Решение по делу № 2-6780/2013 от 27.11.2013

Дело №2-6780/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2013 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Соболевой О.О., при секретаре Пузанковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО11 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» о признании решения незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Пахомов А.А. обратился в суд с заявлением о признании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (ФФГБУ «ФКП Росреестра» по МО) незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности БабановА.В. требования поддержал, пояснил, что Пахомов А.А. является пользователем земельного участка по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> и уточненной площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , предназначенного для ведения индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, на котором расположен дом, находящийся в долевой собственности и в котором ему принадлежит <данные изъяты> доля в праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ выданного нотариусом Сергиево-Посадского района МО Землянушиной Э.Б. ДД.ММ.ГГГГ реестровый , и свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок при доме находится в неразграниченной государственной собственности. ДД.ММ.ГГГГ Пахомовым А.А. было подано заявление в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО о кадастровом учете изменений объекта недвижимости – земельного участка. Участок фактически имеет площадь <данные изъяты> К указанному заявлению был приложен межевой план и доверенности. ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» приняло решение об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости ввиду того, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, площадь земельного участка уточняется с <данные изъяты> отсутствует документ, подтверждающий давность пользования участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ участка, что, по мнению кадастрового органа, противоречит ч.3 ст. 20, ч.9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о ГКН). С данным решением кадастрового органа заявитель не согласен, поскольку Администрация Сергиево-Посадского района является уполномоченным законом распорядителем данного участка, а Пахомов А.А. – собственником доли дома и пользователем земельного участка, что дает право на обращение за кадастровым учетом изменений участка. Межевой план соответствует закону и Требованиям к подготовке межевого плана. Земель государственной собственности заявитель не запользовал. Расхождение площади обосновано тем, что при уточнении границ площадь участка, содержащаяся в ГКН, уточняется в пределах, не превышающих минимального размера участка, установленного для ведения индивидуального жилищного строительства, что соответствует ст. 27 Закона о ГКН. Границы земельного участка определены кадастровым инженером в соответствии с законом и фактическим землепользованием, споров о границах не имеется. Все границы уточняемого участка согласованы. Заявитель и кадастровый инженер не обязаны представлять документ о <данные изъяты> пользовании участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ. Просил признать решение кадастрового органа об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости незаконным и обязать ФФГБУ произвести кадастровый учет изменений земельного участка по адресу: <адрес> предназначенного для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера Башкирова С.В. и выдать заявителю кадастровый паспорт на участок с кадастровым номером

Представитель заинтересованного лица – администрации Сергиево-Посадского района по доверенности Носов С.Б. в суд явился, против удовлетворения заявления не возражал, подтвердил, что администрацией Сергиево-Посадского района Пахомову А.А. была выдана доверенность от ДД.ММ.ГГГГ с полномочиями от имени администрации района по проведению всех кадастровых процедур по внесению изменений в уникальные характеристики и в сведения государственного кадастра недвижимости спорного земельного участка, с правом сдачи землеустроительных дел, межевания, с правом подачи заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известил, не просил рассматривать дело в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 257 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя органа кадастрового учета.

Заинтересованные лица – кадастровый инженер Башкиров С.В., ФИО13, ФИО14, ФИО15 в суд не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известили, в представленных в суд заявлениях просили рассматривать дело в их отсутствие, заявление Пахомова А.А. поддержали и просили его удовлетворить.

С учетом ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц кадастрового инженера Башкирова С.В., а также Пахомова А.Д., Горячева Н.А., Трифоновой Г.А.

Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> и уточненной площадью <данные изъяты> с кадастровым номером предназначенный для ведения индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, находится в неразграниченной государственной собственности. На данном земельном участке расположен жилой дом, который находится в долевой собственности Пахомова А.А., Пахомова А.Д., ГорячеваН.А., Трифоновой Г.А. по <данные изъяты> доле каждому. Право собственности на дом зарегистрировано в ЕГРП.

