Решение по делу № 2-4173/2013 от 11.12.2013

Дело № 2-4173/13                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2013 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,

при секретаре Бабушкиной Т.Л.,

с участием представителя заявителя Рылова А.Ю., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыловой С. Н. о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, обязании устранить допущенное нарушение ее прав путем проведения государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

    Рылова С.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: Адрес, к гражданам Споткай И.А., Споткай Н.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от Дата; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес устранить допущенное нарушение прав Рыловой С.Н. путем проведения государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: Адрес, к гражданам Споткай И.А., Споткай Н.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от Дата

    В обоснование заявленных требований указала, что ей принадлежит на праве собственности указанный выше земельный участок. Дата она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Пермский отдел) с заявление о государственной регистрации перехода права собственности на данный земельный участок к Спотай И.А., Спотай Н.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от Дата Дата, управление отказало ей в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, по тем основаниям, что заявитель не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, отсутствуют документы, подтверждающие, что она является (являлась) главой крестьянского (фермерского) хозяйства, отсутствуют согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства на отчуждение земельного участка или их соглашения о порядке распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства. Полагает, что отказ управления противоречит закону и нарушает права заявителя на распоряжение принадлежащим ему имуществом и не законно возлагает на нее дополнительные обязанности.

    Заявитель Рылова С.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, указав, что на удовлетворении заявленных требований настаивает.

    Представитель заявителя Рылов А.Ю. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в заявлении.

    Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В судебное заседание от представителя управления поступил отзыв на заявление, из содержания которого следует, что управление возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в нем.

    Заинтересованные лица Споткай И.А., Споткай Н.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия, указав, что поддерживают заявленные требования.

    Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

    Из материалов дела следует, что Рыловой С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: Адрес (л.д. 9).

    Дата между Рыловым А.Ю., действующим на основании доверенности от имени Рыловой С.Н. (продавец), и Споткай И.А., Споткай Н.А. (покупатели) заключен договор купли-продажи земельного участка, в соответствии с условиями которого, продавец продал, а покупатель купил в долевую собственность, по ? доли в праве каждому, земельный участок, кадастровый номер ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью ... кв.м., адрес объекта: Адрес (л.д. 10).

    С целью государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок стороны Дата обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с соответствующим заявлением (л.д. 11).     

    Как следует из материалов дела, государственная регистрация была приостановлена по решению регистратора с Дата по Дата, на основании заявления о приостановлении государственной регистрации сроком до трех месяцев с Дата по Дата, срок регистрации был возобновлен Дата, причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были.

Решением, оформленным сообщением от Дата №, заявителям отказано в испрашиваемой государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (л.д. 15-16).

Основанием для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие государственной регистрации Рыловой С.Н. в качестве индивидуального предпринимателя в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, отсутствие документов, подтверждающих, что она является (не является) главой крестьянского (фермерского) хозяйства, отсутствие согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства на отчуждение земельного участка или их соглашения о порядке распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства.

Не согласившись с отказом управления, Рылова С.Н. обратилась в суд с настоящим заявлением.

    Согласно ст.ст. 45, 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть оспорены в суд.

Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

На основании ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

    Мотивы отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, со ссылкой на абзац 4 пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», сводятся к тому, что представляться и приобретаться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут только в целях создания и осуществления его деятельности. В связи с этим, при обращении с заявлением о государственной регистрации перехода права или перехода права на такие участки должна быть установлена правоспособность субъектов, являющихся сторонами договора, то есть зарегистрирован ли субъект на момент подписания договора в качестве индивидуального предпринимателя в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (ч. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как установлено ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В силу части 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (часть 3 статьи 129).

Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает ограничения оборотоспособности земельных участков. Так, в соответствии с частью 6 данной статьи оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Учитывая, что спорный земельный участок является землями сельскохозяйственного назначения, следовательно, их оборот регулируется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

По правилу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна в силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 2 ст. 4 Закона Пермской области от 31 октября 2003 года № 1080-220 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, имеет Пермский край, а в случаях, если земельный участок примыкает к черте населенного пункта и(или) градостроительной документацией предусмотрено использование земельного участка для муниципальных нужд, - городское или сельское поселение, на территории которого расположен земельный участок.

Действия данного закона распространяется на территорию Пермского края (закон Пермского края от 02 марта 2009 года № 393-ПК «О распространении действия закона Пермской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Пермской области» на территорию Пермского края и внесении в него изменений».

    Как следует из материалов дела, Дата Рылова С.Н. направила управление извещение о намерении продать спорный земельный участок. Дата Рылова С.Н. аналогичное извещение направила сельское поселение.

    Учитывая, что исполнительный орган муниципального образования не уведомило в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, то суд приходит к выводу о том, что продавец исполнил обязанность по извещению исполнительного органа муниципального образования о намерении продать земельный участок.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Действующим земельным законодательством не установлены ограничения по субъектному составу собственников и иных правообладателей земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, независимо от вида разрешенного использования таких участков, а также не содержит запреты или ограничения на отчуждение или приобретение таких участков в зависимости от наличия или отсутствия статуса индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также в зависимости от наличия или отсутствия у гражданина статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, учитывая, что право Рыловой С.Н. на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспорено, не аннулировано, ею соблюден порядок извещения о намерении продать земельный участок у Управления отсутствовали основания для отказа в проведении государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок.

При таких обстоятельствах, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от Дата, не основан на законе.

Доводы, изложенные заинтересованным лицом, в письменном отзыве, являются несостоятельными по причине неправильного применения норм материального права.

Исходя из положений ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В целях восстановления нарушенных прав и свобод заявителя, суд полагает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю провести государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: Адрес, к гражданам Споткай И.А., Споткай Н.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от Дата

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Заявление Рыловой С. Н. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: Адрес, к гражданам Споткай И. А., Споткай Наталье А. на основании договора купли-продажи земельного участка от Дата

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес устранить допущенное нарушение прав Рыловой С.Н. путем проведения государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: Адрес, к гражданам Споткай И. А., Споткай Наталье А. на основании договора купли-продажи земельного участка от Дата

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                              Т.Е. Варакшина

2-4173/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рылова С.Н.
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
11.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2013Передача материалов судье
11.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2013Судебное заседание
25.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2014Дело оформлено
17.01.2014Дело передано в архив
17.01.2014Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее