Решение по делу № 2-111/2019 от 04.04.2019

дело №2-111/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 года пгт.Троицко-Печорск

Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Чулкова Р.В.,

при секретаре Задорожной О.А.,

с участием истца Чудова В.В.,

представителя ответчика Бажуковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чудова В.В. к Отделению Министерства внутренних дел по Троицко-Печорскому району о возложении обязанности по предоставлению дополнительных дней отдыха за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016-2017 годы, возмещении судебных расходов,

установил:

Чудов В.В. обратился в суд с иском к ОМВД России по Троицко-Печорскому району о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, взыскании судебных расходов. Требования мотивировал тем, что проходит службу у ответчика с 01.06.1996 на различных должностях. С 10.03.2013 по настоящее время проходит службу в должности <данные изъяты>. В течении всего срока привлекался для несения службы в качестве ответственного от руководства ОМВД с целью оперативного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий по их раскрытию, контролю за деятельностью отдела и нарядов, обеспечения порядка и дисциплины в составе дежурного наряда и личного состава. Приказом МВД по РК дсп-2014 регламентировано время предоставления отгула за дежурство в качестве ответственного от руководства ОМВД. Права на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с приказом от 06.09.2012 истец не имеет, поскольку его должность в перечень сотрудников ОВД РФ которым устанавливается ненормированный рабочий день, не входит. В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 у истца образовалась переработка в количестве 47 календарных дней, а за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в количестве 32 календарных дней. В течение 2017-2018 годов, а именно, в январе 2017, в январе, феврале, мае, августе, октябре 2018 истец неоднократно обращался к руководству с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха, которые фактически оставлены без удовлетворения, поскольку в полном объеме дополнительный отдых по сути предоставлен не был. В феврале 2019 истец вновь обратился с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха, на что получил отказ. Истец просит суд обязать ответчика предоставить ему дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год в количестве 47 календарных дней, за 2017 год в количестве 32 календарных дней, а также возместить понесенные расходы на оплату юридических услуг в сумме 5000 рублей.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить. Дополнительно пояснил, что срок на обращение в суд им не пропущен, т.к. полагался на порядочность руководства. Отметил, что на каждом рапорте поставлена виза о его рассмотрении в следующем квартале, о том, что дни будут предоставлены в конце года. По поводу не обращения с рапортом в сентябре 2018 пояснил, что изначально предупреждал руководство о том, чтобы искали ему замену, поскольку планировал выйти на пенсию в 2019, по достижении предельного возраста и выслуге лет. В связи с этим начальник ОМВД пообещал, что предоставит дни по выходу на пенсию, то есть в марте, виза начальником проставлена на графике отпусков ИВС. Узнал о том, что ему отказано в предоставлении дней отдыха 20.02.2019, в связи чем, считает, что обратился в суд в установленный трехмесячный срок. Подтвердил, что в 2016-2018 годах пользовался правом на предоставление дополнительных дней отдыха по мере необходимости. При этом, начальником предоставлялись только 5 дней, смысла писать рапорт о предоставлении дополнительных дней на большее число дней не было. В основном ежегодном отпуске не был с 2015 года, последний отпуск им отгулян в 2014. Указал, что ему предоставлялись дополнительные отпуска за выслугу лет и за вредные условия службы ежегодно, поскольку данные отпуска можно взять только в текущем году, на последующие периоды они в отличие от ежегодных, не переносятся. К дополнительному отпуску в феврале 2018 ему предоставили 18 дополнительных дней отдыха дней за 2017, больше предоставить не могли, т.к. не кому было работать.

В судебном заседании представитель ответчика Бажукова И.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом №961 для реализации сотрудникам ОМВД России права на использование дополнительных дней отдыха необходимо соблюдения трех обязательных условий: наличие дополнительных отработанных дней в выходные, не рабочие, праздничные дни, волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласование с непосредственным руководителем и соблюдение сроков обращения сотрудников к руководителю. Как следует из п.10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечению этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Из рапортов, которые были поданы в 2016 году, истец просил по 3-4 дня, хотя мог просить больше. В ежегодный оплачиваемый отпуск в 2016 истец не ходил, просил только дополнительный отпуск за стаж в ОВД за 2016 в августе 2017, к этому отпуску просил предоставить только 6 дополнительных дней отдыха. Полагает, что истцом был нарушен порядок предоставления дополнительных дней отдыха, в связи с тем, что Чудов не обращался к руководителю за дополнительными днями отдыха, имеющимися у него за 2016-2017 г. Также за 2017 истец просил дополнительные отпуска за вредные условия службы в августе в количестве 25 календарных дней, ему предоставили только 5 дней. У истца уже на тот момент имелись основания для обращения в суд, чего сделано не было. Считает, что требования о предоставлении дополнительных дней отдыха за 2016-2017 удовлетворению не подлежат, в связи с пропуском истцом срока на обращение в суд.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Приказом МВД по РК от 23.12.2014 л/с Чудов В.В. с 01.01.2015 проходит службу в должности <данные изъяты> ОМВД России по Троицко-Печорскому району.

Табелями учета служебного времени, утвержденными начальником ОМВД России по Троицко-Печорскому району за период с января 2016 по декабрь 2016 и с января 2017 по декабрь 2017 включительно подтверждено, что за 2016 году у истца имелась переработка сверх установленной нормы служебного времени 481 час, за 2017 год 542 часа.

Из справки ОМВД по Троицко-Печорскому району следует, что в период с 01.01.2015 по 01.01.2019 Чудову В.В. не были предоставлены: основной отпуск за 2015 г. в количестве 35 дней; основной отпуск за 2016 год в количестве 45 дней, дополнительные дни отдыха за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год в количестве 47 дней; основной отпуск за 2017 год в количестве 43 дней, дополнительные дни отдыха за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год в количестве 32 дней; основной отпуск за 2018 год в количестве 45 дней, дополнительный отпуск за вредные условия службы за 2018 год в количестве 10 дней, дополнительный отпуск за стаж службы в ОВД за 2018 год в количестве 15 дней.

15.02.2016 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить 4 дня отгулов за отработанное в феврале 2016 время (дежурство ответственным от руководства, конвой в СИЗО-2) с 16.02.2016. На рапорте имеется виза «в приказ».

26.02.2016 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить 3 дня отгулов за отработанное в феврале 2016 время (дежурство ответственным от руководства, конвой в СИЗО-2) с 29.02.2016. На рапорте имеется виза «в приказ».

12.03.2016 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить 1 день отгула за отработанное в феврале 2016 время (дежурство ответственным от руководства, конвой в СИЗО-2) с 14.03.2016. На рапорте имеется виза «Разрешаю, отделу кадров в приказ».

20.04.2016 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить 1 день отгула за отработанное в апреле 2016 время (дежурство ответственным от руководства, конвой в СИЗО-2) с 21.04.2016. На рапорте имеется виза «Разрешаю, отделу кадров учет».

14.08.2017 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить дополнительный отпуск за выслугу лет в количестве 10 дней за 2016 год, дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2015 год в количестве 24 дней, дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год в количестве 6 дней с 04.09.2017. На рапорте имеется виза «Отделу кадров в приказ».

23.11.2017 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год в количестве 6 дней. На рапорте имеется виза «отделу кадров в приказ».

09.01.2018 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить дополнительный день отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год в количестве 1 дня 10.01.2018. На рапорте имеется виза «В НРЛС в приказ, предоставить за 2017 год 1 календарный день».

15.01.2018 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год в количестве 4 дней с 23.01.2018 по 26.01.2018. На рапорте имеется виза «В НРЛС в приказ».

19.02.2018 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год в количестве 18 дней с 26.02.2018. На рапорте имеется виза «Отделу кадров в приказ».

05.04.2018 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить дополнительный день отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год в количестве 1 дня 06.04.2018. На рапорте имеется виза «В НРЛС в приказ, предоставить за 2018 год 1 календарный день».

20.04.2018 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить дополнительный день отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год в количестве 1 дня 23.04.2018. На рапорте имеется виза «В НРЛС в приказ, предоставить за 2018 год 1 календарный день».

В августе 2018 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год в количестве 25 дней, дополнительный отпуск за службу во вредный условиях 10 дней за 2017 год, дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год в количестве 25 дней с 27.08.2018. На рапорте имеется виза «В НРЛС в приказ, отпуск за вредные условия, 25 дней за переработку в 2018 году, 5 дней за переработку в 2017 году».

08.10.2018 Чудов В.В. обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором просил предоставить часть основного ежегодного отпуска за 2017 год в количестве 3 дней, дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год в количестве 24 дней, дополнительный отпуск за выслугу 15 дней за 2017 год, дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год в количестве 5 дней с 22.10.2018. На рапорте имеется виза «В НРЛС в приказ, предоставить отпуск за 2017 год – 3 дня, дополнительный отпуск за 2017 год - 15 дней, отгулы за 2018 год – 25 дней, отгулы за 2017 год 7 дней».

21.02.2019 истец обращался с рапортом на имя начальника ОМВД, в котором в связи с принятым решением об увольнении со службы в ОВД в 2019 году просил предоставить с 11.03.2019: дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год в количестве 47 дней, дополнительные дни отдыха за отработанные часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017 год в количестве 32 дней, оплачиваемый отпуск 30 дней (ч.1 ст.63 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ), дополнительный отпуск за выслугу лет в системе МВД России за 2018 год в количестве 15 дней, дополнительный отпуск за вредные условия службы за 2018 год в количестве 10 дней, дополнительный отпуск за выслугу лет в системе МВД России за 2019 год в количестве 15 дней, дополнительный отпуск за вредные условия службы за 2019 год в количестве 10 дней. На рапорте имеется виза «В НРЛС в приказ, кроме дополнительных дней отдыха за 2016, 2017 годы».

Выписками из приказов ОМВД России по Троицко-Печорскому району в отношении истца подтверждено, что:

16.02.2016 Чудову В.В. предоставлены 4 дня с 16.02.2016 по 19.02.2016 за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в феврале 2016 (приказ №18 л/с);

29.02.2016 Чудову В.В. предоставлены 3 дня с 29.02.2016 по 02.03.2016 за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в феврале 2016 (приказ л/с);

14.03.2016 Чудову В.В. предоставлен 1 день 14.03.2016 за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2016 (приказ л/с);

21.04.2016 Чудову В.В. предоставлен 1 день 21.04.2016 за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в апреле 2016 (приказ л/с);

15.08.2017 Чудову В.В. предоставлены дополнительный отпуск за выслугу лет в 2016 году – 10 дней с 04.09.2017 по 13.09.2017, 24 дополнительных дня отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2016 году с 08.10.2017 по 13.10.2017 (приказ л/с);

23.11.2017 Чудову В.В. предоставлены 6 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2016 году 01.12.2017, 04.12.2017, 05.12.2017, 06.12.2017, 07.12.2017 и 08.02.2017 (приказ л/с);

09.01.2018 Чудову В.В. предоставлен 1 дополнительный день отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017 году 10.01.2018 (приказ л/с);

17.01.2018 Чудову В.В. предоставлено 4 дополнительных дня отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017 году с 23.01.2018 по 26.01.2018 (приказ л/с);

21.02.2018 Чудову В.В. предоставлено 18 дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017 году с 26.02.2018 по 15.03.2018 (приказ л/с);

17.08.2018 Чудову В.В. предоставлены дополнительный отпуск за службу во вредных условиях за 2017 год – 10 дней, дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017 году – 5 дней, дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2018 году – 25 дней с 27.08.2018 по 05.10.2018(приказ л/с);

09.10.2018 Чудову В.В. предоставлены основной отпуск за 2017 год -3 дня с 22.10.2018 по 24.10.2018, дополнительный отпуск за стаж службы в ОВД за 2017 год – 15 дней с 25.10.2018 по 08.11.2018, дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017 году – 7 дней с 09.11.2018 по 15.11.2018, дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2018 году – 25 дней с 16.11.2018 по 10.12.2018(приказ л/с);

06.03.2019 Чудову В.В. предоставлены отпуск по семейным обстоятельствам с сохранением денежного довольствия – 30 дней с 11.03.2019 по 09.04.2019, дополнительный отпуск за стаж службы в ОВД за 2018 год – 15 дней с 10.04.2019 по 24.04.2019, дополнительный отпуск за стаж службы во вредных условиях за 2018 год – 10 дней с 25.04.2019 по 04.05.2019, дополнительный отпуск за стаж службы в ОВД за 2019 год – 15 дней с 05.05.2019 по 19.05.2019, дополнительный отпуск за стаж службы во вредных условиях за 2019 год – 10 дней с 20.05.2019 по 29.05.2019.

По справке помощника начальника ОМВД России по Троицко-Печорскому району на 24.04.2019 у Чудова В.В. работа сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год составила 478 часов или 59,75 календарных дня, из которых предоставлено компенсацией, дополнительными днями отдыха 12 календарных дней или 96 часов, остаток составил 47,75 календарных дня или 382 часа; за 2017 – 542 часа или 67,75 календарных дня, из которых предоставлено компенсацией, дополнительными днями отдыха 35 календарных дня или 280 часов, остаток составил 32,75 календарных дня или 262 часа.

Указанные обстоятельства подтверждены суду представленными сторонами доказательствами.

Сторонами не оспаривается, что в спорные периоды времени истец привлекался для несения службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Данная переработка учтена ответчиком в табелях учета служебного времени, ее размер не оспаривается.

В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ и ст.3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Не допускается какая бы то ни была дискриминация при установлении условий оплаты труда (ч.2 ст.132 ТК РФ).

Законодательство РФ о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, лишь в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм ТК РФ по аналогии.

С учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел, обусловленного спецификой правоохранительной службы, регулирование отношений, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел, с 01 января 2012 осуществляется на основании Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее Закон №342-ФЗ).

Согласно ч.1-2, 4-6 ст.53 вышеуказанного Закона служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч.5 ст.58 настоящего Федерального закона. Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч.5 и 6 ст.53 Закона №342-ФЗ, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.10 ст.53 Закона №342-ФЗ).

Порядок привлечения сотрудников к сверхурочной службе до 02.04.2018 регулировался Приказом МВД России от 19.10.2012 №961 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел РФ к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел РФ дополнительных дней отдыха».

В настоящее время данные правоотношения урегулированы Приказом МВД России от 01.02.2018 №50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел РФ».

В соответствии с п.274, 284, 285, 290, 290.1, 291 Порядка, в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности. Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации. Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности. Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в п.290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.

Действовавший в период возникновения у истца права на предоставление дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени Порядок, утвержденный Приказом МВД России от 19.10.2012 №961 предусматривал, что компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (п.10 Порядка).

Пунктом 15 названного Порядка было предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел РФ, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений п.10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Системный анализ вышеперечисленных норм права, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, позволяет суду прийти к выводу об отсутствии в настоящее время у истца права на предоставление дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2016-2017 годах.

Согласно ст.56 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» основной отпуск за второй и последующие годы службы в органах внутренних дел предоставляется сотруднику органов внутренних дел в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. В этом случае общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать 60 календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно). Продолжительность непрерывного отпуска, установленная настоящей частью, не распространяется на сотрудника, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных. Часть основного отпуска сотрудника органов внутренних дел, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также во вредных условиях, замена части отпуска денежной компенсацией, как правило, не допускается, за исключением случая его увольнения со службы в органах внутренних дел.

Из материалов дела следует, что в течение 2016-2017 годов на основании рапортов истца, поданных на имя начальника ОМВД, ему как частично, так и полностью предоставлялись дополнительные дни отдыха, в количестве, указанном Чудовым В.В. Общее количество дополнительных дней отдыха, предоставленных истцу за 2016 год составило 21 календарный день, за 2017 год – 35 календарных дня.

С заявлением о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за 2016 истец к ответчику не обращался. В 2018 Чудов В.В. реализовал свое право на частичное предоставление ежегодного отпуска за 2017 год в количестве 3 календарных дней, при этом, к нему были предоставлены дополнительные дни отдыха за 2017 год в количестве 7 календарных дней, как об этом просил истец в рапорте. О предоставлении большего количества дополнительных дней отдыха за 2017 год истец при подаче рапорта 08.10.2018 ответчика не просил.

Кроме того, обращаясь с рапортами на имя начальника ОМВД о предоставлении дополнительных дней отдыха за 2016 год 10.01.2017, 26.01.2018, 19.02.2018 и 01.05.2018 и получая на них фактические отказы, истцу было известно об отрицательных результатах их рассмотрения, а принимая во внимание, что с заявлением о предоставлении ежегодного отпуска за 2016 год до настоящего времени Чудов не обращался, следовательно, право на предоставление дополнительных дней отдыха им утрачено, поскольку суммированию по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы не подлежит.

Заслуживающими внимание признаются доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд в силу нижеследующего.

В соответствии с ч.4 ст.72 Закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В ст.392 ТК РФ, разъяснениями, содержащимися в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» также указано, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Из обстоятельств дела следует, что истец обращался к ответчику с рапортами о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за службу в 2016 году сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 15.02.2016, 26.02.2016, 12.03.2016, 20.04.2016, 14.08.2017, 23.11.2017, которые были полностью удовлетворены, Чудову В.В. предоставлены дни в заявленном количестве. Обращаясь с аналогичными рапортами 10.01.2017, 26.01.2018, 19.02.2018 истцу было отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха, т.е. относительно переработки образовавшейся в 2016 году истцу уже 19.02.2018 было известно, что дополнительные дни ответчиком ему предоставлены не будут, правом на ежегодный оплачиваемый отпуск за 2016 год истец не пользовался. Таким образом, с заявлением в суд о понуждении ответчика предоставить дополнительные дни отдыха за 2016 год истец мог обратиться не позднее 20.05.2018.

Относительно 2017 года, с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха истец обращался к ответчику 01.05.2018, 17.08.2018 и 08.10.2018, при этом дни предоставлены частично, вместо заявленных Чудовым В.В. 59 календарных дней, фактически предоставлено 12 дней. Принимая во внимание, что ежегодный оплачиваемый отпуск за 2017 год использован истцом частично в количестве 3 календарных дней, при этом, к нему частично присоединены 7 дополнительных дней отдыха за 2017 год, т.е. о нарушении своих прав Чудову В.В. было известно уже 09.10.2018, следовательно, с требованиями о возложении на ответчика обязанности по предоставлению дополнительных дней отдыха за 2017 год, он мог обратиться в суд не позднее 10.01.2019.

Вместе с тем, с рассматриваемым иском Чудов В.В. обратился в суд лишь 04.04.2019, т.е. по истечении установленного трехмесячного срока.

Доводы истца о том, что трехмесячный срок им не пропущен являются не состоятельными, поскольку при исчислении данного срока истец исходил из последнего поданного им рапорта от 21.02.2019, в то время как о нарушении своего права на предоставление дополнительных дней отдыха ему было доподлинно известно 20.03.2018 (за 2016 год) и 09.10.2018 (за 2017 год).

Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительной причине, подлежит восстановлению судом. Право оценки уважительности причин пропуска срока предоставлено суду по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании (ст.67 ГПК РФ). При установлении, что срок пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в иске.

Ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд истцом не заявлялось, оснований для его восстановления Чудовым В.В. не приведено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что по заявленным истцом требованиям без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении иска, в связи с чем, требования о возмещении расходов на оплату юридических услуг также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    Иск Чудова В.В. к Отделению Министерства внутренних дел по Троицко-Печорскому району о возложении обязанности по предоставлению дополнительных дней отдыха за службу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016-2017 годы, возмещении судебных расходов оставить без удовлетворения.

Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей 27 мая 2019.

Судья Р.В.Чулков

2-111/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Чудов Виктор Владимирович
Ответчики
ОМВД России по Троицко-Печорскому району
Суд
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
trpsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее