Дело №2-463/2019
Решение
именем Российской Федерации
г.Няндома 27 августа 2019 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Тимошенко А.Г.,
при секретаре Флемер А.С.,
с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Вдовиной И.Н.,
представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №3 г. Няндома» - Братушевой Г.О.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» - Изотовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №3 г. Няндома» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» по финансированию мероприятий,
установил:
прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №3 г. Няндома» (далее – МБОУ СШ №3) о возложении обязанности обеспечить охрану объекта (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» по финансированию мероприятий, в обоснование иска указав, что прокуратурой Няндомского района Архангельской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в отдельном структурном подразделении МБОУ СШ №3 – «Средняя школа №6 г.Няндома». Установлено, что здание и территория образовательного учреждения не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а договор на такую охрану не заключался. Поскольку МБОУ СШ №3 является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, то в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность по обеспечению охраны данного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются администрацией «Няндомского муниципального района». С учетом уменьшения исковых требований просил обязать МБОУ СШ № 3 обеспечить охрану объекта (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в обособленном структурном подразделении «Средняя школа №6 г.Няндома», расположенном по адресу: <адрес>, 3, в срок до 1 января 2020 г.; обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» в срок до 1 января 2020 г. профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство образования и науки Архангельской области, Управление образования администрации МО «Няндомский муниципальный район» (далее – Управление образования), Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее – КУМИ)
В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Вдовина И.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ СШ №3 Братушева Г.О. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Не отрицая факт того, что здание и территория обособленного подразделения образовательного учреждения не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а договор на такую охрану не заключался, пояснила, что, в связи с обеспокоенностью родителей учащихся, в настоящее время имеется необходимость на обеспечение здания школы сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны. При этом дополнительно указала, что в настоящее время в школе проходит образовательный процесс с участием 400 человек. Ночью здание школы охраняется сторожем.
Представитель ответчика администрации МО «Няндомский муниципальный район», Изотова А.А. в судебном заседании просила в иске отказать в части требований, предъявленных к администрации МО «Няндомский муниципальный район». Обратила внимание, что финансирование охраны образовательного учреждения возможно либо за счет средств областного бюджета, либо за счет средств местного бюджета, либо за счет внебюджетных средств образовательного учреждения (оказания платных услуг, добровольные пожертвования). Законодательство не содержит прямого запрета на финансирование исключительно за счет средств учредителя. Учреждению из местного бюджета выделялись денежные средства в рамках муниципальной программы «Развитие образования на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район» на 2014-2021 годы» (установка видеокамер, тревожной кнопки), то есть обязательства по финансированию мероприятий антитеррористической направленности исполнены.
Третьи лица Министерство образования и науки Архангельской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», Управление образования администрации МО «Няндомский муниципальный район», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пёриходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что МБОУ СШ №3 является общеобразовательной организацией и осуществляет образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования (п.п., 1.3, 2.3 Устава МБОУ СШ №3).
Из Устава данного бюджетного учреждения следует, что ее учредителем является муниципальное образование «Няндомский муниципальный район», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МО «Няндомский муниципальный район» (п.1.6).
К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Учреждения (абзац 15 п.2.8 Устава МБОУ СШ №3).
Абзацем 3 п.2.10 Устава МБОУ СШ №3 определено, что школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Школы.
В силу Положения об обособленных структурных подразделениях МБОУ СШ №3, утвержденного приказом директора МБОУ СШ №3 от 31 августа 2017 г. №306, образовательное учреждение в своей структуре имеет обособленное подразделение: «Средняя школа №6 г.Няндома», которое расположено по адресу: <адрес>
Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 15 февраля 2019 г. №105 из оперативного управления МБОУ СШ №3 изъято муниципальное имущество: одноэтажное учебное здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 1235,8 кв.м, с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ
В ходе проведенной прокуратурой Няндомского района Архангельской области проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности установлено, что здание и территория обособленного подразделения образовательного учреждения МБОУ СШ №3 «Средняя школа №6 г.Няндома», расположенном по адресу: <адрес>, - не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а договор на такую охрану не заключался.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривается, а также подтверждается информационным письмом директора МБОУ СШ №3 от 6 мая 2019 г. №331.
Согласно паспорту безопасности МБОУ СШ №3, утвержденного директором МБОУ СШ №3 24 мая 2018 г., названное образовательное учреждение относится к объектам 1 категории опасности; среднее количество находящихся на объекте (территории) в течение дня работников, обучающихся всего 514 человек, из них 42 работника; среднее количество находящихся на объекте (территории) в нерабочее время, ночью, в выходные и праздничные дни, работников, обучающихся – 1 человек.
Федеральным законом от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно подп. «а» и «б» п.4 и п.6 ч.1 ст.3 Федерального закона №35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (подп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона №35-ФЗ).
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 7 октября 2017 г. №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. №1235, которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Пунктом 24 названного постановления Правительства Российской Федерации определено, что в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.п.22 и 23 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) обеспечение особого порядка доступа на объект (территорию); б) разработка организационно-распорядительных документов органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), по особому порядку доступа на объект (территорию); в) оборудование потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) системой охранного телевидения, обеспечивающей при необходимости передачу визуальной информации о состоянии периметра потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории) и их территории; г) оборудование контрольно-пропускных пунктов и въездов на объект (территорию) телевизионными системами видеонаблюдения, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию, с соответствием зон обзора видеокамер целям идентификации и (или) различения (распознавания); д) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, а также при необходимости средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Согласно подп. «а» п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. №1235 в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.п.2, 15 ч.3 ст.28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, а следовательно, должно быть обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении и заключен соответствующий договор. При этом возложение на собственника имущества и учредителя, администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» обязанности по финансированию (выделению денежных средств) мероприятий, направленных на обеспечение законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, согласуется с приведенными выше правовыми нормами.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о том, что принятые меры в образовательном учреждении меры антитеррористической безопасности являются достаточными, судом не могут быть признаны обоснованными, поскольку мероприятия по обеспечению охраны данного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, должны осуществлять вне зависимости от выполнения данным учреждением других мер по выполнению антитеррористической безопасности.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Абзацем 2 п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. №1235 установлен 12-месячный срок завершения указанных в данном нормативном правовом акте мероприятий со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта.
Из материалов дела следует, что акт обследования и категорирования структурного подразделения «Средняя школа №6» МБОУ СШ №3 утвержден 23 марта 2018 г.
Таким образом, с учетом требований абзаца 2 п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. №1235, а также с целью соблюдения интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятные и безопасные условия получения образования, суд находит необходимым установить срок исполнения решения суда до 1 января 2020 г. в части требований о возложении на МБОУ СШ №3 обязанности по обеспечению охраны данного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, и до 1 января 2020 г. – в части требований о финансировании указанных мероприятий направленных на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения на администрацию МО «Няндомский муниципальный район».
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с положениями ст.333.19 Налогового кодекса РФ за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, с ответчика МБОУ СШ №3 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район».
В силу пп.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик администрация МО «Няндомский муниципальный район» освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №3 г. Няндома» о возложении обязанности обеспечить охрану объекта (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» по финансированию мероприятий удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 г. Няндома» в срок до 1 сентября 2020 г. обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. №1235, в обособленном структурном подразделении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №3 г. Няндома» - «Средняя школа №6 г.Няндома», расположенном по адресу: <адрес>, 3, путем обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в срок до 1 сентября 2020 г. обеспечить финансирование муниципального бюджетного учреждения образования «Средняя школа №3 г. Няндома» для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. №1235, в обособленном структурном подразделении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №3 г. Няндома» - «Средняя школа №6 г.Няндома», расположенном по адресу: <адрес>, 3, путем обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №3 г. Няндома» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Г. Тимошенко