Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2017 г. <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Бойко З.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО5, ФИО7» о признании незаконным постановления, обязании повторно рассмотреть заявление о передаче в собственность земельного участка, -
установил:
ФИО1, уточнив заявленные требования, обратился в суд с иском к ФИО5, ФИО7» о признании незаконным постановления, обязании повторно рассмотреть заявление о передаче в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением <данные изъяты> поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, решением <данные изъяты> поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из решения <данные изъяты> поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 разрешено выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка <данные изъяты> кв.м. для строительства жилого дома с кадастровым номером № находящегося по адресу: <адрес>. В 2015 году ФИО1 обратился в ФИО5 с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка на основании завершения оформления прав на земельный участок, полученный до 2014 года. Однако,ДД.ММ.ГГГГ постановлением ФИО5 № ФИО1 в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав отказано. Не согласившись с указанным постановлением ФИО5, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая в интересах истца на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков ФИО5 и ФИО7» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что решениями <данные изъяты> поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 разрешено выполнить проект землеустройства по отводу земельного участка <данные изъяты> для строительства жилого дома (л.д.15,16,17).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФИО5 с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки. К заявлению приложен кадастровый паспорт на земельный участок (л.д.21).
Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ (не соответствует градостроительной документации - Генеральному плану <адрес>, земельный участок находится за границей планировочной черты поселка Приморский).
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку присвоен кадастровый № (л.д.22). Кроме того, истцом подготовлен межевой план земельного участка (л.д.7-14).
Статьей 14 Конституции Украины предусматривалось, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуются гражданами и субъектами хозяйственной деятельности (юридическими и физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.
Порядок урегулирования земельных отношений на Украине (на момент принятия решений Приморского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) устанавливался Земельным Кодексом Украины.
К предусмотренным ст. 12 ЗК Украины полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений относилась передача земельных участков в собственность граждан.
Согласно ст.81 Земельного Кодекса Украины граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:
а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, ренты, иным гражданско-правовым соглашениям
б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;
в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
г) принятия наследства;
г1) выделения в натуре (на местности) причитающейся им земельной доли (пая).
В статье 116 Земельного Кодекса Украины указаны основания приобретения права на землю.
Так ч.1 данной статьи указывает, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти, или органов местного самоуправления, или государственных органов приватизации, или центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
Часть 3 данной статьи определяет, что бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:
а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;
б) получения земельных участков вследствие приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданам определен в ст.118 Земельного Кодекса Украины, в которой указано, что гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка. Граждане — работники государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионеры из их числа, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций, обращаются с ходатайством о приватизации этих земель соответственно в сельский, поселковый, городской совет или районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию. Соответствующий орган местного самоуправления или орган исполнительной власти в месячный срок рассматривает ходатайство и предоставляет разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель.
Передача земельных участков в собственность гражданам — работникам государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа производится после утверждения проекта приватизации земель в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В заявлении указываются желаемые размеры и цель его использования.
Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству — также заключения конкурсной комиссии, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность дает разрешение на разработку проекта его отвода.
Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, оговариваемые соглашением сторон.
Проект отвода земельного участка согласовывается с органом по земельным ресурсам, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и представляются на рассмотрение соответствующих местной государственной администрации или органа местного самоуправления.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает проект отвода и принимает решение о передаче земельного участка в собственность.
В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос разрешается в судебном порядке.
Статья 140 Конституции Украины определяла, что местное самоуправление является правом территориальной громады –жителей села, поселка, города самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их органы.
К исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов, предусмотренных ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» относится разрешение в соответствии с законом вопросов урегулирования земельных отношений.
Ст.46 указанного Закона установлено, что сельские, поселковые, районные в городах, городские советы проводят работу сессионно. Совет в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты в форме решений. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции и Законом Украины признаются незаконными в судебном порядке (ст. 59 Закона)
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч.5 ст. 3 Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» переоформление прав, указанных в частях 2-4 настоящей статьи должно быть завершено до ДД.ММ.ГГГГ. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативными правовыми актами Совета министров Республики Крым.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден «Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» (далее по тексту Порядок).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФИО5 с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки. К заявлению приложен кадастровый паспорт на земельный участок (л.д.21).
Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ (не соответствует градостроительной документации - Генеральному плану <адрес>, земельный участок находится за границей планировочной черты поселка Приморский).
Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ)
Наделение органов местного самоуправления распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, предусматривает обязательный характер принятых ими решений для лиц, в отношении которых они вынесены.
Органы местного самоуправления, принимая правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, выступают гарантом стабильности общественных отношений между самими органами и гражданами.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, которые не могут избирательно подходить к принятым ими же решениям.
Ответчиком не представлено суду доказательств отмены либо изменений решений <данные изъяты> поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми истцу разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома.
В соответствии с п.6 ст. 13 Закона Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Материалы дела содержат заключение органа осуществляющего функции в сфере архитектуры и градостроительства и действовавшего на территории Республики Крым до её принятия в состав Российской Федерации о возможности передачи земельного участка истцу в частную собственности при отсутствии планировочных ограничений.
Оценка ответчиками данных обстоятельств не дана, вследствие чего существуют основания для признания от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 в передаче земельного участка в собственность незаконным и повторного рассмотрения заявление истца о предоставлении в порядке завершения оформления прав на земельные участки в собственность земельного участка, расположенного по указанному адресу.
Полный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным постановление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в удовлетворении заявления ФИО1 в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю <данные изъяты> га, кадастровый №.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым рассмотреть повторно заявление ФИО1 о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> га, кадастровый №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья З.А.Бойко