Дело № 2а-2611/2019
УИД 21RS0023-01-2019-002434-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Тимофеевой Д. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Шемуршинского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Шемуршинского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований Федерального Закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере исполнения законодательства о животном мире.
В ходе проверки выявлены следующие Интернет – страницы:
------
------
------
------
------
на которых содержится предложение о продаже рогов сайгака с указанием их цены, а также публичная оферта о продаже живой рыбы породы «белуга».
На сайтах размещена информация о стоимости товара, указаны контактные данные, по которым возможно связаться с продавцом, вход на страницы свободный, регистрация не требуется. Любой интернет-пользователь может ознакомиться с содержанием указанных страниц.
Установит собственника сайта, либо лицо, разместившее указанную информацию, не представилось возможным.
Ссылаясь положения ФЗ № 149 от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации», заявляет вышеуказанные требования.
В ходе производства по делу административный истец требования уточнил и окончательно просил признать информацию, размещенную на Интернет-страницах:
------
------
------
------
------
------
------
Административный истец прокурор Шемуршинского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии явку представителя в судебное заседание не обеспечили. В материалы дела представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что с сайта ------ происходит переадресация на другой сайт, и в том виде, в котором сайт указан в исковом заявлении, он недоступен. В остальной части выражено согласие с заявленными требованиями, просит рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика.
Соответствующая правовая позиция приведена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.