Решение по делу № 2-565/2017 (2-5506/2016;) от 15.12.2016

Дело № 2-565/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

24 января 2017 года г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Масягиной Т.А.,

при секретаре Васильеве В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-565/2017 по иску Азовского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Индивидуальному предпринимателю Решетняк Р.В., третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, законодательства об отходах производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов российской Федерации к ИП ФИО1 об обязании устранить нарушение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, законодательства об отходах и потребления, ссылаясь на то, что Азовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства в отношении ИП ФИО1, осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства. ИП ФИО1 осуществляет деятельность по складированию и хранению зерна. Для этих целей ответчик использует четыре земельных участка с кадастровыми номерами : и ., которые огорожены сплошным металлическим забором, за исключением стороны, непосредственно примыкающей к <адрес> в <адрес>, которая огорожена деревянным забором. На территории земельного участка с кадастровым номером расположено три ангара, используемые для хранения зерна и семечки, весовая, зерноочистительный комплекс. На момент проверки осуществлялась погрузка на грузовой транспорт зерна с использованием зерноочистительного комплекса, работа по пересыпке продукции в ангаре с использованием транспорта. При производстве работ по хранению зерновой продукции допущено несанкционированное размещение отходов V класса опасности – отходы от механической очистки и сортировки зерна (зерновые отходы) в виде шелухи семечки, образовавшейся после работы зерноочистительного комплекса, в месте, не предусмотренном для размещения отходов, что привело к перекрытию поверхности почв. Отходы, размещенные на почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. Хозяйствующий субъект обязан вносить обязательные публично-правовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду. В результате проверки было установлено, что ответчик при осуществлении деятельности по адресу: <адрес>, осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, в том числе: осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ от стационарных и нестационарных объектов, образованием и хранением отходов, образованием и сбросом сточных (ливневых) вод, при этом плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду не является. На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчика встать на учет в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду; разработать мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов; провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанных нормативов санитарным правилам; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; ликвидировать свалку мусора (отвалов шелухи семечки) площадью 400 кв.м. на территории базы по <адрес> в <адрес>.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В отсутствие не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а, согласно ч.2 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан или охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ч. 2 ст. 39 названного Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.

В судебном заседании установлено, что азовской межрайонной прокуратурой с участием исполняющего ведущего специалиста-эксперта Межмуниципального отдела по <адрес> Управления Росреестра по РО – государственным земельным инспектором <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель, специалиста МП <адрес> «Городской центр технической инвентаризации, архитектуры и строительства», инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД МО МВД России «Азовский», ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, азовском, Зерноградском, <адрес>х, помощника врача по коммунальной гигиене Филиала ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>», врача по общей гигиене Филиала ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» в связи с обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в интересах жителей <адрес>, поступившего из прокуратуры <адрес>, в период времени с 11:00 часов ДД.ММ.ГГГГ по 17:00 часов ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства в отношении ИП ФИО1 (), осуществляющего предпринимательскую деятельной по складированию и хранению зерна по адресу: <адрес>.

По результатам проверки соблюдения земельного и природоохранного законодательства ИП ФИО1 был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-45), из которого следует, что при осуществлении предпринимательской деятельности по складированию и хранению зерна ИП ФИО1 использует следующие земельные участки с кадастровыми номерами:

- , площадью 15386 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты сельскохозяйственного производства, адрес: <адрес>, ростовская область;

- -, площадью 2060 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, адрес: <адрес>, между земельными участками с кадастровыми номерами ;

- , площадью 875 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, адрес: пер. Восточный, 25, <адрес>;

- , площадью 2548 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, адрес: <адрес>.

Земельные участки огорожены сплошным металлическим забором, за исключением стороны, непосредственно примыкающей к <адрес> в <адрес>, которая огорожена деревянным забором.

На указанной территории расположено три ангара, используемые для хранения зерна и семечки, весовая, зерноочистительный комплекс (ЗАВ).

В период проверки, а именно ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась погрузка на грузовой транспорт зерна с использованием зерноочистительного комплекса, работа по пересыпке продукции в ангаре с использованием транспорта.

При производстве работ по хранению зерновой продукции на земельном участке с кадастровым номером 61:01:0060101:5033, на площади 400 кв.м. допущено несанкционированное размещение отходов V класса опасности – отходы от механической очистки и сортировки зерна (зерновые отходы) в виде шелухи семечки, образовавшейся после работы зерноочистительного комплекса, в месте, не предусмотренном для размещения отходов, что привело к перекрытию поверхности почв. Отходы, размещенные на почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.

В ходе проверки также было установлено, что ИП ФИО1 не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не ведет производственный контроль соблюдения установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлен выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработаны мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, а также то, что ответчик не состоит на учете в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (п. 1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы выброса таких веществ - технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.

Исходя из положений ст. 14 указанного Федерального закона выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Факты проведения проверки в отношении ИП ФИО1 и выявления нарушений ответчиком не оспаривались.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона N 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Аналогичная обязанность в части учета выбросов загрязняющих веществ установлена ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»), при этом, согласно ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов определяется и взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с п.п. 1,2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения ИП Решетняк Р.В. при осуществлении предпринимательской деятельности по складированию и хранению зерна, действующего законодательства об охране окружающей среды, а потому требования истца подлежат удовлетворению.

Истец в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден. В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать индивидуального предпринимателя Решетняк Р.В.:

- встать на учет в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду;

- разработать мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанных нормативов санитарным правилам;

- получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- ликвидировать свалку мусора (отвалов шелухи семечки) площадью 400 кв.м. на территории базы по <адрес> в <адрес>.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Решетняк Р.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.01.2017 года

Cудья:

2-565/2017 (2-5506/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Азовский межрайонный прокурор
Ответчики
ИП Решетняк Роман Владимирович
Другие
Минитерство природных ресурсов и экологии РО
Суд
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на сайте суда
pervomajsky.ros.sudrf.ru
15.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2016Передача материалов судье
19.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2017Судебное заседание
27.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2017Дело оформлено
24.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее