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии.
Согласно приказа руководителя СУ СК России по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Омельченко А.М. поступил на службу и назначен с ДД.ММ.ГГГГ. на должность старшего инспектора СУ по защите государственной тайне и мобилизационной работе.
Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ. Омельченко А.М. присвоено специальное звание подполковника юстиции.
В связи с поступлением ответа из СУ СК России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. № на запрос Военного комиссариата Челябинской области о присвоении звания Омельченко А.М. истцом насчитана переплата полученной ответчиком пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 213443,04 рубля, что подтверждается справкой о расчете пенсии.
Разрешая требования истца, суд исходит из следующего.
в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба; согласно п. п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях; граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом; правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 4468-1, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия; предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе; в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных; в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст. 18 Закона Российской Федерации N 4468-1).
Из содержания приведенных норм следует, что служба в Следственном управлении Следственного комитета относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Данная служба не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1, что подтвердил представитель истца в судебном заседании, выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу. Данная позиция не противоречит Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4№
Кроме того, время службы в СУ СК России по Челябинской области в специальный стаж при назначении пенсии по линии Министерства обороны РФ, не засчитывается и не влечет увеличения размера ранее назначенной ответчику пенсии. Период службы в СУ СК России по Челябинской области засчитывается в специальный стаж при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам СУ СК, что подтвердил представитель истца в судебном заседании.
В настоящее время Омельченко А.М. получает пенсию как бывший военнослужащий по линии Министерства обороны РФ и после увольнения из СУ СК вправе выбрать наиболее выгодный для него вариант-либо оформить пенсию за выслугу лет как сотруднику следственного комитета, либо продолжить получать ранее назначенную пенсию по линии Министерства обороны РФ.
Таким образом, выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации N № могла быть приостановлена ответчику лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в Следственное управление Следственного комитета России по Челябинской области выплата назначенной Омельченко А.М. пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны РФ приостановлению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Военного комиссариата Челябинской области к Омельченко А.М. о взыскании переполученной пенсии, отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: Л.Н. Главатских
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Л.Н. Главатских
Секретарь: Я.О. Жданова