Дело №
22RS0№-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В.,
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к администрации <адрес>, ООО УК «Янтарная» о принятии решения о создании места накопления твердых бытовых отходов, направлению сведений для включения в реестр, признании действий незаконными, о демонтаже контейнерной площадки,
УСТАНОВИЛ:
Роспотребнадзор по Алтайскому краю обратился в суд с иском к ООО УК «Янтарная» о признании незаконными действий по использовании контейнерной площадки, расположенной между домами № и № по <адрес> для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес>; обязании прекратить эксплуатацию данной площадки, а именно убрать два контейнера для сбора твердых бытовых отходов, расположенных между домами № и № по <адрес> для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес>; обязании обеспечить организацию, обустройство и содержание места временного накопления отходов от многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать площадку для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых насаждений.
В ходе судебного разбирательства истец требования уточнил, предъявив их к администрации Железнодорожного района г. Барнаула, ООО УК «Янтарная», просил обязать Администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять решение о создании места (площадки) накопления ТКО от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с п. 7.1 Положения о Железнодорожном районе в городе Барнауле и Администрации Железнодорожного района города Барнаула, п. 2.4.1 Порядка участия органов местного самоуправления в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 360. Обязать Администрацию Железнодорожного района г. Барнаула направить в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, решение по созданию места (площадки) накопления ТКО от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> для включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО, в соответствии п. 7.3 Положения о Железнодорожном районе в городе Барнауле и Администрации Железнодорожного района города Барнаула, п. 2.4.3 Порядка участия органов местного самоуправления в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 360, п.12 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039, п.6.2 Положения об организации деятельности органов местного самоуправления по созданию и согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Барнаула, утв. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Признать действия ООО УК «Янтарная» (ФИО1 2221210345, ОГРН 1142225001632) по использованию контейнерной площадки, расположенной между домами № и № по <адрес> для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес> в <адрес> противоправными. Обязать ОО УК «Янтарная» (ФИО1 2221210345, ОГРН 1142225001632) с момента создания места (площадки) накопления ТКО от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена прекратить эксплуатацию контейнерной площадки, расположенной между домами № и № по <адрес> для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес> в <адрес>, в нарушение санитарного законодательства, Приказа Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей", СП 124.1333.2012 «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», а именно: убрать два контейнера для сбора твердых бытовых отходов, расположенных между домами № и № по <адрес>, предназначенных для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес> в <адрес>.
В обоснование уточненных требований указал, что согласно информации из Комитета ЖКХ <адрес> (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что контейнерная площадка, расположенная между домами № и № по <адрес>, оборудована для централизованного транспортирования твердых коммунальных отходов от жителей многоквартирного дома по <адрес> №.
Согласно информации с официального сайта «Реформа ЖКХ» (https://www.reformagkh.ru), а также информации из Комитета ЖКХ г. Барнаула управляющей организацией жилого дома по адресу: <адрес>, является ООО «Янтарная» (ФИО1 2221210345).
Управляющей компанией заключен договор № от 01.10.2016г. на оказание услуг по вывозу (удалению) и утилизации (захоронению) отходов IV-V класса опасности (твердых бытовых отходов), КГМ (крупногабаритного мусора) с ООО «Экотрест», утвержден график ежедневного вывоза ТБО по контейнерной площадке, расположенной по адресу <адрес>.
Согласно ответа администрации Железнодорожного района г. Барнаула № от 25.12.2018г. земельный участок между домами №,№ по <адрес> отведен указанным домам и находится в общедолевой собственности собственников помещений в домах. Однако контейнерная площадка, расположенная вблизи <адрес>, фактически находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Выяснено, что без согласования с органами местного самоуправления, на территории за пределами участка дома по <адрес> уже размещены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, место установки данных контейнеров в количестве 2-х штук объемом 0,7 куб.м. не имеет бетонного или асфальтового покрытия, не ограниченна бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, что не соответствует требованиям п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 8.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Установлено, что ООО УК «Янтарная» подавала письменную заявку (274-в от 12.02.2019г.) в орган местного самоуправления для согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, однако администрация Железнодорожного района г. Барнаула не согласовала место размещения контейнерной площадки для <адрес> (ответ администрации Железнодорожного района г. Барнаула от 12.03.2019г. №-отв.).
