Дело № 2-1439/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2017 года Озерский городской суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бабиной К.В., при секретаре Никитиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляевой ИЮ к Федеральному медико-биологическому агентству Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 71 Федерального медико-биологического агентства» о защите трудовых прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Беляева И.Ю. обратилась в суд с иском к Федеральному медико-биологическому агентству Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 71 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ЦМСЧ-71) о защите трудовых прав. Истец Беляева И.Ю. просила обязать ЦМСЧ-71 назначить ей, заведующей отделением врачу неонатологу отделения новорожденных недоношенных детей с 04.08.2017г. процентную надбавку к заработной плате согласно порядку и условиям расходования средств, направленных на оплату труда медицинских работников за оказанную помощь женщинам в период беременности, за оказанную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а так же по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, в течение первого года жизни.
Иск Беляева И.Ю. мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ г. работает в ЦМСЧ-71, с ДД.ММ.ГГГГ. истец работает в должности заведующей отделением новорожденных и недоношенных детей – врач-педиатр-неонатолог, имеет высшую квалификационную категорию по специальности «неонатология», работает в этой должности до сих пор. Одной из обязанностей в должностной инструкции истца является непосредственное выполнение лечебной работы в соответствии с объемом: ведение больных в тяжелом состоянии и в состоянии средней тяжести в палате интенсивной терапии, назначение необходимых лечебно-диагностических мероприятий, делать записи в истории развития новорожденного. Как врач-неонатолог истец непосредственно участвует в лечении детей. За истцом закреплены все тяжелобольные дети, она непосредственно разрабатывает схемы лечения, за истца эту работу не делает никто. Записи об участии Беляевой И.Ю. в лечении и ведении больных детей имеются в историях болезни детей и амбулаторных картах. Истец является не только руководителем одного из подразделений ЦМСЧ-71, выполняя административно-управленческую функцию, но является и практикующим врачом-неонатологом. Согласно действующему законодательству истец как врач-неонатолог имеет право на дополнительные выплаты из средств, полученных в рамках родовых сертификатов. Однако такая доплата Беляевой И.Ю. ЦМСЧ-71 в нарушение закона не осуществляется.
В судебном заседании истец Беляева И.Ю. и ее представитель Паскарь А.М. на иске настаивали, пояснив в соответствии с указанными в заявлении доводами.
Представитель ответчика ЦМСЧ-71 Волковец С.В. исковые требования не признала, ссылаясь, что ранее оспариваемая доплата Беляевой И.Ю ЦМСЧ-71 производилась, однако после протеста прокурора ЗАТО г. Озерск она отменена. Беляева И.Ю. выполняет врачебную деятельность согласно должностной инструкции заведующего отделением, а не врача, в связи с чем оснований для выплаты по родовым сертификатам не имеется.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска исходя из следующего.
В силу статьи 129 Трудового кодекса РФ заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010г. № 1233 «О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни», утверждены Правила финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни (далее в тексте - Правила).
Правила устанавливают порядок финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - медицинские организации), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (далее - оплата услуг).
Согласно пункту 5 Правил территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляют медицинским организациям средства на оплату счетов за оказанные услуги, исходя из следующего расчета: 3 тыс. рублей - за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в медицинской организации, оказывающей женщинам в период беременности медицинскую помощь в амбулаторных условиях; 6 тыс. рублей - за каждую женщину при оказании ей и новорожденному соответствующей услуги в медицинской организации, оказывающей женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период медицинскую помощь в стационарных условиях; 1 тыс. рублей - за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет и получившего в течение первых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей проведение профилактических медицинских осмотров детей; 1 тыс. рублей - за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на учет и получившего в течение вторых 6 месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в медицинской организации, осуществляющей проведение профилактических медицинских осмотров детей.
Оплата услуг осуществляется на основании талона родового сертификата, выдаваемого медицинской организацией, оказывающей женщинам в период беременности медицинскую помощь в амбулаторных условиях, при явке к врачу на очередной осмотр женщины со сроком беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более (пункт 6 Правил).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа, производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, путем перечисления средств на их лицевые счета (на расчетные счета, открытые медицинским организациям в кредитных организациях) (п. 7 Правил).
Согласно пункту 8 Правил, средства на оплату услуг, перечисленные территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются медицинскими организациями, в которых, в том числе:
б) оказана медицинская помощь в стационарных условиях женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, - на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (в размере 40 - 55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, медицинскими изделиями, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 февраля 2011г. № 72н утвержден Порядок расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни (далее в тексте – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка расходование средств на оплату услуг, перечисленных территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляется медицинскими организациями, оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также осуществляющими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей в течение первого года жизни.
В соответствии с пунктом 4 средства на оплату услуг за оказанную стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период направляются в соответствии с приказом по медицинской организации на:
а) оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала в размере 40 - 55 процентов от суммы перечисленных средств;
б) оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Согласно пункту 6 Порядка средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются в соответствии с положением об оплате труда:
а) между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, непосредственно оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающими стационарную помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого в соответствии с критериями качества медицинской помощи, предусмотренными приложением N 2.
Согласно п.1.2 Устава ЦМСЧ-71, утвержденного приказом Федерального медико-биологического агентства от 25 мая 2011г. № 190у, ЦМСЧ-71 является учреждением здравоохранения, находится в ведении ФМБА России, является получателем бюджетных средств и их распорядителем.
Материалами дела подтверждено, что истец Беляева И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. принята на работу в ЦМСЧ-71 на должность врача педиатра неонатолога акушерского отделения. ДД.ММ.ГГГГ. Беляева И.Ю. переведена на должность заведующей отделением новорожденных и недоношенных детей-врача-педиатра-неонатолога, а 01.01.2000г. на должность заведующего отделением врача-неонатолога отделения новорожденных и недоношенных детей (л.д. 13-15).
Согласно п.п.8.1,п.п.8.2, п.п.8.3 п. 8 должностной инструкции заведующего отделением новорожденных и недоношенных детей акушерского стационара, утвержденной начальником ЦМСЧ-71 21 ноября 2014г. (л.д. 40-42), истец Беляева И.Ю. обязана:
- проводить ежедневный утренний обход отделения совместно с дежурным врачом-неонатологом, медицинской сестрой;
- осматривать всех вновь поступивших новорожденных, недоношенных и новорожденных с ухудшением состояния, находящихся в палате интенсивной терапии, делать записи в историях развития новорожденных;
- непосредственно выполнять лечебную работу в соответствии с объемом: ведение больных в тяжелом состоянии (в том числе детей, находящихся на искусственной вентиляции) и в состоянии средней тяжести в палате интенсивной терапии, назначать необходимые лечебно-диагностические мероприятия, делать записи в истории развития новорожденного;
- оказывать первичную реанимационную помощь новорожденным в родильном зале;
- являться по вызову дежурного врача во внеслужебное время для срочной консультации, оказания экстренной медицинской помощи и другим экстремальным поводам.
Во исполнение указанного выше Порядка, начальником ЦМСЧ-71 04.08.2011г. принят приказ о введении Положения об оплате услуг по родовым сертификатам (далее Положение ЦМСЧ от 04.08.2011г.) (л.д. 32).
Пунктом 3.3 Положения ЦМСЧ-71 от 04.08.2011г. предусмотрена выплата по оплате услуг женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период (стационаре) для врачей-неонатологов, в том числе заведующей отделением (л.д. 33-35). В перечень отделений и подразделений ЦМСЧ-71 входит отделение новорожденных и недоношенных детей (л.д. 38).
Из расчетных листов Беляевой И.Ю. следует, что истец получала выплаты по родовым сертификатам (л.д. 43-54), а с февраля 2016г. данная выплата работодателем начисляться и выплачиваться истцу перестала (л.д. 55-74).
Приказом начальника ЦМСЧ-71 от 15.10.2013г. пункт 3.3. Положения ЦМСЧ-71 от 04.08.2011г. изложен в новой редакции, должность заведующего отделением новорожденных и недоношенных детей исключена (л.д. 90). Данный приказ вынесен во исполнение протеста прокурора города от 24.09.2013г.
Однако, как установлено, в судебном заседании, истец Беляева И.Ю. занимает должность заведующего отделением врача-неонатолога отделения новорожденных и недоношенных детей. Беляева И.Ю. как врач-специалист, а именно – врач-неонатолог - непосредственно оказывает стационарную помощь новорожденным в период родов и послеродовой период, осуществляя непосредственно лечебную деятельность. Данное обстоятельство не только не отрицалось ответчиком, но было подтверждено в ходе судебного заседания и не является предметом спора.
Таким образом, судом установлено, что Беляева И.Ю., являясь заведующим отделением врачом-неонатологом отделения новорожденных и недоношенных детей, выполняет работу врача-специалиста по непосредственной помощи новорожденным в период родов и послеродовый период, что является основанием для выплаты ей процентной надбавки к заработной плате согласно указанному Порядку с даты обращения в суд с иском – 07.08.2017г.
Ссылка ответчика на протест прокурора от 24.09.2013г. как на законное основание для отмены выплаты, судом не принимается.
В силу частей 1, 2 статьи 23 Закона N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г., прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Анализ вышеуказанных законодательных норм свидетельствует о том, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит рекомендательный характер об устранении нарушений закона, содержит разъяснения норм действующего законодательства. Силой принудительного исполнения не обладает и не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый акт, безусловную обязанность по его отмене или изменению.
Также не заслуживает внимания и ссылка ответчика на справку старшего контролера-ревизора Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области Р.Т. Айметовой (л.д. 97-105), поскольку данной проверкой не установлено фактов незаконного начисления спорной выплаты истцу Беляевой И.Ю.
Иных возражений в обоснование своей позиции ответчиком не представлено.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 71 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 71 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 07 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2011░. № 72░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 71 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░