Дело № 2-3609/11-2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2011 г. г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Шуровой Л.И.,
с участием прокурора Свеженцевой О.Л.,
при секретаре Арцыбашевой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева № к Администрации Курской области, Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ :
Григорьев С.А. обратился в суд с иском к Администрации Курской области, Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал следующее.
Он состоит на учете в администрации «МО» Тазовский сельский совет» <адрес> в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ
Решением об опеке несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ он является сиротой. Согласно свидетельству о смерти I -ЖТ №, мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО2, согласно свидетельства о смерти 1-ЖТ № умер ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, он не обеспечен жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации по настоящее время.
Считает, что он обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.
В настоящее время проживает на территории Тазовского сельского совета, <адрес>.
На основании изложенного, просил обязать Комитет социального обеспечения Курской области, Администрацию Курской области обеспечить его жилым помещением на территории <адрес> площадью не ниже установленной социальной нормы в данном муниципальном образовании за счет средств областного бюджета.
Истец Григорьев С.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. В письменном заявлении, адресованном суда, исковые требования поддержал, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации Курской области по доверенности Стрелкова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет социального обеспечения Курской области.
Представитель ответчика - Комитета социального обеспечения Курской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №250-О-П от 05.02.2009 года, обязанность ФЗ №159 -ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.З ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской федерации.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями не отнесено.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона Курской области от 13.06.2007 № 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области» реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом Администрацией Курской области, посредством установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Курской области.
Пунктом 8 Постановление Администрации Курской области от 24 декабря 2007 г. № 282 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Курской области» жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, В приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также гражданам, относящимся к этой категории, имевшим, но не реализовавшим право на получение жилья.
В соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 24 декабря 2007 г. № 282 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Курской области», обеспечение жилыми помещениями этих лиц осуществляется органами местного самоуправления, за счет средств, предоставляемых им на эти цели из областного бюджета.
Пункт 24 Постановления Администрации Курской области от 24 декабря 2007 г. № 282 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Курской области» указывает, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением Администрации Курской области список, осуществляет Комитет социального обеспечения Курской области.
Постановлением Администрации Курской области от 01.12.2010 г.№572-па «Об уполномоченном органе исполнительной власти Курской области по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, детей, находящимся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан определен Комитет социального обеспечения Курской области.
В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным постановлением Администрации Курской области от 24.12.2007 г. № 282 (в редакции от 12.12.2008 г., от 16.11.2009 г., от 01.06.2010 г.) предусмотрено, что Комитет по управлению имуществом Курской области в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность Курской области жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения Курской области областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения Курской области».
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением Администрации Курской области список, осуществляет комитет социального обеспечения Курской области, в соответствии с Законом Курской области от 26 сентября 2007 года № 97-ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности Курской области.
В соответствии с п. 2 Постановления Администрации Курской области от 24.12.2007 года №282 в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа решение о постановке на учет принимается администрацией муниципального образования по месту выявления или первичного устройства ребенка, далее по фактическому месту жительства ребенка с сохранением первоначальной даты постановки на учет.
В судебном заседании установлено, что Григорьев С.А. состоит на учете в администрации «МО» Тазовский сельский совет» <адрес> в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ
Решением об опеке несовершеннолетних от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 является сиротой.
Согласно свидетельству о смерти I -ЖТ №, мать Григорьева С.А. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о смерти 1-ЖТ №, отец Григорьева С.А. - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ
На основании постановления администрации Тазовского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Григорьев С.А. поставлен на очередь по улучшению жилищных условий детей – сирот.
Григорьев С.А. не обеспечен жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации по настоящее время.
Григорьев С.А. постоянно проживает на территории Тазовского сельского совета, <адрес>.
В настоящий момент Григорьев С.А. проживает в домовладении, принадлежащим умершей бабушки Григорьева С.А. – ФИО9
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными документами: копиями имеющихся в материалах дела перечисленных выше постановлений и решений.
Согласно данным Золотухинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Григорьевым С.А. зарегистрированного имущества не значится.
При таком положении суд приходит к выводу об обоснованности требований Григорьева С.А. на внеочередное обеспечение жилым помещением и, соответственно, о необходимости возложения на Комитет социального обеспечения <адрес> обязанности по предоставлению Григорьеву С.А. жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет областного бюджета на территории муниципального образования «Тазовский сельский совет» <адрес>.
Требования Григорьева С.А. к <адрес> удовлетворению не подлежат, так как в силу приведенного выше законодательства надлежащим ответчиком по настоящему спору является Комитет социального обеспечения <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 – 197 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Григорьева № удовлетворить частично.
Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Григорьеву № жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета на территории муниципального образования «Тазовский сельский совет» <адрес>.
В иске к <адрес> Григорьеву № отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме.
Судья: Л.И. Шурова.