Дело № 2-2032/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вихман Е.В.,
при секретаре Кутыревой О.А.,
рассмотрев 8 мая 2019 года в открытом судебном заседании в городе Омске
гражданское дело по иску Колчановой ФИО18 к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании права собственности, включении имущества в состав наследства,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО13 обратилась в суд с иском к департаменту имущественных отношений Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании права собственности, включении имущества в состав наследства, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдан ордер № на право занятия жилой площади, расположенной по адресу: <адрес> А, <адрес>, с которым в данное жилое помещение вселились супруга ФИО13, дочь ФИО15 Е.А. ФИО2 являлся членом ЖСК «Гранит-5», полностью выплатил паевой взнос, документы по внесению оплаты за квартиру сохранились частично. В настоящее время получить справку о полном расчете за квартиру невозможно, так как ЖСК «Гранит-5» прекратил свою деятельность. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, при этом, право собственности на указанную квартиру не зарегистрировано. Поскольку обозначенный объект недвижимого имущества приобретен ФИО1 в период брака, его супруга ФИО2 имеет право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на спорную квартиру, а 1/2 доли в праве общей долевой собственности подлежит включению в наследственную массу после смерти ФИО13
В связи с изложенным, истец просила признать за ней право собственности на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, расположенную в <адрес> А по <адрес>, включить 1/2 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2
Определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО6, ФИО7
Истец ФИО13 в суд не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности ФИО8 требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик департамент имущественных отношений Администрации <адрес>, Администрация <адрес> своих представителей в суд не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО6, ФИО7, представитель Управления Росреестра по <адрес>, нотариус ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Как следует из указанной нормы, доходы, полученные одним из супругов от трудовой деятельности, являются совместной собственностью супругов, причем закон не связывает возникновение режима общей собственности супругов на такой доход от того, в какой форме он может быть получен.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (пункты 1 и 2 статьи 34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу статей 128, 129, пунктов 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным статьями 38, 39 СК РФ и статьей 254 ГК РФ.
Пунктом 3 статьи 38 СК РФ установлено, что при разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.
В силу пункта 1 статьи 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО10 заключен брак, супруге присвоена фамилия ФИО15, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-ФР № (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на основании решения (распоряжения) исполкома Ленинского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер № на право занятия двух комнат в <адрес>, расположенной в <адрес> А по <адрес>, на семью, состоящую из трех человек: ФИО2, супруги – ФИО1, дочери ФИО11 (л.д. 7, 7 оборот).
Решением исполкома Ленинского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список членов ЖСК «Гранит-5» в составе ФИО2, ФИО1, ФИО11 (л.д. 85, 86).
В соответствии с пунктом 4 статьи 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Ранее аналогичная норма содержалась в статье 7 Закона СССР «О собственности в СССР», пункте 2 статьи 13 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР».
В силу положений статьи 7 Закона СССР «О собственности в СССР» права на паенакопления за квартиру, предоставленную члену ЖСК, с момента введения Закона СССР «О собственности в СССР» в действие трансформировались в право собственности на такую квартиру.
С учетом изложенных норм право собственности на квартиру, предоставленную кооперативом, приобретали в силу закона те лица, которые имели право на паенакопления.
Право собственности на квартиру, предоставленную кооперативом, возникало независимо от его регистрации, поскольку основанием возникновения такого права является не государственная регистрация, а совокупность обстоятельств, указанных в статье 7 Закона СССР «О собственности в СССР», статье 13 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», пункте 4 статьи 218 ГК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 10, 16 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами», квартира в доме кооператива может принадлежать на праве общей собственности, если, например, паевой взнос за нее был выплачен супругами во время брака, либо на праве общей долевой собственности, когда право на квартиру перешло к двум и более наследникам.
Паенакопление умершего члена кооператива, а в случае полной выплаты паевого взноса – и принадлежавшая ему на праве собственности квартира переходят к наследникам, независимо от места их проживания.
Перечисление взносов ЖСК «Гранит-5» в счет оплаты пая за квартиру подтверждается извещением о перечислении платежа, квитанцией (л.д. 8, 9).
ФИО12, допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что является собственником <адрес>, расположенной в <адрес> А по <адрес>, обозначенный жилой дом возводился кооперативом ЖСК «Гранит-5», в настоящее время не действующим, при этом, ФИО2, ФИО13, ФИО15 Е.А. заселились в <адрес> данного жилого дома после завершения его строительства и являлись членами обозначенного жилищно-строительного кооператива; на общем собрании членов ЖСК «Гранит-5» доводилась информация о полной выплате ФИО9 паевого взноса за указанную квартиру.
Оснований критически относиться к показаниям свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и не заинтересованного в результате рассмотрения настоящего гражданского дела, не имеется.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по <адрес>, Бюджетным учреждением <адрес> «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» право собственности на <адрес>, расположенную в <адрес> А по <адрес>, не зарегистрировано, сведения о собственнике отсутствуют (л.д. 43, 76, 77, 89, 90).
Обозначенное жилое помещение в реестре муниципального имущества <адрес>, банке данных объектов собственности <адрес>, реестре федерального имущества жилых помещений отсутствует, что подтверждается сведениями, предоставленными департаментом имущественных отношений Администрации <адрес>, Министерством имущественных отношений <адрес>, ТУ Росимущества в <адрес> (л.д. 47, 49, 81).
Учитывая изложенное, членство ФИО2, ФИО1, ФИО11 в ЖСК «Гранит-5», внесение паевых взносов в счет оплаты указанного жилого помещения, отсутствие притязаний ЖСК «Гранит-5» на спорный объект недвижимого имущества и сведений о принадлежности данного жилого помещения к муниципальному имущества, имуществу субъекта Российской Федерации либо федеральному имуществу, принимая во внимание показания свидетеля ФИО12, суд приходит к выводу о выплате ФИО9, ФИО1 в период брака паевых взносов за спорный объект недвижимого имущества в полном объеме, в связи с чем в силу изложенных норм права у ФИО2, ФИО1 возникло право общей совместной собственности на обозначенное жилое помещение.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 ГК РФ, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными ГК РФ.
Поскольку спорное жилое помещение принадлежало ФИО2, ФИО1 на праве общей совместной собственности, доказательства необходимости отступления от предусмотренного законом правила равенства долей супругов в праве общей совместной собственности отсутствуют, истцу как пережившему супругу принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимого имущества, а 1/2 доля в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение, принадлежавшая ФИО2, подлежит включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 233 – 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░19 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░20, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № 35 ░░░░ № 5 ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░21, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, – ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░ 2019 ░░░░