Дело № 2а- 3372/2016                 05 сентября 2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Магаданский городской суд Магаданской области

в составе председательствующего судьи Филенко М.А., при секретаре Курдюмовой К.А.,

при участии

представителя административного истца Плешаковой Т.П.,

представителей административного ответчика Демидова И.А.,

Данько Е.С.,

представителей заинтересованного лица Варфоломеевой И.В.,

Святитской С.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов запаса топлива на источнике электрической энергии ОАО «ОлаИнтерКом», расположенном в <адрес>, Ольского городского округа, ДД.ММ.ГГГГ год»,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Магаданской области обратился в Магаданский городской суд с названным административным иском в обоснование которого указал следующее.

Проверкой соблюдения законодательства при формировании экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию в <адрес> городского округа установлено, что приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области от 24.12.2015г. неправомерно утверждены нормативы запасов дизельного топлива на источнике электрической энергии ОАО «ОлаИнтерКом», расположенном в <адрес> в объеме 0,09 тыс.тн, что повлекло увеличение тарифов для потребителей с ДД.ММ.ГГГГ на 137 %.

Указывает, что оспариваемый приказ не соответствует п. 2 ст. 21 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», приказу Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», приказу Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению нормативов создания запасов топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более», Положению о министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп.

Административный истец полагает, что оспариваемый приказ вынесен ответчиком за пределами компетенции, на основании норм права, не регулирующих, рассматриваемые правоотношения.

Кроме того, по мнению административного истца, ответчиком расчет норматива запасов осуществлен необоснованно, с превышением необходимого объема топлива.

Прокурор полагает, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы потребителей электрической энергии, производимой дизельной электростанцией ОАО «ОлаИнтерКом» в <адрес>, включая интересы Ольского городского округа, осуществляющего содержание муниципальных объектов и финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске и дополнительных пояснениях от 05.08.2016г., просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения иска по основаниям изложенным в отзыве.

Дополнительно пояснили суду, что в нормативном регулировании решения вопроса об установлении нормативов запасов топлива на источнике электрической энергии имеется пробел, при этом административный ответчик наделен полномочием по составлению топливно-энергетического баланса Магаданской области.

В связи со сменой эксплуатирующей ДЭС <адрес> организацией, в ДД.ММ.ГГГГ году возникла острая необходимость установления норматива запасов топлива, так как предыдущий эксплуатант (МПП ЖКХ «Ямское») представлял заниженные показатели. В результате летом ДД.ММ.ГГГГ года на ДЭС было завезено недостаточное количество дизельного топлива, что могло привести к срыву поставок электроэнергии потребителям.

Исходя из целесообразности и необходимости срочно исправлять ситуацию Министерством, по согласованию с Департаментом цен и тарифов Магаданской области и на основании данных ОАО «ОлаИнтерКом», оспариваемым приказом был утвержден указанный норматив.

Пояснили суду, что положения Федерального закона «О теплоснабжении» и Приказа Министерства энергетики РФ от 10.08.2012г. в оспариваемом приказе применены по аналогии.

Просили отказать в удовлетворении административного иска.

Представители заинтересованного лица – Департамента цен и тарифов Магаданской области поддержали позицию административного ответчика.

Пояснили суду, что ответчик обоснованно и в соответствии со своей компетенцией принял оспариваемый приказ, на основании которого Департаментом был установлен тариф на электрическую энергию (мощность) производимую ДЭС ОАО «ОлаИнтерКом» приказом от ДД.ММ.ГГГГ /э.

Пояснили, что административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ министерства повлек нарушение чьих-либо прав и законных интересов, в связи с чем просили отказать в удовлетворении иска.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица – ОАО «ОлаИнтерКом», извещен надлежащим образом.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 150, 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке предусмотренном указанным кодексом, в том числе, рассматриваются административные иски об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Частью 4 ст. 218 КАС РФ установлено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее – Министерство, ответчик) издан приказ , которым утверждены нормативы запасов топлива на источнике электрической энергии ОАО «ОлаИнтерКом», расположенном в <адрес> городского округа в размере 0,090 тыс.т. (л.д. 12,13).

Из преамбулы оспариваемого Приказа следует, что он вынесен на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», приказа Министерства энергетики России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», постановлениями Правительства Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГг. -пп «Об утверждении Положения о министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, от ДД.ММ.ГГГГг. -пп «Об уполномоченном органе».

Проверяя доводы сторон о наличии у административного ответчика компетенции по вынесению оспариваемого приказа судом установлено следующее.

Из пояснений представителей сторон и материалов дела следует, что дизельная электростанция ОАО «ОлаИнтерКом», действующая в <адрес> городского округа не является тепловой электростанцией или источником тепловой энергии, осуществляющим производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Указанная ДЭС осуществляет выработку только электроэнергии, что представителями ответчика не отрицалось.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Статьей 5 указанного Федерального закона установлены пределы компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, среди которых имеются полномочия по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения; утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; утверждению нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. утвердил порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии урегулированы Федеральным законом от Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», утверждение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон осуществляет Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

При этом, в силу п. 4 ст. 21 указанного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:

-региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию;

-утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за реализацией таких программ;

-согласование инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, а также контроль за реализацией таких программ;

-согласование использования водных объектов, предоставленных в пользование для целей производства электрической энергии на гидроэлектростанциях, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

-согласование размещения объектов электроэнергетики на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

-осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики (за исключением объектов электроэнергетики, контроль за техническим состоянием которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства;

-участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности;

-создание штабов по обеспечению безопасности электроснабжения и обеспечение их функционирования.

В соответствии с Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ
«Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции», а также «СП 90.13330.2012. Свод правил. Электростанции тепловые. Актуализированная редакция СНиП II-58-75» (утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 282) под термином "тепловая электростанция" понимается совокупность технологически связанных установок и оборудования, обеспечивающих преобразование внутренней энергии первичного топлива последовательно в тепловую, механическую, а затем в электрическую энергию с помощью турбинных и нетурбинных механических двигателей, посредством присоединенных к ним электрических генераторов... К тепловым электростанциям относятся паротурбинные, газотурбинные, газопоршневые, дизельные электростанции, использующие в качестве первичного топлива углеводородное топливо органического происхождения, а также атомные электростанции, использующие тепло, выделяемое в ядерных реакторах.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (Зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ) утвержден порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка, владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации.

Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления Министерством энергетики РФ государственной услуги по утверждению нормативов создания запасов топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки…

На основании приведенных норм права, суд приходит к выводу, что утверждение представителей административного ответчика о том, что в нормативном регулировании по поводу установления нормативов запасов топлива для дизельных электростанций существует пробел, а орган исполнительной власти РФ, уполномоченный утверждать указанные нормативы не определен, противоречит указанным нормам права.

Как следует из Положения о министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, утвержденном постановлением Правительства Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГг. -пп, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в пределах установленной компетенции (п. 1.1).

К функциям Министерства отнесены, в числе прочего: разработка и координация мероприятий по подготовке предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду и контроль, в пределах своих полномочий, за использованием средств областного бюджета и внебюджетных фондов на указанные цели (п. 3.1.4); участие в регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и энергетики (п. 3.1.7); оказание содействия в реализации мероприятий по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами и их рациональном использовании, по энергосбережению и повышению эффективности производства, транспортировки, распределения и потребления топливно-энергетических ресурсов, по энергосбережению и повышению энергетической систем тепло-, водо- и электроснабжения, комплексному освоению местных, нетрадиционных и возобновляемых видов топливно-энергетических ресурсов в Магаданской области (п.ДД.ММ.ГГГГ); составление топливно-энергетического баланса Магаданской области (п. ДД.ММ.ГГГГ); разработка проектов законов Магаданской области и иных нормативных правовых актов Магаданской области в пределах своей компетенции (п. 3.4.3).

В силу п. 4.1. Министерство в пределах своей компетенции вправе издавать приказы, распоряжения и т.п.

При этом, в силу п. 22 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» топливно-энергетический баланс – это документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов.

Подтверждается изложенное и постановлением Правительства Магаданской области от 30.10.2014г. -пп «Об уполномоченном органе».

Таким образом, суд приходит к убеждению, что доводы первого заместителя прокурора Магаданской области о том, что оспариваемый приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ. вынесен административным ответчиком за пределами имеющейся у него компетенции, обоснованы.

При таком положении, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан законным, так как он не соответствует положениям Федерального закона «Об электроэнергетике», Федерального закона «О теплоснабжении», Приказам Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , постановлениям Правительства Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп и от ДД.ММ.ГГГГ. -пп «Об уполномоченном органе».

Поскольку принятие оспариваемого приказа от ДД.ММ.ГГГГ. повлекло увеличение тарифов для потребителей электроэнергии в <адрес>, что представителями административного ответчика и заинтересованного лица не оспаривалось, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, включая бюджетных учреждений - потребителей электроэнергии в <адрес>, нашел свое подтверждение.

По мнению суда, издание органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ненормативного акта за пределами имеющихся у него полномочий нарушает конституционные принципы разделения властей и верховенства права, в связи с чем, такой ненормативный акт в любом случае влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на точное и неукоснительное соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, как правового государства.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что установленных обстоятельств достаточно для разрешения спора по существу, в связи с чем иные доводы лиц, в том числе о правильности определения административным ответчиком и заинтересованными лицами размера необходимого запаса топлива для ДЭС в <адрес>, не имеют существенного правового значения для правильного разрешения настоящего административного дела и оставляются судом без внимания.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 12 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2а-3372/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Первый заместитель прокурора МО
Ответчики
Министерство строительства,ЖКХ и энергетики МО
Другие
ООО "ОлаИнтерКом"
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Дело на сайте суда
magadansky.mag.sudrf.ru
22.07.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.07.2016[Адм.] Передача материалов судье
25.07.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.07.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.08.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
19.08.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
05.09.2016[Адм.] Судебное заседание
12.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее