Дело № 3а-78/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием представителя административного истца Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Фатавыевой Ч.Н., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Тарановой И.А., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «ТрастИнКом» Чащухина А.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 24 апреля 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 165000 кв.м., расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером **, равной его рыночной стоимости в размере 19544250 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2014 года № 1362-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Пермского края» кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 21408750 рублей, по состоянию на 1 января 2014 года. По заявлению арендатора спорного земельного участка – ООО «ТрастИнКом» решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 14 июля 2015 года № ** кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости равной 4785000 рублей. Обратившись в суд в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Пермского края, административный истец ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указывает, что отчет об оценке от 8 мая 2015 года № ** на основании которого принято решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 14 июля 2015 года № **, не соответствует законодательству об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, что привело к значительному и необоснованному снижению кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Представитель административного истца Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края Фатавыева Ч.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Таранова И.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований на основании доводов изложенных в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «ТрастИнКом» Чащухин А.С., действующий на основании доверенности возражал об удовлетворении заявленных требований на основании доводов, изложенных в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал.
Заслушав объяснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Пермского края от 27 ноября 2014 года № 1362-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Пермского края» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** установлена в размере 21408750 рублей, по состоянию на 1 января 2014 года.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю № ** от 14 июля 2015 года на основании заявления заинтересованного лица – ООО «ТрастИнКом» определена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке – 4785000 рублей.
6 марта 2017 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю не принято к рассмотрению заявление Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** по основанию, предусмотренному пунктом 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263, в виду того, что кадастровая стоимость земельного участка ранее установлена в размере его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, определения кадастровой стоимости, утверждения результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости регламентирован главой III.1. Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.11. Закона об оценочной деятельности под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: - принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; - формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; - отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; - определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; - утверждение результатов определения кадастровой стоимости; - внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом абзацем 8 статьи 24.11. Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.
Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрена статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности.
При этом соответствующие Решения комиссии могут быть оспорены в суде (часть 27 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Статьей 24.20. Закона об оценочной деятельности установлено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, по смыслу приведенных норм, решение Комиссии и решение суда о пересмотре кадастровой стоимости, установленной в результате кадастровой оценки, имеют равное юридическое значение и влекут одинаковые правовые последствия.
При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось сторонами, что действующая кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю № ** от 14 июля 2015 года принятого по заявлению заинтересованного лица – ООО «ТрастИнКом».
Указанное решение Комиссии в установленном законом порядке обжаловано не было, при этом обязанность по извещению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о времени и месте рассмотрения заявления ООО «ТрастИнКом», Комиссией исполнена.
На основании названного решения Комиссии в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 4785000 рублей.
В данном случае кадастровая стоимость земельного участка установленная и внесенная в государственный кадастр в размере рыночной стоимости земельного участка по результатам рассмотрения заявления заинтересованного лица Комиссией, не может быть оспорена в порядке, предусмотренном Законом об оценочной деятельности.
Вопреки доводам административного истца пересмотр выводов Комиссии изложенных в решении № ** от 14 июля 2015 года, путем обращения в суд с повторным заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, действующим законодательством не предусмотрен.
Кроме того, доводы административного истца о том, что положения действующего законодательства не исключают возможность установления кадастровой стоимости, которая ранее оспорена и размер которой установлен в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Данные доводы опровергаются содержанием приведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», по смыслу которых в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, может быть оспорена лишь кадастровая стоимость, установленная в рамках процедуры «Государственной кадастровой оценки».
При этом Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не регламентирован порядок оспаривания ранее оспоренной кадастровой стоимости.
Принимая во внимание обстоятельства неверно избранного административным истцом способа защиты нарушенных прав и законных интересов, доводы административных требований и возражений в части содержания представленных отчетов об определении рыночной стоимости спорного земельного участка оценке не подлежат.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края о повторном изменении кадастровой стоимости подлежат оставлению без удовлетворения, как не основанные на требованиях действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ** в размере его рыночной стоимости – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 25 апреля 2017 года.
Судья -подпись-