Дело № 2а-4494/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 08 мая 2019 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
при секретаре Гавриш Е.В.,
с участием председателя правления ТСН «Орбита» Новоселова <данные изъяты>.,
административных истцов Новоселова <данные изъяты>., Черепанова <данные изъяты>., представителя административных истцов Новоселова <данные изъяты>
представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции Тюменской области Вербовой <данные изъяты>.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости «Орбита», Новоселова <данные изъяты>, Черепанова <данные изъяты> к Государственной жилищной инспекции Тюменской области, главному специалисту территориального инспекторского отдела № государственному жилищному инспектору Тюменской области Шиловой <данные изъяты> о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ №,
У С Т А Н О В И Л:
Товарищество собственников недвижимости «Орбита» (далее ТСН «Орбита»), Новоселов <данные изъяты>., Черепанов <данные изъяты> обратились в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области, главному специалисту территориального инспекторского отдела № государственному жилищному инспектору Тюменской области Шиловой <данные изъяты>. об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В обоснование требований указано, что по результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекции Тюменской области, в адрес ТСН «Орбита» внесено оспариваемое предписание об устранении нарушения, которое выразились в передаче полномочий правления и председателя ТСН «Орбита» иному лицу на основании доверенности, что, по мнению надзорного органа, нарушает требования статей 147,148,149,151 ЖК РФ. Административные истцы полагают, что предписание вынесено в нарушение закона, так как налагает запрет на заключение договора с лицом (управляющим) по контролю за исполнением договоров, связанных с обслуживанием многоквартирного дома на основании доверенности, оформленной в нотариальном порядке, на период в пределах срока действия договора.
Представитель ТСН «Орбита» Новоселова <данные изъяты> административные истцы Новоселов <данные изъяты> Черепанов <данные изъяты> представитель административных истцов Новоселов <данные изъяты>., в судебном заседании административный иск поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Вербовая <данные изъяты>. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в отзыве.
Административный ответчик главный специалист территориального инспекторского отдела № государственный жилищный инспектор Тюменской области Шилова <данные изъяты>., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, необходимым условием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными является признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе (часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 настоящего Кодекса, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (подпункты 2 и 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).
Судом установлено, что на основании приказа начальника Государственной жилищной инспекции Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена внеплановая документарная проверка с целью исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ № по многоквартирному дому № по <адрес>.В ходе проверки выявлено, что предписание не исполнено, нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам проверки выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №
Пунктом 9.12 Устава ТСН «Орбита» предусмотрена возможность заключения договора на управление ТСН иными лицами. Данное положение противоречит требованиям части 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса РФ, так как член правления товарищества (председатель правления избирается из членов правления) не может поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей.
Также установлено, что полномочия правления и председателя правления ТСН «Орбита» по исполнению функции по управлению многоквартирным домом переданы иному лицу (управляющему Черепанову <данные изъяты>.) на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №, что противоречит требованиям части 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса РФ.
В силу статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу управления многоквартирными домами регулируется жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии со статьей 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В силу части 3.1 статьи 147 ЖК РФ член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлена товарищества с работой в товариществе по трудовому договору а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.
В соответствии со статьей 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят в том числе:
соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;
управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;
заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичные полномочия указаны в пункте 9.8 Жилищного кодекса РФ.
Из указанного следует, что правление товарищества осуществляет функции по управлению многоквартирным домом, в том числе и путем заключения договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Согласно части 4 статьи 151 Жилищного кодекса РФ правление товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества.
Председатель правления - это член правления, который также имеет полномочия, указанные в части 2 статьи 149 Жилищного кодекса РФ, в силу которой председатель правления товарищества собственников жилья подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества.
Протоколом заседания правления ТСН «Орбита» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о распределении обязанностей между членами правления. На основании указанного решения председателем правления издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о распределении обязанностей между членами правления товарищества, согласно которому председатель правления «осуществляет соблюдение Товариществом законодательства и требований устава Товарищества, осуществляет управление многоквартирным домом, наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их, заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, созыв и проведение общего собрания членов товарищества».
В ходе проверки установлено, что ТСН «Орбита» в лице председателя правления Новоселова <данные изъяты> доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданной на три года, уполномочило Черепанова №. «заключать все необходимые гражданско-правовые договоры, связанные с осуществлением деятельности ТСН «Орбита», подписывать все необходимые договоры, в том числе договоры подряда, поставки, договоры оказания услуг с ресурсо-поставляющими организациями договоры на оказание коммунальных услуг от имени ТСН, с правом заключения иных договоров от имени ТСН, распоряжаться и пользоваться имуществом ТСН для обеспечения его текущей деятельности, совершать сделки от имени ТСН, за исключением случаев, отнесенных к компетенции общего собрания членов ТСН, подписывать акты передачи, акты выполненных работ, счета-фактуры, накладные и другие необходимые документы, производить расчеты по заключенным договорам, оплачивать пошлины и сборы».
Также указанной доверенностью передано полномочие «право открытия счетов в любом кредитном учреждении (банке), заключения договора банковского вклада (счета) или иного договора, с правом согласования по своему усмотрению любых условий договоров, подписания договоров на согласованных условиях, внесения по своему усмотрению любых изменений в договоры, закрытия счетов и расторжения договоров по любому основанию, заключения и подписания дополнительных соглашений (соглашений о расторжении договоров), с правом распоряжения счетами в банке, совершения любых операций по счету, в том числе получения со счета наличных денежных средств или внесения наличных денежных для зачисления на счет независимо от суммы, передачи банку распоряжений (поручений) о перечислении денежных средств со счетов в безналичной форме на любой счет в любом размере, совершать банковские переводы, в том числе производить оплату стоимости имущества, товаров, работ, услуг, подписания, предъявления или получения любых документов, в том числе сведений о совершенных банковских операциях по счетам и иных сведений, составляющих банковскую тайну, с правом получения чековой книжки».
Таким образом, несмотря на то, что доверенность третьему лицу дана ТСН «Орбита» в лице председателя правления в соответствии с пунктом 9.12 Устава, данной доверенностью переданы административно распорядительные функции по управлению многоквартирным домом, обязанности по исполнению которых возложены на председателя правления, что прямо противоречит части 3.1 статьи 147 Жилищного кодекса РФ.
Доводы искового заявления о не направлении приказа о проведении проверки и акта проверки в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются необоснованными, поскольку и акт и приказ направлялись в установленные сроки ТСН «Орбита» на адрес юридического лица заказным письмом с уведомлением.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание соответствует закону и вынесено должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, а потому подлежит неукоснительному исполнению, в связи с чем правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Товарищества собственников недвижимости «Орбита», Новоселова <данные изъяты>, Черепанова <данные изъяты> к Государственной жилищной инспекции Тюменской области, главному специалисту территориального инспекторского отдела № государственному жилищному инспектору Тюменской области Шиловой Наталье <данные изъяты> о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течениемесяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачиапелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 17 мая 2019 года.
Судья А.А. Жижин