Кроме того, исходя из ответа АО «Барнаульской теплосетевой компании» № от 25.02.2019г., следует, что во дворе многоквартирного <адрес> в <адрес> проложены две тепловые сети: внутриквартальная тепловая сеть и магистральная тепловая сеть. В соответствии с требованиями действующего законодательства, охранная зона тепловых сетей устанавливается в границах:
- для внутриквартальной тепловой сети от 10 до 17 метров от жилого дома по <адрес> (не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей);
- для магистральной тепловой сети от 20,5 до 40,5 метров от жилого дома по <адрес> (не менее 8 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей).
Учитывая наличие границ охраняемой зоны место, где на сегодняшний день расположены контейнеры для сбора ТКО для жителей дома <адрес> между домами <адрес> и <адрес> противоречит Приказу Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей", СП 124.1333.2012 «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети».
Контейнерная площадка для сбора и хранения ТБО на прилегающей к указанному дому территории не организована. ООО УК «Янтарной» фактически эксплуатируется площадка для временного накопления отходов от многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> за пределами земельного участка, принадлежащего собственникам многоквартирного жилого дома, которая не соответствует требованиям нормативно – технической документации (отсутствует площадка, отсутствует подъезд с твердым покрытием, нет ограждения), а также расположенная в охранной зоне инженерных сетей (тепловая сеть, газгольдерная). Исходя из заключения эксперта ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» ФИО3 (№ от ДД.ММ.ГГГГ) дальнейшая эксплуатация контейнерной площадки на фактическом месте невозможна.
Согласно заключения экспертов размещение контейнерной площадки для временного накопления отходов на земельном участке по <адрес> в <адрес> не представляется возможным, экспертом определено ориентировочное местоположение контейнерной площадки, а именно размещение контейнерной площадки вне земельного участка № по <адрес>, юго - восточнее земельного участка № на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон 131) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 24 ст. 16 Закона 131).
В соответствии с ч. 4 ст. 13.4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон 89) органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
На основании ст. 6 Закона 89 в полномочия субъекта Федерации входит разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
В соответствии с ч. 6 ст. 13.3. Закона 89 территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта РФ для всеобщего и бесплатного доступа.
Согласно Постановлению Правительства Алтайского края от 24.07.2017 N 272 (ред. от 31.12.2019) "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края" потребители осуществляют складирование ТКО в местах их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 6).
Места расположения таких площадок определяются в соответствии с территориальной схемой и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (п.9).
Согласно п. 7.1 Положения, администрация района принимает решение о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, в порядке, установленном постановлением администрации города Барнаула, а также является уполномоченным органом в определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 7.3).
Согласно Порядка участия органов местного самоуправления в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 N 360, к полномочиям администраций районов города Барнаула относятся:
2.4.1. Принятие решений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, в порядке, установленном постановлением администрации города Барнаула;
2.4.3. Принятие участия в определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Поскольку создание контейнерной площадки на обслуживаемой ООО УК «Янтарная» придомовой территории невозможно, правовые основания для возложения на управляющую компанию обязанности по созданию площадки на ином участке, не являющемся общедомовым имуществом, отсутствуют, обязанность по созданию площадки и внесению сведений об этом в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на орган местного самоуправления в лице администрации Железнодорожного района г.Барнаула.
Согласно реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа - <адрес> края, размещенного на официальном сайте <адрес> (https://barnaul.org) контейнерная площадка для жителей многоквартирного дома по <адрес> находится по адресу по <адрес>, владелец ООО УК «Янтарная», площадка имеет асфальтовое покрытие и металлическое ограждение. Аналогичные данные содержатся в электронной модели территориальной схемы обращения с отходами, размещенной на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (http://altaipriroda.ru).
Учитывая вышеизложенное, существующая контейнерная площадка, расположенная вблизи <адрес>, фактически находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, какие-либо договорные отношения между администрацией Железнодорожного района г. Барнаула, Администрацией г. Барнаула и ООО УК «Янтарная», связанные с предоставлением последнему земельного участка на котором расположена контейнерная площадка, отсутствуют.
Предложенный экспертом вариант размещения контейнерной площадки также находится за пределами земельного участка, на котором расположен данный дом, а именно на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно Приказа Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула от 24.01.2020 № 22-80 управляющей компании отказано в согласовании размещения объекта «Элементы благоустройства, контейнерная площадка» с местоположением: г. Барнаул, юго-восточнее земельного участка по проспекту Ленина, 110 на основании пп. «е» п. 11 Порядка размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (размещение такого объекта не допускается в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки, правилами благоустройства и иными нормативными правовыми актами)(Нарушение положений установленных постановлением Администрации города Барнаула от 17.10.2019 N 1793 "Об утверждении Положения об организации деятельности органов местного самоуправления по созданию и согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Барнаула").
Полномочия для обращения за согласованием размещения контейнерной площадки согласно постановлением Администрации города Барнаула от 17.10.2019 N 1793 "Об утверждении Положения об организации деятельности органов местного самоуправления по созданию и согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Барнаула" принадлежат администрации района при создании места накопления (п.2.3. Положения).
Соответственно, Администрацией Железнодорожного района г.Барнаула, в нарушение требований Российской Федерации в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО, не принято решение о создание места (площадки) накопления ТКО, включении сведения об этом в реестр. Актуальные сведения, которые включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа - города Барнаула Алтайского края и территориальную схему обращения с отходами, являются недостоверными, и противоречат установленным требованиям Закона 89, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра, утв. Постановлением Правительства от 31.08.2018 № 1039.
В судебном заседании представитель истца Руденская Е.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО УК «Янтарная» Чернова И.Ю. в судебном заседании полагала, что требования к администрации Железнодорожного района г. Барнаула подлежат удовлетворению в полном объеме, указав, что после создания места накопления отходов управляющая компания готова осуществить обустройство места накопления отходов.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Барнаула Минасян Н.А., представитель третьего лица Администрации г. Барнаула Бураев В.Е. возражали по исковым требованиям к администрации района.
Третье лицо Шлионский Д.И. в судебном заседании возражал об удовлетворении требований к администрации района.
Третьи лица Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, АО "Барнаульская теплосетевая компания" в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежаще.
На основании положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пп. "д" п. 11, пп. "а" п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений (п. п. 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении (управлении) которой находится дом.
Из анализа указанных норм права следует, что обязанность по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на управляющую компанию, с которой собственниками многоквартирного дома заключен договор управления.
Как установлено судом, многоквартирным домом по адресу: <адрес> управляет ООО УК «Янтарная».
Сбор, хранение твердых бытовых отходов собственников помещений данного многоквартирного дома осуществляется на земельном участке за данным домом. Земельный участок не находится в собственности собственников многоквартирного дома, а относится к категории земель, собственность на которые не разграничена.
Согласно заключения эксперта ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ фактически контейнерная площадка представляет собой 2 контейнерных бака, установленных на грунтовое основание. Подъездные пути не имеют твердого покрытия, ограждение площадки отсутствует. Вблизи земельного участка с № по пр- Ленина, проходит магистральная тепловая сеть, а по участку № проходит квартальная тепловая сеть, которые имеют охранную зону 20,5-40,5 (магистральная) и 10-17 (квартальная). Помимо тепловых сетей на незначительном расстоянии от земельного участка № располагается газгольдерная (пункт распределения газа, подземной сети). По результатам произведенного экспертного осмотра установлено, что фактически организованная площадка для временного накопления отходов многоквартирного дома по <адрес>. 110 в <адрес>, не соответствует требованиям нормативно-технической документации (отсутствует площадка, отсутствует подъезд с твердым покрытием, нет ограждения), а также расположена в охранной зоне инженерных сетей (тепловая сеть, газгольдерная). Исходя из вышеуказанных требований, дальнейшая эксплуатация контейнерной площадки на фактическом месте невозможна.
Согласно информации из Комитета ЖКХ <адрес> (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что контейнерная площадка, расположенная между домами № и № по <адрес> в <адрес>, оборудована для централизованного транспортирования твердых коммунальных отходов от жителей многоквартирного дома по <адрес> №.
Согласно ответа администрации Железнодорожного района г. Барнаула № от 25.12.2018г. земельный участок между домами №,№ по <адрес> отведен указанным домам и находится в общедолевой собственности собственников помещений в домах. Однако контейнерная площадка, расположенная вблизи <адрес>, фактически находится на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.
Между тем, судом установлено, что контейнерная площадка для сбора и хранения ТБО на прилегающей к указанному дому территории не организована. ООО УК «Янтарной» фактически эксплуатируется площадка для временного накопления отходов от многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> за пределами земельного участка, принадлежащего собственникам многоквартирного жилого дома, которая не соответствует требованиям нормативно – технической документации (отсутствует площадка, отсутствует подъезд с твердым покрытием, нет ограждения), а также расположенная в охранной зоне инженерных сетей (тепловая сеть, газгольдерная). Исходя из заключения эксперта ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» ФИО3 (№ от ДД.ММ.ГГГГ) дальнейшая эксплуатация контейнерной площадки на фактическом месте невозможна.
Существующая контейнерная площадка, расположенная вблизи <адрес>, фактически находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, какие-либо договорные отношения между администрацией <адрес>, Администрацией <адрес> и ООО УК «Янтарная», связанные с предоставлением последнему земельного участка на котором расположена контейнерная площадка, отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Управляющей компанией заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ оказание услуг по вывозу (удалению) и утилизации (захоронению) отходов с ООО «ЭКО-комплекс», утвержден график вывоза ТБО по контейнерной площадке, расположенной по адресу <адрес>.
Поскольку названная фактически расположенная контейнерная площадка расположена с нарушением норм действующего законодательства на не отведенном земельном участке, нахождение ее в данном месте противоречит действующим нормативным требованиям, суд признает действия ООО УК «Янтарная» по использованию контейнерной площадки, расположенной между домами № и № по <адрес> в <адрес> незаконными.
Факт использования именно этой контейнерной площадки ООО УК «Янтарная» не оспаривала.
Разрешая требования об организации надлежащего сбора и накопления твердых бытовых отходов от многоквартирного дома по адресу <адрес>, суд исходит из следующего.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), а также СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19).
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м, но в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м (п. 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19).
Согласно п. 2.3 СанПиН 2.1.7.3550-19 «при невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров)».
Согласно заключения эксперта ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом ответа экспертов на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ, возможно 2 варианта размещения контейнерной площадки к многоквартирному дому:
Размещение контейнерное площадки вне земельного участка № по пр-ту Ленина, на указанном на иллюстрации 2 месте, юго-восточнее земельного участка № ПО. Для устройства контейнерной площадки будет необходимо выполнить следующие работы:
а) Частично демонтировать бордюрный камень, частично демонтировать покрытие из тротуарной плитки:
б) выполнить планировку участка в уровень проезда:
в) устроить основание контейнерной площадки из бетона или асфальтобетона, по периметру основания установить бортовые камни (бордюрные камни);
г) установить ограждение площадки из железобетонных плит (либо наименее трудоемкое ограждение из металлических профилированных листов), устроить козырек над площадкой (в гпучае использования контейнерных баков без крышек).
д) установить контейнеры для временного накопления отходов. Количество контейнеров рассчитать исходя из количества квартир в жилом <адрес> по пр-ту Ленина в <адрес>.
пункт г) возможно заменить на установку сборной конструкции заводского исполнения. Данный выбор остается за эксплуатирующей организацией. При обоих вариантах контейнерная площадка будет соответствовать требованиям норм и правил.
Необходимость обустройства подъездных путей для обслуживающей техники отсутствует. Подъезд возможен с существующего проезда с твердым покрытием.
Указанная площадка удалена от жилого дома на необходимые 20 метров от жилого дома и детской площадки. В данном случае указанная площадка находится в охранной зоне магистральной тепловой сети, но по мнению эксперта, места для обслуживания и ремонтов сети достаточно, даже при условии размещения контейнерной площадки. В сложившейся ситуации нахождением предполагаемой контейнерной площадки в охранной зоне магистральной тепловой сети возможно пренебречь. Стоит отметить, что в охранной зоне магистральной тепловой сети находятся гаражи, газгольдерная и иные объекты.
Вторым и наиболее рациональным с точки зрения трудозатрат и финансовых вложений, является совместное использование существующей контейнерной площадки, расположенной земельном участке жилого <адрес> по пр-ту Ленина, при условии достижения договорных отношений между организациями, обслуживающими жилые <адрес> 110 соответственно.
Таким образом, экспертом сделан вывод о невозможности организации места накопления отходов на территории земельного участка спорного многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а возможно на территории земельного участка, собственность на который не разграничена, указано предложенное место, указаны координаты.
Между тем, предложенный экспертом земельный участок относится к категории земель, собственной на которые не разграничена.
ООО УК «Янтарная» подавала письменную заявку (274-в от 12.02.2019г.) в орган местного самоуправления для согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, однако администрация Железнодорожного района г. Барнаула не согласовала место размещения контейнерной площадки для <адрес> (ответ администрации <адрес> от 12.03.2019г. №-отв.).
Комитетом по строительству, архитектуре и развитию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано ООО УК «Янтарная» в согласовании размещения объекта контейнерная площадка на земельном участке юго-восточнее земельного участка по <адрес> в <адрес>.
Поскольку предложенный экспертом земельный участок не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, какие-либо договорные отношения между администраций Железнодорожного района г. Барнаула и ООО УК «Янтарная», связанные с предоставлением последнему земельного участка для расположения контейнерной площадки, отсутствуют, а потому обязанность по созданию места накопления отходов должен нести собственник земельного участка.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 указанного закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 13.4 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон 89) органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
На основании ст. 6 Закона 89 в полномочия субъекта Федерации входит разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
В соответствии с ч. 6 ст. 13.3. Закона 89 территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта РФ для всеобщего и бесплатного доступа.
Согласно Постановлению Правительства Алтайского края от 24.07.2017 N 272 (ред. от 31.12.2019) "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края" потребители осуществляют складирование ТКО в местах их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 6).
Места расположения таких площадок определяются в соответствии с территориальной схемой и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (п.9).
Согласно ч.3 ст. 13.3 Закона 89 территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 13.4 Закона 89 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Решением Барнаульской городской Думы от 27.04.2018 N 117 утверждено Положение о Железнодорожном районе в городе Барнауле и Администрации Железнодорожного района города Барнаула (далее - Положение).
Согласно п. 7.1 Положения, администрация района принимает решение о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, в порядке, установленном постановлением администрации города Барнаула, а также является уполномоченным органом в определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 7.3).
Согласно Порядка участия органов местного самоуправления в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 N 360, к полномочиям администраций районов города Барнаула относятся:
2.4.1. Принятие решений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, в порядке, установленном постановлением администрации города Барнаула;
2.4.3. Принятие участия в определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 76 "Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края" (принят Решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 N 71) в целях осуществления исполнительно-распорядительных функций на территории районов в городе Барнауле действуют районные в городе администрации, являющиеся органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края. Районные в городе администрации:
принимают решения о создании и согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также участвуют в определении схемы размещения и ведении реестра таких мест (площадок) в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Полномочия для обращения за согласованием размещения контейнерной площадки согласно постановлением Администрации города Барнаула от 17.10.2019 N 1793 "Об утверждении Положения об организации деятельности органов местного самоуправления по созданию и согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Барнаула" принадлежат администрации района при создании места накопления (п.2.3. Положения).
Согласно п.п. 1.4 и 1.5. Постановления Администрации города Барнаула от 17.10.2019 N 1793 решение о создании мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, принимают администрации районов города Барнаула (далее - администрации районов города). В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с администрацией района города, на территории которой планируется создание места (площадки) ТКО.
Принятие решения о создании (отказе в создании), согласовании (отказе в согласовании) создания мест (площадок) накопления ТКО осуществляется в форме постановления администрации района города. Приложением к постановлению администрации района города является схема размещения мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно п. 2.1. администрация района города принимает решение о создании на подведомственной территории города места (площадки) накопления ТКО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, из анализа данного нормативного акта следует, что администрация района имеет полномочия по принятию следующих решений:
Решение о создании (отказе в создании) мест (площадок) накопления ТКО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
решение согласовании (отказе в согласовании) создания мест (площадок) накопления ТКО в случае, когда такая обязанность в соответствии с законодательством Российской Федерации лежит на других лицах
Таким образом, для организации контейнерной площадки на земельном участке собственников помещений многоквартирного дома обслуживающая организация должна обращаться в администрацию района по вопросу согласования места накопления ТКО. А для размещения контейнерной площадки на земельном участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности к полномочиям администрации района отнесено принятие решений о создании места накопления ТКО.
Согласно п. 2.6. принятие постановления администрации района города о создании места ТКО является основанием для обустройства места (площадки) накопления ТКО.
Впоследствии именно на управляющей организации лежит обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора бытовых отходов и обеспечить последующее содержание в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
Ссылка стороны ответчика администрации Железнодорожного района г. Барнаула на то, что при удовлетворении требований истца к администрации района приведет впоследствии к множеству исков об обязании создать места накопления ТКО, не может являться основанием к отказу в иске. В данном случае такая ситуация возникла именно в связи с невозможностью оборудования места накопления ТКО на территории земельного участка многоквартирного дома, а также невозможностью самовольного занятия управляющей компанией земельного участка, собственность на который не разграничена. В данном случае, по мнению суда, орган местного самоуправления, созданный в том числе с целью организации на территории поселения полномочий по содействию и организации сбора ТКО, обязан осуществить свои полномочия в данной части.
Доводы стороны ответчика администрации района не опровергают установленных по делу обстоятельств, не представляют доказательств того, что ответчиком приняты надлежащие меры по исполнению возложенных функций по организации сбора и накопления ТКО на территории района, в частности. В районе спорного дома.
Учитывая изложенное, суд обязывает администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять решение о создании места (площадки) накопления твердых бытовых отходов от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена; направить в Комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> решение по созданию места (площадки) накопления твердых бытовых отходов от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> для включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Также суд находит подлежащими удовлетворению требования истца об обязании ООО УК «Янтарная» (ФИО1 2221210345, ОГРН 1142225001632) с момента создания места (площадки) накопления ТКО от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена прекратить эксплуатацию контейнерной площадки, расположенной между домами № и № по <адрес> для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес> в <адрес>, в нарушение санитарного законодательства, а именно: убрать два контейнера для сбора твердых бытовых отходов, расположенных между домами № и № по <адрес> в <адрес>, предназначенных для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес> в <адрес>. Для исполнения данной обязанности суд устанавливает срок в течение 1 месяца с момента создания места накопления.
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять решение о создании места (площадки) накопления твердых бытовых отходов от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула направить в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула решение по созданию места (площадки) накопления твердых бытовых отходов от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> для включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Признать действия ООО УК «Янтарная» по использованию контейнерной площадки, расположенной между домами № и № по <адрес> в <адрес> незаконными.
Обязать ООО УК «Янтарная» (ФИО1 2221210345, ОГРН 1142225001632) с момента создания места (площадки) накопления ТКО от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена прекратить эксплуатацию контейнерной площадки, расположенной между домами № и № по <адрес> для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес> в <адрес>, в нарушение санитарного законодательства, а именно: убрать два контейнера для сбора твердых бытовых отходов, расположенных между домами № и № по <адрес> в <адрес>, предназначенных для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес> в <адрес> в течение 1 месяца с момента создания места накопления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Леонтьева