Решение по делу № 2-154/2017 от 10.02.2017

Дело № 2-154/2017

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

30 марта 2017 года          с.Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Соловьевой М.В., с участием истца Хохлачёвой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Хохлачёвой О.С. к

администрации муниципального района «Корткеросский»

о предоставлении жилого помещения,

установил:

Хохлачёва О.С. обратилась в суд с заявлением об обязании администрации муниципального района «Корткеросский» (далее по тексту - АМР «Корткеросский») предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого фонда, на территории муниципального образования муниципального района «Корткеросский», благоустроенное применительно к условиям муниципального образования муниципального района «Корткеросский», свободное от прав и притязаний третьих лиц. Требование мотивировано тем, что истец является лицом из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По постановлению АМР «Корткеросский» от 17.06.2016 №604, а также письма администрации от 17.06.2016 №625 истец включена в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>. При этом жилым помещением истец не обеспечена.

В судебном заседании истец Хохлачёва О.С. доводы и требования иска поддержала, просив обязать ответчика предоставить жилое помещение в <адрес>.

Представитель администрации муниципального района «Корткеросский» на судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве на иск просил в удовлетворении заявления Хохлачёвой отказать.

Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, а также вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан в сфере жилищных отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением Корткеросского районного суда от <дата> ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении истца Ситкаревой О.С. Постановлением АСП «Мордино» ХХХ от <дата> Ситкарева О.С. была поставлена на регистрационный учет на внеочередное получение жилья в администрации СП «Мордино». Постановлением АМР «Корткеросский» ХХХ от <дата> истец включена в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда под номером ХХХ о чем уведомлена письмом АМР «Корткеросский» ХХХ от <дата>.

Из представленного истцом свидетельства о заключении брака следует, что Ситкаревой О.С. после заключения брака <дата> присвоена фамилия Хохлачёва.

Право на получение государственных гарантий, предусмотренных законодательством Республики Коми и Российской Федерации, ответчиком не оспаривается.

В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Федеральный закон N159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 1, 2, 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" (далее по тесту - Закон РК N 134-РЗ), К отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся, в т.ч дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. В соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, место жительства которых расположено на территории Республики Коми. 1. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

При этом, предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан, согласно Закона РК N 134-РЗ, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления)

Из установленных обстоятельств дела следует, что Хохлачёва О.С. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое истцом по настоящее время не реализовано.

Доводы представителя ответчика указанные в отзыве об отсутствии у муниципального района финансирования на приобретение жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированных жилых помещения, не соответствуют требованиям закона и не являются основанием для не предоставления истцу жилого помещения, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с наличием либо отсутствием денежных средств и источников финансирования.

Исходя из требований ст. 8 Федерального закона N159-ФЗ предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Как установлено, Хохлачёва О.С. включена в список детей-сирот по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, учитывается за номером ХХХ со слов истца в настоящее время под ХХХ. Однако данных о том, что истец обеспечена государством жилым помещением в порядке реализации права согласно ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ, материалы дела не содержат.

На основании вышеизложенного, с учетом требований закона на ответчика надлежит возложить обязанность по предоставлению жилого помещения истцу с учетом нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, в данном случае решением Совета муниципального образования сельского поселения «Корткерос» от 21.04.2011 NII - 24/2, составляющей на одного человека по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади.

Доводы представителя ответчика, указанные в отзыве о том, что требование истца по сути связано с внеочередным предоставлением жилого помещения и повлечет за собой нарушение прав иных граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда МО МР «Корткеросский» и поставленных на учет ранее истца, являются несостоятельными.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, установила, что "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом". Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом, ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни Федеральным законом № 159 - ФЗ не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет по письменному заявлению. Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации и, как следует из материалов дела, органом местного самоуправления Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных путем судебной защиты.

Законодательством предусмотрена обязанность предоставления жилья детям из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории во внеочередном порядке, при этом выбор конкретного способа защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов принадлежит истцу.

С учетом изложенного, заявленный Хохлачёвой О.С. иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Хохлачёвой О.С. удовлетворить

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» предоставить Хохлачёвой О.С., <дата> г.р., в <адрес> благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, свободное от прав и притязаний третьих лиц на условиях договора найма специализированного жилого фонда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья -                                 Буян Э.Ф.

Решение в окончательной форме вынесено 03.04.2017 года

2-154/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хохлачева О.С.
Ответчики
Администрация МО МР "Корткеросский"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
10.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2017Передача материалов судье
15.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2017Судебное заседание
03.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее