Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«23» января 2017 года г.Иваново
Октябрьский районный суд г.Иваново в составе:
председательствующего судьи Воркуевой О.В.
при секретаре Новожениной Г.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Иваново
«23» января 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области к Кубышевой Н.И. о взыскании страховых взносов и пени.
У С Т А Н О В И Л:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области обратилось в суд с иском к Кубышевой Н.И. о взыскании страховых взносов и пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Заявленные требования обоснованы тем, что Кубышева Н.И. являлась индивидуальным предпринимателем до19 апреля 2016 годаи не уплатила своевременно в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В соответствии со ст.ст.5, 16 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ответчик являлся плательщиком страховых взносов, расчет сумм страховых взносов производится плательщиками самостоятельно. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками должна производиться не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности. В результате осуществления контроля за уплатой страховых взносов у ответчика выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Неоплаченная сумма подлежит взысканию с начислением пени согласно ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Ответчику было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 2014 год№№ от30 марта 2016 годав размере 27525 рублей 82 копейки, в том числе на страховую часть трудовой пенсии – 24834 рубля 96 копеек и пени за период с02 апреля 2015 годапо30 марта 2016 годана страховую часть трудовой пенсии в сумме 2 690 рублей 86 копеек. Однако оплата недоимки и пени ответчиком произведена не была. В связи с наличием недоимки административный истец просит взыскать с административного ответчика указанные суммы.
12 декабря 2016 годаадминистративный истец уточнил заявленные требования, согласно которым Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области просит суд взыскать с Кубышевой Н.И. задолженность по страховым взносам на страховую часть пенсии за 2014 год в размере 24834 рубля 96 копеек и пени на страховую часть на недоимку 2014 год – 2690 рублей 86 копеек.
Представитель истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Иванов О.В., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ходе рассмотрения дела 11 января 2017 года он поддержал уточненные исковые требования и пояснил, что задолженности у ответчика по спорному периоду по уплате страховых взносов в фиксированной части нет. Однако истец считает, что размер доходов ответчика за 2014 год превысил 300000 рублей. С суммы фактического дохода в размере, превышающем фиксированный платеж, страховые взносы Кубышевой Н.И. не уплачены. Он также поддержал ходатайство о восстановлении пропущенного срока, при этом полагая, что такой срок стороной истца не пропущен, так как Федеральный закон от 24.07.2009 года №212-ФЗ не устанавливает срок выявления недоимки, однако если суд не согласится с позицией истца, то просил его восстановить.
Ответчик Кубышева Н.И. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В суд ею было представлено возражение на административное исковое заявление, в котором она просила отказать в удовлетворении заявленных требований, так как задолженности по уплате страховых взносов у нее не имеется, поскольку размер страховых взносов должен учитываться из фактического дохода, определенного в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 года № 27-П. Ее фактический доход за 2014 год составил менее 300000 рублей.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Кубышева Н.И. была поставлена на учет в налоговом органев качестве индивидуального предпринимателя 14 октября 2013 года, в государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Иваново –16 октября 2013 года, снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе –19 апреля 2016<данные изъяты>
В соответствии с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 года общая сумма дохода ответчика составила 2783 496 рублей, сумма налоговых вычетов – 2747 897 рублей, налоговая база для начисления налога – 35599 рублей <данные изъяты>
19 июня 2015 годав Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области из ИФНС России по г.Иваново поступила информация о том, что доход Кубышевой Н.И. от предпринимательской деятельности в 2014 году составил 2783496 рублей <данные изъяты>
30 марта 2016 года Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области была составлена справка <данные изъяты> о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по уплате взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 24834 рублей 96 копеек. 30 марта 2016 года Кубышевой Н.И. выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в соответствии с которым административному ответчику следовало в срок до19 апреля 2016 года оплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 24 834 рублей 96 копеек, пени в сумме 2 690 рублей 86 копеек. 01 апреля 2016 года данное требование было направлено в адрес Кубышевой Н.И., что подтверждается соответствующим списком заказных писем№<данные изъяты>
В соответствии с пп.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели.
Согласно абз.3 ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Положениями ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее – контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются индивидуальные предприниматели.
Порядок расчета размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, указанных в п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлен ст.14 данного закона. Согласно установленному порядку размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу положений п.1 ч.8 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со ст.227 Налогового кодекса РФ.
Согласно пп.1 п.1 ст.227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 года № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» установлено, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Исходя из налоговой декларации, поданной Кубышевой Н.И. в налоговый орган, ее доход за 2014 год составил 35599 рублей. Исходя из данного размера дохода и следует производить расчет размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию. Размер дохода Кубышевой Н.И. за 2014 год не превысил 300000 рублей, недоимки по уплате страхового взноса из суммы дохода не превышающего 300000 рублей у ответчика не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований о взыскании с административного ответчика взноса на страховую часть трудовой пенсии исходя из расчета дохода в размере превышающего 300000 рублей, а также пени, начисленных в связи с неуплатой данной суммы, не имеется, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Кроме того, разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд учитывает следующее.
Согласно ч.9 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» налоговые органы должны направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. В соответствии с ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Положениями ч.2 и ч.5 ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В силу положений ч.1, ч.2, ч.2.3, ч.9 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае неисполнения плательщиком страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из представленных суду доказательств следует, что информация о размере дохода административного ответчика поступила из налогового органа в адрес административного истца19 июня 2015 года. Следовательно, требование об уплате недоимки в соответствии со сроками установленными законом, должно было быть направлено в адрес административного ответчика не позднее 19 сентября 2015 года. Исходя из представленных доказательств, данное требование было направлено лишь01 апреля 2016 года, то есть за рамками установленного срока. Судебный приказ по обращению административного истца был вынесен 24 сентября 2016 года. С учетом сроков вынесения судебного приказа, установленного ч.1 ст.123.5 КАС РФ, административным истцом обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа было подано не ранее 19 сентября 2016 года, то есть со значительным пропуском установленного законом шестимесячного срока для такого обращения.
Никаких уважительных причин пропуска такого срока административным истцом суду не представлено. В связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства о его восстановлении не имеется.
Пропуск установленного законом срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по взысканию взносов в Пенсионный фонд РФ, и, как следствие, пени на недоимку.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ 1 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░