Дело №12-90/2018
РЕШЕНИЕ
г. Переславль-Залесский |
6 июня 2018 г. |
Судья Переславского районного суда Ярославской области Шашкин Д.А., рассмотрев дело в отношении ООО «УК Жилсервис» о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с жалобой представителя ООО «УК Жилсервис» Ивановой Н.Н. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Переславского судебного района Ярославской области о признании ООО «УК Жилсервис» виновным в совершении административного правонарушения и назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3Переславского судебного района Ярославской области от 15.03.2018 г. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «УК Жилсервис» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Правонарушение согласно указанному постановлению выразилось в том, что ООО «УК Жилсервис», при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом <адрес скрыт>, нарушило лицензионные требования, предусмотренные: подп.«а» п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 г. №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее Постановление №1110) о соблюдении требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ, по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и их качеству, которое должно соответствовать требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения» (далее Перечень), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 (далее Правила);подп.«б» п.3 Постановления №1110 об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренным ч.2 ст.162 ЖК РФ, по выполнению работы и (или) оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также по осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (подп.3. п.3.1 Договора управления многоквартирным домом б/н от 01.03.2015 г.), а именно, фактически допущены нарушения: подп.«а», «б», «г» п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, подп.«а», «з» (в части текущего ремонта) п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, п.21 Перечня, п.п.4.10.1.4,5.5.1Правил, выразившиеся в частичном отсутствии антикоррозийной защиты (окраски) трубопровода газоснабжения, расположенного по фасаду Дома.
Представитель ООО «УК Жилсервис» по доверенности Иванова Н.Н. обратилась в Переславский районный суд Ярославской области с жалобой, в которой просит указанное постановление мирового судьи от 15.03.2018 г. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что по мнению заявителя несоблюдение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и требований законодательства по управлению многоквартирными домами не может признаваться нарушением лицензионных требований и не влечет ответственности именно по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и кроме того по мнению заявителя участок газопровода по фасаду дома относится к газораспределительной сети, не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, и ответственность за его содержание и ремонт управляющая компания не несет.
В судебное заседание представитель ООО «УК Жилсервис» по доверенности Иванова Н.Н. жалобу поддержала, сослалась на обстоятельства, изложенные в ней, дополнив, что окраску газопровода они произвели в декабре 2017 г. по плану незадолго до проверки, мероприятие было включено в план на 2017 г. после обращения жительницы дома, из-за погодных условий местами краска к моменту проверки оказалась смытой, что и зафиксировала проверки, в дальнейшем покраску повторили, в целом хотя и не считают спорный участок газопровода общим имуществом многоквартирного дома, но покраску произвели на всякий случай, опасаясь привлечения к ответственности. Представитель Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области в судебное заседание не прибыл, извещался надлежащим образом, предоставил письменные возражения на жалобу в которых просил постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья пришел к следующему.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г.№99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из содержания данной нормы следует, что с объективной стороны данное административное правонарушение выражается в виновном несоблюдении лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, которые установлены статьей 193 ЖК РФ. Одним из лицензионных требований, предусмотренных статьей 193 ЖК РФ, применительно к рассматриваемому событию является предусмотренное пунктом 7 части 1 и частью 2 данной нормы соблюдение лицензиатом иных требований, установленных Правительством РФ, чему так же соответствуют положения части 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», о том, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Такие требования содержатся в Положении о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. №1110, и в частности лицензионными требованиями к лицензиату являются такие как: предусмотренные подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и заключающихся согласно данной норме в том, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; предусмотренные подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, и заключающихся согласно данной норме в том, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Материалами дела подтверждено, что ООО «УК Жилсервис» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии серии 76 ЯР №000053 от 28.04.2015 г., выданной Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области. В соответствии с договором от 01.03.2015 г. в управлении ООО «УК Жилсервис» находится многоквартирный дом <адрес скрыт>.
На основании приказа заместителя директора Департамента жилищного надзора Ярославской области <У.> №09-1807 от 04.12.2017 г. должностными лицами Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области 18.12.2017 г. была проведена внеплановая выездная проверка технического состояния жилого дома <адрес скрыт>, находящегося в управлении ООО «УК Жилсервис». Основанием для проведения проверки явилось обращение жительницы указанного дома <Л.>, переадресованное государственному органу из прокуратуры Переславского района, с жалобой на неудовлетворительным состоянием трубы газопровода, проходящей по фасаду дома и в подъезде дома.
В ходе проверки согласно акту проверки от 20.12.2017 г. сотрудниками Департамента жилищного надзора Ярославской области были выявлены нарушения лицензионных требований, связанные с частичным отсутствии антикоррозийной защиты (окраски) трубопровода газоснабжения, расположенного по фасаду Дома.
Мировой судья, признавая ООО «УК Жилсервис» виновным с совершении административного правонарушения, исходил из того, что признав доказанным, что ООО «УК Жилсервис», не выполнив антикоррозийную защиту (окраску) трубопровода газоснабжения, расположенного по фасаду находящегося у него в управлении многоквартирного дома <адрес скрыт>, были нарушены: подп.«а» п.3 постановления Правительства РФ от 28.10.2014 г. №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», и связанных с ним «а», «б», «г» п.10, подп.«а», «з» (в части текущего ремонта) п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, п.п.15, 21 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения», и п.п.4.10.1.4, 5.5.1Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. №170; подп.«б»п.3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 г. №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» и связанного с ним подп.3.1 п.3договора управления многоквартирным домом б/н от 01.03.2015 г.
Оценивая характер нарушения, указанного в акте проверки, и нашедшего соответственно свое отражение в протоколе об административном правонарушении и в постановлении мирового судьи, с наличием которого мировой судья связал вину ООО «УК Жилсервис» в совершении рассматриваемого административного правонарушения, судьей вышестоящего суда установлено, что мировым судьей не было учтено следующее.
Из положений ст.210, п.1 ст.290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, что вытекает.
В соответствии с указанными выше положениями ч.2.3 ст. 161 и ч.2 ст.162 ЖК РФ управляющая организация является исполнителем, отвечающим за обслуживание внутридомовых в том числе инженерных систем, и обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать общее имущество многоквартирного дома, в состав которого входят внутридомовые инженерные системы и с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, и несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за выполнение данных работ.
Нормы, обязывающие исполнителя, каким и является управляющая организация при управлении многоквартирным домом, обслуживать внутридомовые инженерные системы, включены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.Исходя из положений п.2 данных Правил внутридомовые инженерные системы определены, как инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования. Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491.В соответствии с п.5 данных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. При этом, по общему положению согласно п.8 этих же Правил внешней границей инженерных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. В то же время для сетей газоснабжения согласно п.9 этих же Правил установлено специальное положение, по которому внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Понятие внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме дано в п.2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. №410, согласно которому являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги. Аналогичное понятие внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме содержится в п.3 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
В силу пунктов 2 - 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 г. №239,содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, в состав которых входят техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления.
Кроме того законодательно закреплено разделение элементов газораспределительной системы, которой согласно ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»является имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации. Так, в ней выделяют различные участки газопроводов, а именно п.7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. №870, установлены такие понятия, как: «сеть газораспределения», как единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий); «сеть газопотребления»,как единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием; «газопровод внутренний», как газопровод, проложенный от внешней грани наружной конструкции газифицируемого здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Системы газораспределительные. Термины и определения» ГОСТ Р 53865-2010, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ от 10.09.2010 г. №242-ст, также различаются понятия сетей газораспределения, представляющих собой технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств, и сетей газопотребления, представляющих собой технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них. При этом к сети газораспределения относятся в том числе распределительный газопровод (газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода), газопровод-ввод (газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления), наружный газопровод (газопровод, проложенный вне зданий, до внешней границы наружной конструкции здания).К сети газопотребления относятся в том числе газоиспользующее оборудование (оборудование, в котором газ используется в качестве топлива), внутренний газопровод сети газопотребления (газопровод сети газопотребления, проложенный от внешней грани наружной конструкции здания до газоиспользующего оборудования), вводной газопровод (газопровод сети газопотребления, проложенный от места присоединения с газопроводом-вводом до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания).
Письмом Минрегиона России от 18.10.2013 г. №19706-ВГ/11 даны разъяснения по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителями и заказчиками работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, из которых следует, что под сетью газораспределения понимается технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений и технических устройств. В свою очередь газопроводом-вводом является газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления, которая представляет собой технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них. Запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, и являющееся границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления, не входит в состав внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
Учитывая вышеуказанные положения нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что ответственность ООО «УК Жилсервис» по содержанию и ремонту внутридомового газового оборудования, являющегося частью общего имущества собственников помещений многоквартирного дома <адрес скрыт>, распространяется на внутренний и вводной газопроводы до места соединения их с газораспределительной сетью, то есть до запорных кранов, расположенных снаружи дома у каждого из его подъездов, поскольку именно внутренний и вводной газопроводы предназначены для газоснабжения здания многоквартирного дома и относятся к внутридомовой инженерной системе, предназначенной для подачи газа от централизованной газораспределительной сети до внутриквартирного газового оборудования. Участок же газопровода по фасаду указанного многоквартирного дома вплоть до отключающих устройств (запорных кранов снаружи дома у каждого из подъездов) является частью газораспределительной сети и ответственность за его содержание и ремонт несет газоснабжающая организация, осуществляющая поставку газа от его источника по газораспределительной сети и также являющаяся участником данного рынка услуг. Само по себе прохождение газопровода по фасаду указанного дома о принадлежности его к общему имуществу собственников помещений данного многоквартирного дома, за что отвечает ООО «УК Жилсервис», не свидетельствует и не является фактором, определяющим границы ответственности управляющей компании. Факт включения ООО «УК Жилсервис» в план выполнения работ по содержанию общего имущества данного многоквартирного дома антикоррозийную обработку (окраску) газопровода по фасаду дома, что следует из ответа жительнице дома <Л.> на ее обращение, как и факт последующего выполнения таких работ, правового значения для определения границы ответственности управляющей компании также не имеет.
Таким образом ООО «УК Жилсервис» ответственности за антикоррозийную защиты (окраску) участка газопровода, проходящего по фасаду дома <адрес скрыт>, не несет, и состав рассматриваемого административного правонарушения в его деянии отсутствует. При этом следует отметить, что жительница дома <Л.>, обращаясь с жалобой на бездействие ООО «УК Жилсервис», указывала на неудовлетворительное состояние не только газопровода, проходящего по фасаду дома между 2 и 3 этажами, но и газопровода, проходящего внутри подъезда дома, где располагается ее квартира. Участок газопровода внутри подъезда дома исходя вышеуказанные положения нормативно - правовых актов является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома и находится в сфере ответственности ООО «УК Жилсервис». Однако в ходе проверки сотрудниками Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области участок газопровода внутри подъезда дома <адрес скрыт> по месту нахождения квартиры <Л.> не осматривался, его состояние в акте осмотра жилого дома не фиксировалось и по акту проверки своего отражения не нашло, и в целом согласно протоколу об административном правонарушении недостатки состояния участка газопровода внутри подъезда дома в вину ООО «УК Жилсервис» не вменялись.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом приведенных обоснований обжалуемое постановление мирового судьи нельзя признать законном и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу по указанному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Переславского судебного района Ярославской области от 15.03.2018 г. о признании ООО «УК Жилсервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 руб., отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его деянии состава рассматриваемого административного правонарушения.
Решение вступает в силу с момента вынесения.
Судья: Д.А. Шашкин