УИД 75RS0013-01-2020-000046-80
Дело № 2а-117/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2020 года пгт.Карымское
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.В.,
при секретаре Мирзоиматовой Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акбашева Рамиля Радаковича к ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>,ФСИН России, УФСИН России по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания,
УСТАНОВИЛ:
Акбашев Р.Р. обратился в Карымский районный суд <адрес> с указанными исковыми требованиями, мотивируя следующим.
Истец отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> по приговору Мензенского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, в период с 2011 года по настоящее время, содержится в одиночной камере №. Указывает, что одиночные камеры менее 7 кв.м., унитаз не огорожен, полы ветхие, наличие грызунов и насекомых. Рабочих камер не имеется, в виду чего он лишен возможности трудоустроиться. В зимнее время холодно, сквозняк, в связи с чем, истец часто болеет, медицинской помощи врачи не оказывают, питание плохое. Полагает, что он должен отбывать наказание по месту своего жительства, в данном учреждении он лишен возможности свиданий. В связи с чем, его физическое и психологическое состояние здоровья ухудшилось. Просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей.
Просит взыскать компенсацию морального вреда за ненадлежащие условия содержания в размере 1000000 рублей.
В судебном заседании районного суда Акбашев Р.Р. участвовал, посредством видеоконференцсвязи, исковые требования полностью поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> о времени и месте извещены надлежащим образом в судебное заседание не явились.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили.
Представитель привлеченных судом к участию в деле в качестве ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Шарапов С.В., действующий на основании доверенностей, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением Карымского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел о рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц с учетом положений ст.167 Гражданско-процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-УИК РФ), задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии со статьей 87 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.
В силу пунктов 1 статьи 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации.
Применение указанной правовой нормы предполагает наличие как общих условий деликтной ответственности, таких как наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя, так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно ч.1 ст.12 Гражданско-процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, Акбашев Р.Р. осуждён приговором Мензеленского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 111, части 1 статьи 105, части 2 статьи 1671 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), с применением части 3 статьи 69 УК РФ, к 13 (тринадцати) годам 11 (одиннадцати) месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>.
Обращаясь в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате ненадлежащих условий его содержания, истец Акбашев Р.Р. указал на ненадлежащие условий содержания, однако доказательств в подтверждение нарушения его прав, свобод и законных интересов в указанной части ответчиком – ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>, вопреки положениям части 1 статьи 12, части 1 статьи 56 ГПК РФ, суду не представил.
В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 УИК РФ уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Наряду с изложенным, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осуждённого, его отношений с окружающими и оказание на него определённого морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на определённые ограничения (Определения от 16.02.2006 № 63-О, от 20.03.2008 № 162-О-О и от 23.03.2010 № 369-О-О).
Таким образом, само по себе законное содержание Акбашева Р.Р. в местах лишения свободы не свидетельствует о причинении ему морального вреда.
Согласно справки о техническом и санитарно-гигиеническом оснащении камеры №12 отряда ОСУОН предоставленной заместителем начальника ФКУ ИК-2 Мигуновым М.А. следует, что норма жилой площади в одиночной камере на момент ввода в эксплуатацию выдержана и соответствовала требованиям ч.1 ст.99 КИК РФ. Норма жилой площади без учета умывальника и санитарного узла составляет 2,43 кв.м. В период постройки блока одиночных камер кабина приватности не предусматривалась, так как содержание одиночное. Одиночная камера оборудована в соответствии приложения 2 к приказу МО РФ от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в камере имеется: откидная металлическая кровать с деревянным покрытием, стол для приема пищи, тумба для сидения, умывальник. Также камера оборудована раковиной и чашей Генуя с централизованной подводкой холодной воды. Санитарно-техническое оборудование исправно, содержится в удовлетворительном санитарном состоянии. Вешалка для одежды расположена в коридоре блока одиночных камер, коридор расположен внутри здания. В соответствии с требованиями п.12.32 приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» полотно кровати оборудовано столиком, который принимает горизонтальное положение на высоте 730 мм. От пола при поднятом в вертикальное положение полотне. Размеры столика 300*400 мм. Подача воды в одиночную камеру ОСУОН осуществляется круглосуточно. Камера оборудована дневным и ночным освещением, ночное освещение с лампой накаливания 40 Вт включается для контроля соблюдения осужденным внутреннего распорядка и надзора за осужденными с 21.00 до 05.00 ч.ч. в соответствии с приказом МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» В нише над дверью для дневного освещения установлен светильник с лампой накаливания 95 Вт. В камере имеется также естественное освещение за счет проникновения дневного свет через оконный проем, фактические размеры окна в камере составляют 600*600 мм. В камере имеется металлический радиатор центральной водяной системы отопления на 4 секции, который обеспечивает обогрев помещения в отопительный сезон. Температурный режим в одиночной камере поддерживается не ниже +18 градусов Цельсия. Контроль за температурным режимом в отопительный период времени производится ежедневно дежурным помощником начальника учреждения. Для проветривания имеется форточка и приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Площадь одиночной камеры № согласно техническому паспорту, составляет 3,7 кв.м. санитарная обработка проводится осужденными, которые обеспечиваются чистящими и дезинфицирующими средствами. По просьбе выдается уборочный инвентарь. В камере отсутствуют грызуны и насекомые, ежеквартально проводиться дезинсекционные и дератизационные мероприятия.
Как следует из технического паспорта здание ФКУ ИК-2 УЙСИН России по <адрес> введено в эксплуатацию в 1976 году, площадь одиночных камер в том числе и № составляет 3,7 кв.м.
Договором по оказанию услуг по дератизации и дезинсекции объектов от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в ФКУ ИК-2 ежеквартально проводиться дератизации и дезинсекции объектов.
Согласно распорядка дня осужденных, содержащихся в строгих условиях содержания уборка камер предусмотрена каждый день с 07.10 до 07.30.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными нормами права связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также с наличием причинно-следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.
Каких-либо доказательств подтверждающих заявленные обстоятельства истцом в дело не представлены, в том числе не представлены доказательства, подтверждающие наличие прямой причинно-следственной связи между заявленными нарушениями и соответственно причиненным вредом на период отбывания наказания в ФКУ ИК-2, не доказан сам факт причинения вреда, тогда как в силу положений законодательства Российской Федерации о возмещении вреда обязанность доказать данные обстоятельства возложена на потерпевшего.
Также, приведенные доводы истцом о ненадлежащих условиях отбывания наказания, опровергаются представленными ответчиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> в дело доказательствами, из которых следует, что площадь одиночных камер, в том числе и № составляет 3,7 кв.м., освещение в камере соответствует нормам, температурный режим не менее +18 градусов Цельсия, ежеквартально проводиться дератизации и дезинсекции объектов.
Кроме того, истцом указано на плохое питание, однако доводы последнего опровергаются ответами данными осужденному по факту проведенных проверок ФКУЗ МСЧ-75 по поручению Читинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых питание осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждены приказом Минюста от ДД.ММ.ГГГГ N 205 (далее - Правила) утверждена минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.
Доводы Акбашева Р.Р. о том, что его необходимо перевести для дальнейшего отбывания наказания в колонию по месту его жительства суд находит не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 17 (далее - Инструкция) вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных, указанных в части 4 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осуществляется по решению ФСИН России.
Доказательств того, что по состоянию здоровья, личной безопасности Акбашева Р.Р., либо иных исключительных доказательств, последний не может содержаться в ФКУ ИК-2 суду не предоставлено.
Рассматривая требования Акбашева Р.Р. о нанесении ему морального вреда, нравственных страданий в виду отсутствия в камере экрана приватности и наличия камеры видеонаблюдения, а также отсутствия рабочих камер суд приходит к следующему. Акбашев Р.Р. содержится в одиночной камере, иных лиц в одиночной камере нет. Камера видео наблюдения необходима для контроля за осужденными, с заявлением о трудоустройстве не обращался. Кроме того, судом учитывается, что здание введено в эксплуатацию в 1976 году и по своим конструктивным особенностям не соответствует набору помещений к предъявляемым на сегодняшний день требованиям законодательства. Введение отдельных помещений возможно лишь за счет жилой площади иных помещений, что недопустимо в сложившейся ситуации по несоблюдению жилой площади на одного осужденного.
Законом не предусмотрена безусловная обязанность компенсации морального вреда в случае выявления любых нарушений материально-бытовых, санитарных условий содержания осужденных, при отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав либо принадлежащих гражданину нематериальных благ.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не установлено и истцом не представлено каких либо достоверных, допустимых и достаточных доказательств в обоснование его позиции о нарушении по вине ответчика личных неимущественных прав, совершения ответчиками действий, направленных на умышленное унижение достоинства истца, содержании его в ненадлежащих условиях, в заявленный период, в силу чего у суда не имеется оснований к удовлетворению иска.
Ввиду изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований истца в названной части, поскольку им не доказан сам факт причинения морально-нравственных, физических страданий, ухудшение состояния здоровья, физического состояния истца, ни размер морального вреда, на причинение которого он ссылался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░,░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░ 2020 ░.