Заявитель обратился к кадастровому инженеру Башкирову С.В. для изготовления межевого плана. В порядке проведения кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером фактически составляет <данные изъяты> что превышает сведения государственного кадастра недвижимости на <данные изъяты>

Из материалов дела следует, что Пахомов А.А. обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, с приложенными к нему межевым планом и доверенностями. Решением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в кадастровом учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на п.2 ч.2, п.2 ч.5 ст. 27 Закона о ГКН ввиду того, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, отсутствует документ, подтверждающий давность пользования участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ участка, имеется расхождение между фактической уточняемой площадью и площадью участка, учтенной в ГКН, что, по мнению кадастрового органа, противоречит ч.3 ст. 20, ч.9 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч.10 ст. 26, ч. 13 ст. 27 Закона о ГКН решение о приостановлении кадастрового учета и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета могут быть обжалованы в судебном порядке.

Согласно ч.2 ст. 26 ФЗ от 24.06.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: 4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно пп. 2, 5 ч.2 ст. 27 данного Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.

Согласно ч.10 ст.3 Закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ч.3 ст. 20 Закона о ГКН с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Судом установлено, что спорный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности. Администрация Сергиево-Посадского района является распорядителем данного участка, а Пахомов А.А. – собственником доли дома и пользователем земельного участка, что дает право на обращение за кадастровым учетом изменений участка.

Кадастровым инженером Башкировым С.В. был изготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ ранее учтенного земельного участка . В межевом плане содержится заключение кадастрового инженера, подтверждающее местоположение участка перечень его координат и акт согласования границ, содержащий сведения о согласовании границ участка. Заключение кадастрового инженера содержит обоснование определения границ земельного участка , его координаты границ определены с учетом местоположения жилого дома и твердых контуров ограждений земельного участка, которые, по мнению кадастрового инженера, указывают на то, что участком в данных границах пользуются более <данные изъяты> лет. Местоположение участка подтверждается в межевом плане схемой геодезических построений, схемой расположения земельного участка, чертежом участка.

Данный межевой план вместе с заявлением о кадастровом учете был подан в орган кадастрового учета в установленном законом порядке. Кадастровым органом не представлено доказательств несоответствия данного межевого плана Закону РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

Кадастровым органом не оспаривался тот факт, что заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с ч.4 ст. 21 Закона орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Межевой план содержит сведения о местоположении земельного участка в соответствии с Требованиями, утвержденными Минэкономразвития РФ. Споров о границах участка не имеется, претензий к правильности оформления акта согласования границ участка кадастровым органом не представлено.

В случае сомнений кадастровый орган вправе проверить межевой план кадастрового инженера и опровергнуть содержащиеся в нем сведения с приведением соответствующих доказательств и аргументов, чего кадастровым органом сделано не было.

Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суду кадастровым органом не были представлены доказательства, опровергающие сведения межевого плана о местоположении участка номером

Согласно ч. 9 ст. 38 Закона о ГКН при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Ссылки органа кадастрового учета на нарушение в межевом плане требований ч.9 ст. 38 Закона о ГКН необоснованны. Кадастровым органом не оспаривается, что участок с кадастровым номером является ранее учтенным, сведения о границах которого не закреплены в ГКН.

Ч.9 ст. 38 Закона не препятствует уточнять местоположение земельного участка, образованного как более, так и менее 15 лет до момента обращения в кадастровый орган, и не обязывает правообладателей участков представлять в кадастровый орган документ, подтверждающий давность пользования участком, содержащий, в том числе, исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ, такого требования не содержится и в ст. 22 Закона о ГКН. Статья 38 Закона лишь указывает, какие имеющие место обстоятельства учитываются при определении границ участка. Однако, кадастровым органом не представлено доказательств, что сведения межевого плана о местоположении участка противоречат правоустанавливающим документам, документам об образовании участка либо 15-летнему фактическому землепользованию. Кроме того, из технического паспорта домовладения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок при доме был сформирован до ДД.ММ.ГГГГ т.е. более <данные изъяты> лет назад.

Следовательно, кадастровым органом не доказано, что фактический участок заявителя не соответствует его границам в межевом плане.

Часть 9 ст. 38 Закона о ГКН регулирует правила определения границ земельного участка, границы которого уточняются. С учетом того, что уточнение границ спорного участка согласовано, спор о положении границ отсутствует, а кадастровым органом не представлено доказательств, опровергающих сведения о местоположении участка и результаты измерений кадастрового инженера, изложенные в межевом плане, доводы кадастрового органа о нарушении ч.9 ст. 38 Закона являются необоснованными.

По указанным основаниям доводы органа кадастрового учета, что в составе межевого плана отсутствуют сведения, определяющие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером (документ, подтверждающий давность пользования участком, содержащий в том числе исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ), суд считает необоснованными и противоречащими закону, поскольку согласно ст. 22 Закона о ГКН и Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412, такие документы заявитель представлять не обязан.

Кроме того, довод кадастрового органа о непредставлении документа о давности пользования участком не мог влечь отказа в кадастровом учете изменений участка заявителя на основании п.2 ч. 2 ст. 27 Закона о ГКН, т.к. непредставление документов может влечь приостановление кадастрового учета на основании п.4 ч.2 ст. 26 Закона о ГКН.

Согласно ч. 3 ст.25 Закона о ГКН кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). В силу ч.4 ст.27 Закона о ГКН при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Кадастровые сведения об участке заявителя на данный момент не содержат описания местоположения границ его участка и должны быть уточнены согласно ч.3 ст. 25 Закона о ГКН.

Ссылки кадастрового органа на расхождение между уточненной (фактической) площадью участка заявителя и площадью его участка по сведениям ГКН необоснованны и не могут влечь отказа в кадастровом учете согласно ст. 27 Закона о ГКН.

В соответствии с п.1 ч.5 ст. 27 Закона о ГКН при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Суд полагает, что данной нормой закона устанавливается, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости принимается в том случае, если уточняемая при межевании площадь земельного участка превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе и содержащуюся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, и только в том случае, если такой предельный размер участка не установлен, учитывается величина – десять процентов площади земельного участка.

Решением муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район» от 23.06.2005 № 31-МЗ «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства» установлен предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, который составляет <данные изъяты>

В судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что фактическая уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> Размер превышения площади земельного участка заявителя, находящегося в г. Сергиев Посад, составляет <данные изъяты> что меньше предельного минимального размера земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, установленного Решением муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район» от 23.06.2005 № 31-МЗ «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства».

Границы участка согласованы в межевом плане, что свидетельствует о надлежащем определении границ и отсутствии спора о границах участка. Претензий к акту согласования границ спорного участка в суде не заявлено. С учетом изложенного доводы кадастрового органа о расхождении площади участка не могут влечь отказа в кадастровом учете и противоречат п.1 ч.5 ст. 27 Закона о ГКН.

При таких обстоятельствах суд полагает, что возражения органа кадастрового учета являются несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства, следовательно, заявленные требования Пахомова А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с заявлением в орган кадастрового учета Пахомов А.А. просил выдать кадастровые паспорта, поэтому данные требования подлежат удовлетворению в силу ч.5 ст. 23 Закона о ГКН.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО12 о признании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок удовлетворить.

Признать решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области устранить нарушение прав заявителя и произвести по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером , уточненной площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> предназначенного для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера Башкирова С.В. и выдать ФИО16 кадастровый паспорт на участок с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано сторонами и иными участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Судья: О.О. Соболева

Дело №2-6780/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2013 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Соболевой О.О., при секретаре Пузанковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО11 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» о признании решения незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Пахомов А.А. обратился в суд с заявлением о признании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (ФФГБУ «ФКП Росреестра» по МО) незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности БабановА.В. требования поддержал, пояснил, что Пахомов А.А. является пользователем земельного участка по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> и уточненной площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , предназначенного для ведения индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, на котором расположен дом, находящийся в долевой собственности и в котором ему принадлежит <данные изъяты> доля в праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ выданного нотариусом Сергиево-Посадского района МО Землянушиной Э.Б. ДД.ММ.ГГГГ реестровый , и свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок при доме находится в неразграниченной государственной собственности. ДД.ММ.ГГГГ Пахомовым А.А. было подано заявление в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО о кадастровом учете изменений объекта недвижимости – земельного участка. Участок фактически имеет площадь <данные изъяты> К указанному заявлению был приложен межевой план и доверенности. ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» приняло решение об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости ввиду того, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, площадь земельного участка уточняется с <данные изъяты> отсутствует документ, подтверждающий давность пользования участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ участка, что, по мнению кадастрового органа, противоречит ч.3 ст. 20, ч.9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о ГКН). С данным решением кадастрового органа заявитель не согласен, поскольку Администрация Сергиево-Посадского района является уполномоченным законом распорядителем данного участка, а Пахомов А.А. – собственником доли дома и пользователем земельного участка, что дает право на обращение за кадастровым учетом изменений участка. Межевой план соответствует закону и Требованиям к подготовке межевого плана. Земель государственной собственности заявитель не запользовал. Расхождение площади обосновано тем, что при уточнении границ площадь участка, содержащаяся в ГКН, уточняется в пределах, не превышающих минимального размера участка, установленного для ведения индивидуального жилищного строительства, что соответствует ст. 27 Закона о ГКН. Границы земельного участка определены кадастровым инженером в соответствии с законом и фактическим землепользованием, споров о границах не имеется. Все границы уточняемого участка согласованы. Заявитель и кадастровый инженер не обязаны представлять документ о <данные изъяты> пользовании участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ. Просил признать решение кадастрового органа об отказе в кадастровом учете изменений объекта недвижимости незаконным и обязать ФФГБУ произвести кадастровый учет изменений земельного участка по адресу: <адрес> предназначенного для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера Башкирова С.В. и выдать заявителю кадастровый паспорт на участок с кадастровым номером

Представитель заинтересованного лица – администрации Сергиево-Посадского района по доверенности Носов С.Б. в суд явился, против удовлетворения заявления не возражал, подтвердил, что администрацией Сергиево-Посадского района Пахомову А.А. была выдана доверенность от ДД.ММ.ГГГГ с полномочиями от имени администрации района по проведению всех кадастровых процедур по внесению изменений в уникальные характеристики и в сведения государственного кадастра недвижимости спорного земельного участка, с правом сдачи землеустроительных дел, межевания, с правом подачи заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известил, не просил рассматривать дело в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 257 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя органа кадастрового учета.

Заинтересованные лица – кадастровый инженер Башкиров С.В., ФИО13, ФИО14, ФИО15 в суд не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не известили, в представленных в суд заявлениях просили рассматривать дело в их отсутствие, заявление Пахомова А.А. поддержали и просили его удовлетворить.

С учетом ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц кадастрового инженера Башкирова С.В., а также Пахомова А.Д., Горячева Н.А., Трифоновой Г.А.

Выслушав объяснения представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> и уточненной площадью <данные изъяты> с кадастровым номером предназначенный для ведения индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, находится в неразграниченной государственной собственности. На данном земельном участке расположен жилой дом, который находится в долевой собственности Пахомова А.А., Пахомова А.Д., ГорячеваН.А., Трифоновой Г.А. по <данные изъяты> доле каждому. Право собственности на дом зарегистрировано в ЕГРП.

Заявитель обратился к кадастровому инженеру Башкирову С.В. для изготовления межевого плана. В порядке проведения кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером фактически составляет <данные изъяты> что превышает сведения государственного кадастра недвижимости на <данные изъяты>

Из материалов дела следует, что Пахомов А.А. обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости – земельного участка, с приложенными к нему межевым планом и доверенностями. Решением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в кадастровом учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на п.2 ч.2, п.2 ч.5 ст. 27 Закона о ГКН ввиду того, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, отсутствует документ, подтверждающий давность пользования участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ участка, имеется расхождение между фактической уточняемой площадью и площадью участка, учтенной в ГКН, что, по мнению кадастрового органа, противоречит ч.3 ст. 20, ч.9 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч.10 ст. 26, ч. 13 ст. 27 Закона о ГКН решение о приостановлении кадастрового учета и решение об отказе в осуществлении кадастрового учета могут быть обжалованы в судебном порядке.

Согласно ч.2 ст. 26 ФЗ от 24.06.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: 4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно пп. 2, 5 ч.2 ст. 27 данного Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.

Согласно ч.10 ст.3 Закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ч.3 ст. 20 Закона о ГКН с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Судом установлено, что спорный земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности. Администрация Сергиево-Посадского района является распорядителем данного участка, а Пахомов А.А. – собственником доли дома и пользователем земельного участка, что дает право на обращение за кадастровым учетом изменений участка.

Кадастровым инженером Башкировым С.В. был изготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ ранее учтенного земельного участка . В межевом плане содержится заключение кадастрового инженера, подтверждающее местоположение участка перечень его координат и акт согласования границ, содержащий сведения о согласовании границ участка. Заключение кадастрового инженера содержит обоснование определения границ земельного участка , его координаты границ определены с учетом местоположения жилого дома и твердых контуров ограждений земельного участка, которые, по мнению кадастрового инженера, указывают на то, что участком в данных границах пользуются более <данные изъяты> лет. Местоположение участка подтверждается в межевом плане схемой геодезических построений, схемой расположения земельного участка, чертежом участка.

Данный межевой план вместе с заявлением о кадастровом учете был подан в орган кадастрового учета в установленном законом порядке. Кадастровым органом не представлено доказательств несоответствия данного межевого плана Закону РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».

Кадастровым органом не оспаривался тот факт, что заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с ч.4 ст. 21 Закона орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Межевой план содержит сведения о местоположении земельного участка в соответствии с Требованиями, утвержденными Минэкономразвития РФ. Споров о границах участка не имеется, претензий к правильности оформления акта согласования границ участка кадастровым органом не представлено.

В случае сомнений кадастровый орган вправе проверить межевой план кадастрового инженера и опровергнуть содержащиеся в нем сведения с приведением соответствующих доказательств и аргументов, чего кадастровым органом сделано не было.

Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суду кадастровым органом не были представлены доказательства, опровергающие сведения межевого плана о местоположении участка номером

Согласно ч. 9 ст. 38 Закона о ГКН при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Ссылки органа кадастрового учета на нарушение в межевом плане требований ч.9 ст. 38 Закона о ГКН необоснованны. Кадастровым органом не оспаривается, что участок с кадастровым номером является ранее учтенным, сведения о границах которого не закреплены в ГКН.

Ч.9 ст. 38 Закона не препятствует уточнять местоположение земельного участка, образованного как более, так и менее 15 лет до момента обращения в кадастровый орган, и не обязывает правообладателей участков представлять в кадастровый орган документ, подтверждающий давность пользования участком, содержащий, в том числе, исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ, такого требования не содержится и в ст. 22 Закона о ГКН. Статья 38 Закона лишь указывает, какие имеющие место обстоятельства учитываются при определении границ участка. Однако, кадастровым органом не представлено доказательств, что сведения межевого плана о местоположении участка противоречат правоустанавливающим документам, документам об образовании участка либо 15-летнему фактическому землепользованию. Кроме того, из технического паспорта домовладения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок при доме был сформирован до ДД.ММ.ГГГГ т.е. более <данные изъяты> лет назад.

Следовательно, кадастровым органом не доказано, что фактический участок заявителя не соответствует его границам в межевом плане.

Часть 9 ст. 38 Закона о ГКН регулирует правила определения границ земельного участка, границы которого уточняются. С учетом того, что уточнение границ спорного участка согласовано, спор о положении границ отсутствует, а кадастровым органом не представлено доказательств, опровергающих сведения о местоположении участка и результаты измерений кадастрового инженера, изложенные в межевом плане, доводы кадастрового органа о нарушении ч.9 ст. 38 Закона являются необоснованными.

По указанным основаниям доводы органа кадастрового учета, что в составе межевого плана отсутствуют сведения, определяющие фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером (документ, подтверждающий давность пользования участком, содержащий в том числе исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ), суд считает необоснованными и противоречащими закону, поскольку согласно ст. 22 Закона о ГКН и Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412, такие документы заявитель представлять не обязан.

Кроме того, довод кадастрового органа о непредставлении документа о давности пользования участком не мог влечь отказа в кадастровом учете изменений участка заявителя на основании п.2 ч. 2 ст. 27 Закона о ГКН, т.к. непредставление документов может влечь приостановление кадастрового учета на основании п.4 ч.2 ст. 26 Закона о ГКН.

Согласно ч. 3 ст.25 Закона о ГКН кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). В силу ч.4 ст.27 Закона о ГКН при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Кадастровые сведения об участке заявителя на данный момент не содержат описания местоположения границ его участка и должны быть уточнены согласно ч.3 ст. 25 Закона о ГКН.

Ссылки кадастрового органа на расхождение между уточненной (фактической) площадью участка заявителя и площадью его участка по сведениям ГКН необоснованны и не могут влечь отказа в кадастровом учете согласно ст. 27 Закона о ГКН.

В соответствии с п.1 ч.5 ст. 27 Закона о ГКН при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Суд полагает, что данной нормой закона устанавливается, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости принимается в том случае, если уточняемая при межевании площадь земельного участка превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе и содержащуюся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, и только в том случае, если такой предельный размер участка не установлен, учитывается величина – десять процентов площади земельного участка.

Решением муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район» от 23.06.2005 № 31-МЗ «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства» установлен предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, который составляет <данные изъяты>

В судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что фактическая уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> Размер превышения площади земельного участка заявителя, находящегося в г. Сергиев Посад, составляет <данные изъяты> что меньше предельного минимального размера земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, установленного Решением муниципального образования «Сергиево-Посадский муниципальный район» от 23.06.2005 № 31-МЗ «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства».

Границы участка согласованы в межевом плане, что свидетельствует о надлежащем определении границ и отсутствии спора о границах участка. Претензий к акту согласования границ спорного участка в суде не заявлено. С учетом изложенного доводы кадастрового органа о расхождении площади участка не могут влечь отказа в кадастровом учете и противоречат п.1 ч.5 ст. 27 Закона о ГКН.

При таких обстоятельствах суд полагает, что возражения органа кадастрового учета являются несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства, следовательно, заявленные требования Пахомова А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с заявлением в орган кадастрового учета Пахомов А.А. просил выдать кадастровые паспорта, поэтому данные требования подлежат удовлетворению в силу ч.5 ст. 23 Закона о ГКН.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО12 о признании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области незаконным, обязании произвести кадастровый учет изменений земельного участка и выдать кадастровые паспорта на земельный участок удовлетворить.

Признать решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области устранить нарушение прав заявителя и произвести по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером , уточненной площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> предназначенного для индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера Башкирова С.В. и выдать ФИО16 кадастровый паспорт на участок с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано сторонами и иными участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Судья: О.О. Соболева

2-6780/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пахомов Александр Анатольевич
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра по МО
Другие
Пахомов Анатолий Дмитриевич
кад. инженер Башкиров СВ
Трифонова Галина Алексеевна
Администрация СП р-на
Суд
Сергиево-Посадский городской суд Московской области
Дело на странице суда
sergiev-posad.mo.sudrf.ru
27.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2013Передача материалов судье
29.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2013Подготовка дела (собеседование)
11.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2013Судебное заседание
12.12.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее