Дело № 2-106/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 февраля 2017 года п. Бреды
Брединский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Сысуевой С.В.
При секретаре Бородиной А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Администрации Атамановского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости, расположенные на территории муниципального образования,
У с т а н о в и л:
Администрация Атамановского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области обратилась в суд Брединского района с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости, расположенное на территории муниципального образования в п. Атамановский- сооружение историческое Мемориальный комплекс «Слава» и обосновав свои требования о добросовестным, открытым, более 15 лет, владением указанного имущества.
Представитель истца Администрации Атамановского сельского поселения глава сельского поселения Коротков И.М. исковое заявление поддержал, пояснив, что сооружение историческое Мемориальный комплекс «Слава» расположенный по адресу п. <адрес> на балансе ни у кого не находится, сведений о правах на него не имеется, Мемориальный комплекс «Слава» возведен в 1990году ЗАО «<данные изъяты>», который был ликвидирован, впоследствии передан на баланс Администрации Атамановского сельского поселения, которая добросовестно, открыто владеет данным имуществом, несет бремя его содержания за счет собственных средств, в связи с длительным добросовестным владением просит признать за Атамановским сельским поселением право собственности на указанное имущество.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области о дне слушания дела извещен, о причинах неявки в суд не сообщил, возражений по иску не заявил.
Представитель Администрации Брединского муниципального района в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения требований истца не возражал.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии состатьей 12ГК РФ признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
В соответствии состатьей 215ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу ст.235 ГК право собственности прекращается при отчуждении собственником имущества чужим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества, и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 2 ст.218 ГК РФ Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997г. N122-ФЗ государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
По смыслу указанных норм для государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества после введения в действие Закона необходима регистрация ранее возникшего права по правилам, предусмотренным Законом.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» право государственной и муниципальной собственности на объекты, находившиеся по состоянию на 27.12.91 в государственной собственности, возникает в порядке разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Отнесение имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности проводится в соответствии с вышеназванным постановлением.
В силу пункта 2 приложения №3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 объекты культуры относятся к муниципальной собственности.
Передача социально значимых объектов недвижимости, в том числе, в муниципальную собственность предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность».
Согласно сведений Атамановского сельского поселения в п. Атамановский Брединского района имеется Мемориальный комплекс «Слава», построенный в 1990 году. Собственников Мемориального комплекса «Слава» не имеется.
Согласно сведений кадастрового паспорта сооружение историческое Мемориальный комплекс «Слава» с кадастровым номером № расположен по адресу <адрес>
Из сообщения ФГУП «Ростехинвентаризация», сведений о собственнике, законном владельце указанного имущества не имеется, права на него никем не зарегистрированы в установленном законом порядке.
Истцом оформлены в 2016 году технический и кадастровый паспорт на заявленный объект недвижимости с присвоением соответствующих характеристик.
Судом установлено, что истец осуществляет все права и обязанности собственника, несет бремя содержания имущества (статья 210Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно технической документации год ввода объекта в эксплуатацию 1990 год.
В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Согласно статье 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Регистратор права на недвижимое имущество не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Согласно ст.225ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 1 ст.234 ГК РФлицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В силу п. 1, п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом; собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
Согласно подп. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, должно доказать наличие одновременно следующих обстоятельств: основания владения спорным имуществом; фактическое владение имуществом в течение 15 лет; владение имуществом как своим собственным; добросовестность, открытость и непрерывность владения.
Согласно разъяснениям Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Добросовестность давностного владельца определяется, прежде всего, на момент получения имущества во владение, причем в данный момент давностный владелец не имеет оснований считать себя кем-либо, кроме как собственником соответствующего имущества.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает изстатей 11и12Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Истец подтвердил и документально обосновал законность, добросовестность приобретения недвижимого имущества, факт нарушения своих прав как добросовестного пользователя, выразившийся в невозможности зарегистрировать свое право собственности на указанный объект недвижимости в установленном законом порядке.
При рассмотрении данного дела судом исследован факт отсутствия на день рассмотрения дела ограничений или запретов распоряжения заявленным имуществом, а также факт отсутствия спора с третьими лицами на заявленный объект недвижимости: в реестрах муниципальной, областной и федеральной собственности спорный объект не значится, право собственности на него или обременения ни за кем не зарегистрированы, о чем компетентными органами представлены соответствующие сведения.С учетом изложенного иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Иск Администрации Атамановского сельского поселения Брединского муниципального района Челябинской области о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости, расположенные на территории муниципального образования- сооружение историческое Мемориальный комплекс «Слава» удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Атамановское сельское поселение Брединского муниципального района Челябинской области на сооружение историческое- Мемориальный комплекс «Слава» с кадастровым номером №, площадью 277,0 кв.м. расположенный по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Сысуева С.В.