Решение по делу № 2-2738/2013 от 17.10.2013

Дело 2 – 2738\2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2013 года город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики

в составе председательствующей судьи Красильниковой С.А.,

при секретаре Тухфетулловой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшова Владимира Михайловича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с зачетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один год службы за два года

УСТАНОВИЛ:

Кудряшов В.М. является получателем пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.

ДД.ММ.ГГГГ Кудряшов В.М. обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ о перерасчете трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес решение № об отказе в перерасчете трудовой пенсии по старости с учетом сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Не согласившись с данным решением Кудряшов В.М. обратился с иском в суд, из текста искового заявления следует, что истец просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с зачетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один год службы за два года ( в окончательном варианте)

Свой иск мотивировал тем, что он является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил сверхсрочную службу на подводной атомной лодке, что подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ и по мнению истца ему необходимо произвести перерасчет трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Истец и его представитель в судебном заседании иск поддержали по тем же мотивам, изложенным в исковом заявлении и вновь привели их суду.

Представитель Управления ПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР иск не признал, по основаниям изложенном в решении об отказе в назначении пенсии.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело, суд приходит к следующему.

Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, в том числе предусматривать правовые основания назначения пенсий, их размеров, правила подсчета трудового стажа, а также особенности приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В статьями 18, 39 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

С 01 января 2002 года пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».

Федеральный закон N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Согласно статье 7 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия ( часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией ( за указанной частью трудовой пенсии по старости) за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 статьи 19 Федерального закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию ( указанную часть трудовой пенсии по старости).

Решением Управления ПФ РФ в г. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ № рассмотрено заявление о перерасчете трудовой пенсии по старости в связи с предоставлением документа о стаже ( архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ №) и истцу в перерасчете трудовой пенсии по старости с учетом сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» отказано.

Ответчик в своем решении указал, что в соответствии со статьей 11 Закона от 17 декабря 2001 года период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, относится к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж. Включение периодов военной службы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Правилами от 11 июля 2002 года не предусмотрено. Согласно закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 01 января 1992 года, с учетом пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР в органах внутренних дел по выбору обратившегося за пенсией приравнивалась к работе, указанной в Списках № 1и № 2 от 1956 года, которая предшествовала службе либо следовала за ней ( при этом приравниваемый период службы не мог превышать имеющийся стаж работы по Спискам № 1 и № 2)

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Как следует из материалов дела, истец достиг возраста 60 лет и ему ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости.

Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № по документам Центрального военно-морского архива установлено, что мичман Кудряшов В.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проходил сверхсрочную службу: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего специалиста ВУС-304 в войсковой части № ( атомная подводная лодка), которая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дислоцировалась в губе <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в № ( атомная подводная лодка), которая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дислоцировалась в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дислоцировалась в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в губе <адрес>.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и(или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и(или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Истец обращался к ответчику с заявлением о перерасчете его пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ»

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период военной службы истца в рядах Советской Армии действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, пунктом 109 которого было предусмотрено включение в стаж при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР. Указанный период приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, законодатель предусмотрел лишь возможность приравнять службу в Советской Армии к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием службы в армии. При этом сама по себе служба в армии как отдельный, самостоятельный период трудовой деятельности не засчитывалась в специальный стаж.

Из материалов дела следует, что истец, как до прохождения военной службы, так и после прохождения военной службы не работал на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, занятость в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, период прохождения военной службы подлежит включению в страховой стаж.

Исходя из приведенных норм права следует, что для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом, законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 17 октября 2006 года N 380-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

Кудряшов В.М. в обосновании своих заявленных требований ссылался на то обстоятельство, что суд при вынесении решения должен руководствоваться Постановлением Совет Министров РФ от 22 сентября 1993 года N 941 ( с изменениями от 18 мая 2009 года).

На основании статьи 2 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", Совет Министров - Правительство Российской Федерации действует на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, постановлений Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Статья 30 указанного Закона устанавливает, что Совет Министров Российской Федерации на основе и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, иных решений Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения, проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах, и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из изложенного следует, что, принимая Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941, Совет Министров РФ действовал в пределах своей компетенции и во исполнение ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", непосредственно указывающей на определение порядка исчисления пенсий, ст. 4 Постановления Верховного Совета РФ от 12 февраля 1993 г. N 4469-1.

Согласно абзацу 2 подпункта "а" пункта 9 Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.

Пункт "а" ст. 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливает, что военнослужащие приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную этим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Пункт "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Пункт "а" ст. 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 устанавливает, что пенсия за выслугу лет военнослужащим устанавливается в следующих размерах: имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

Таким образом, приведенные истцом в обоснование своей позиции доводы являются несостоятельными, поскольку данное Постановление по мнению суда непосредственно направлено увеличению прав на пенсионное обеспечение и объема социальных гарантий военнослужащим и членам из семей, а истец таковым не является.

С учетом изложенного, по мнению суда требование истца о том, что период прохождения военной службы может быть засчитан в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является необоснованными.

Таким образом, требования Кудряшовым В.М. заявлены не в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства и в иске истцу следует отказать.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Кудряшову Владимиру Михайловичу к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с зачетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении один год службы за два года отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 15 декабря 2013 года.

Судья:                                    С.А. Красильникова

2-2738/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудряшов В.М.
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашии
Дело на странице суда
novocheboksarsky.chv.sudrf.ru
17.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2013Передача материалов судье
21.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2013Судебное заседание
10.12.2013Судебное заседание
15.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2013Дело сдано в канцелярию
02.01.2014Дело оформлено
20.01.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее