Дело № 2-1008\2013г.
решение в окончательной форме
изготовлено 11.12.2013г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2013г. Судья Качканарского городского суда Свердловской области Кукорцева Т.А.,
при секретаре Питиримовой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Молочкова Сергея Сергеевича к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> -Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
у с т а н о в и л :
Молочков С.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с иском к названным ответчикам, просил обязать Управление социальной политики по <адрес> поставить его на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>, а также обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести для него за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа, обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики по <адрес> для подписания им, подписанный договор найма возвратить в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
В обоснование иска указано, что приказом Управления социальной политики по <адрес> № от 03.07.2013г. истцу было отказано в принятии его на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца ФИО6, одинокая мать, лишена родительских прав судебным решением от 13.08.2007г., ребенок Молочков Сергей был устроен в Качканарский горно-промышленный колледж, за ним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, 4а микрорайон, <адрес>, комнаты 20, 21, где он был зарегистрирован и проживал с матерью. Позже комната № в <адрес> на 4а микрорайоне была им приватизирована. В исковом заявлении истец ставит вопрос о постановке его на учет в целях предоставления ему жилого помещения, поскольку находящееся в его собственности жилье площадью 11,4 кв.м. не соответствует учетной норме, которая составляет 12 кв.м. Кроме того, комната находится в неблагоустроенном доме типа общежития.
В судебном заседании истец Молочков С.С. просил суд удовлетворить его требования и признать отказ УСЗН о постановке его на учет необоснованным, поскольку имеющаяся у него в собственности комната не отвечает требованиям благоустройства и не соответствует учетной норме. В комнате № проживает его мать.
Представители Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства», Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в судебное заседание не явились, направили отзывы на иск, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Из текстов представленных ответчиками отзывов следует, что со стороны ответчиков права истца не нарушены, оснований для внеочередного предоставления жилья ему не имеется.
Из отзыва Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> следует, что в связи с изменением законодательства, регулирующего порядок и основания предоставления жилых помещений детям-сиротам, к компетенции Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот. В приобретении и предоставлении жилых помещений детям-сиротам Министерство по управлению имуществом не участвует.
Принимая во внимание полученные судом отзывы на исковое заявление, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>, государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» и Министерства по управлению государственным имуществом <адрес>.
Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес>- Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> Кюйц Н.А. по доверенности считает требование истца законным и обоснованным. При этом не оспаривает, что истцу Молочкову С.С. отказано в постановке на учет, так как у него имеется в собственности комната в доме «типа общежития». Учитывая, что в связи с изменением законодательства практика еще не выработана, отказ в постановке Молочкова С.С. был ошибочным, поскольку детям из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться благоустроенные жилые помещения. Жилое помещение, находящееся в собственности Молочкова С.С., благоустроенным не является, его площадь не соответствует учетной норме.
Выслушав истца и представителя УСЗН по <адрес>, исследовав письменные документы, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы Качканарского городского округа № от 01.10.2007г. «Об устройстве несовершеннолетнего Молочкова С.С. в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Качканарский горно-промышленный колледж» несовершеннолетний Молочков Сергей Сергеевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения устроен в «Качканарский горно-промышленный колледж» на полное государственное обеспечение. За Молочковым С.С. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, 4а микрорайон, <адрес>, комната 20,21. Из постановления следует, что одинокая мать ФИО6 лишена родительских прав в отношении Молочкова С.С. (л.д.11).
19.10.2012г. Молочков С.С. зарегистрировал право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, 4 а микрорайон, <адрес>, комната 20 (л.д.10). Здесь же он зарегистрирован (л.д. 9).
Находящееся в собственности Молочкова С.С. жилье представляет собой комнату площадью 11, 4 кв.м. в деревянном доме коридорного типа, 1961 года постройки, с износом 33%, где на этаже расположены общие санузел и кухня, что подтверждается справкой филиала «Качканарское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» (л.д. ).
Приказом территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управление социальной политики по <адрес> № от 03.07.2013г. Молочкову С.С. отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со ссылкой на наличие у Молочкова С.С. жилого помещения в собственности.
Таким образом, судом установлено, что:
- Молочков С.С. 1991 года рождения относится к категории лиц, имеющих статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
- за ним было закреплено жилое помещение, а именно комната в деревянном доме коридорного типа площадью 11,4 кв.м.,
- на учет в несовершеннолетнем возрасте в целях получения жилья он поставлен не был,
- в 2012г. Молочков С.С. приобрел в собственность закрепленное за ним жилье,
- в удовлетворении его заявления о постановке на учет для получения жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ему отказано.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства, провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты, и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, где обеспечивается право на жилище (ст. 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случаях, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленном названным законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из анализа перечисленных выше норм жилищного законодательства следует, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий социальной поддержки и это право сохраняется за лицами указанной категории на весь период получения ими соответствующего жилья, независимо от возраста.
С 01. 01. 2013г. вступил в силу Федеральный закон 29.02.2012г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым регламентирован порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, введена в Жилищный кодекса Российской Федерации ст. 109.1. В соответствии с которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02. 2012г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилым помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случаях, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В п. 7 ст. 8 названного Закона предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с решением Качканарской Городской Думы от 27 октября 2005 года (в редакции Решения Думы от 06.07.2006г. ) установлена норма предоставления площади 20-33 кв.м. для одиноко проживающего, но не более однокомнатной благоустроенной квартиры на территории Качканарского городского округа, этим же Решением установлена учетная норма площади, исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Установленные в судебном заседании обстоятельства и анализ применяемых при рассмотрении данного дела правовых норм позволяет суду сделать вывод об удовлетворении требований истца Молочкова С.С. и признании отказа Управления социальной политики по <адрес> о постановке его на учет для целей предоставления жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, незаконным. Органом, осуществляющим постановку на учет данного лица, не учтено то, что Молочков С.С. является собственником жилого помещения - комнаты - жилой площадью менее установленной на территории Качканарского городского округа. Имеющееся в его собственности жилье согласно техническому паспорту жилого помещения и справки БТИ является комнатой в деревянном доме коридорного типа (л.д. ), что не соответствует общим принципам социальной поддержки лиц данной категории.
Следует признать, что приобретение Молочковым С.С. жилья самостоятельно не является основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на получение жилой площади в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. (с последующими изменениями). Приобретая в собственность вышеуказанное жилое помещение, Молочков С.С. остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах на Управление социальной политики по <адрес> должна быть возложена обязанность постановки Молочкова С.С. на учет в целях предоставления ему жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013г. № 527ПП «Об утверждении порядка приобретения в государственный специализированный жилищный фонд <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения, (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства».
В соответствии с п.п. 1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013г. № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти <адрес> по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом по приобретению и предоставлению жилых помещений для государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.
Распределение детям -сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> (п.7 Порядка, утвержденного постановлением № 572-ПП). Эти приказы являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд. Он осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управление социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные договоры возвращаются в Фонд (п. 9 Порядка).
Действие вышеуказанного Порядка распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Молочкова Сергея Сергеевича удовлетворить.
Признать приказ № от 03.07.2013г. Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> об отказе Молочкову Сергею Сергеевичу в принятии его на учет для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не соответствующим закону и обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики по <адрес> поставить Молочкова Сергея Сергеевича на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>.
Обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Качканарского городского округа для Молочкова С.С.
Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить в Управление социальной политики <адрес> для подписания Молочковым С.С.
Обязать Управление социальной политики по <адрес> подписанный Молочковым С.С. договор найма специализированного жилого помещения возвратить в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Качканарского городского суда Т.А.Кукорцева