Решение по делу № 2а-224/2017 (2а-4221/2016;) от 28.11.2016

Дело № 2а-224/2017                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2017 года                             г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Балакиной А.В.,

при секретаре Жуковой А.Н.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании дело по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к Спешилову ФИО5 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> обратилось в суд с административным иском к Спешилову ФИО6 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов.

В обоснование заявленного требования указано, что Спешилов А.М. был зарегистрирован согласно выписке из ЕГРЮЛ в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и ненадлежащим образом исполнил свои обязанности по уплате страховых взносов. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. В результате осуществления контроля данного страхователя выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по уплате страховых взносов на ОПС на страховую часть в размере <данные изъяты>. Пени, начисленные в соответствии со ст. 25 вышеназванного закона, составили на ОПС на страховую часть в размере <данные изъяты>, на ОМС в федеральный фонд в размере <данные изъяты>, итого <данные изъяты>.

Представитель административного истца - ФИО3 в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик - Спешилов А.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 статьи 1 КАС РФ, (введенного в действие с 15 сентября 2015 г.) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Требования о взыскании недоимок, пени, штрафов по страховым взносам и о взыскании штрафов за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений являются имущественными, что следует из положений Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование это обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" недоимка - сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный настоящим Федеральным законом срок.

В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, исчисляется плательщиками страховых взносов самостоятельно. Страховые взносы уплачиваются за расчетный период не позднее 31 декабря текущего года (ч.1,2 ст. 16 № 212-ФЗ). Под расчетным периодом по страховым взносам, признается календарный год.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Согласно ст. 25 ФЗ № 212-ФЗ, пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

В силу ч. 1 ст. 21 Закона N 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (часть 3 данной статьи).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. ч. 5, 7 ст. 22 Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с положениями ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) предпринимателя.

Учитывая, что указанные лица вправе в любой момент в заявительном порядке прекратить статус индивидуального предпринимателя и, соответственно, снять с себя обязанность по дальнейшей уплате указанных взносов, факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями, равно как и результат предпринимательской деятельности - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам) не влияют на обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом прекращении деятельности могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов (п. 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 211-О, абз. 4-6 п. 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, п. 3.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 165-О).

Как установлено судом и следует из материалов дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Спешилов А.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и согласно сведений о доходах налогоплательщика, представленных ИФНС по <адрес> за 2014 год, им был получен суммарный доход в размере <данные изъяты>/л.д.22,32./.

Страховые взносы в фиксированном размере из расчета 1 МРОТ Спешиловым А.М. уплачены.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ Спешилов А.М. был зарегистрирован

в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный в ПФР (л.д.10-11).

В результате осуществления контроля данного страхователя выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за периоде ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (из расчета 7 МРОТ х тариф х 12).

Заявляя требования о взыскании истец исходил из того, что Спешилов А.М. осуществляя деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не в полном объеме выполнил своё обязательство по уплате страховых взносов, поскольку законодательство о страховых взносах не ставит порядок их исчисления в зависимость от произведенных плательщиком страховых взносов расходов, либо налоговой базы.

С выводами истца суд согласиться не может исходя из следующего.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи. Частью 9 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 данной статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1 -го числа каждого следующего месяца.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 данной статьи доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый Кодекс).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового Кодекса исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Из содержания пункта 1 статьи 221 Налогового Кодекса следует, что при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц предусмотрено право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

Соответственно, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Кодекса подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, исходя из смысла правовых норм приведенных выше, для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им документально подтвержденных расходов.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П.

Согласно налоговой декларации за 2014 год, поданной Спешиловым А.М. в налоговую инспекцию, запрошенная судом, следует, что общая сумма его дохода составляет <данные изъяты>, общая сумма расходов и налоговых вычетов <данные изъяты>, налоговая база <данные изъяты> (л.д.

Поскольку материалами дела подтверждается, что исходя из размера дохода <данные изъяты> Спешиловым А.М. были уплачены страховые взносы в размере <данные изъяты>, требование Управления пенсионного фонда о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам исходя из суммы <данные изъяты> в размере <данные изъяты> а также пени на указанную сумму за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> не является обоснованным.

Таким образом, исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к Спешилову ФИО7 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> к Спешилову ФИО8 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов удовлетворению не подлежит.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательном виде изготовлено 06.03. 2017 года.

Судья А.В.Балакина

2а-224/2017 (2а-4221/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ - УПФ РФ в Пермском районе Пермского края
Ответчики
Спешилов А.М.
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
permsk.perm.sudrf.ru
28.11.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.11.2016[Адм.] Передача материалов судье
01.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
09.02.2017[Адм.] Судебное заседание
28.02.2017[Адм.] Судебное заседание
06.03.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее