Судья: Швецов Н.В. Дело № 33-2363
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2017 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Рогожина Н.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре М. Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмелева А.Н. к администрации Свердловского района Орловской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
по апелляционной жалобе Шмелева А.Н. на решение Свердловского районного суда Орловской области от 3 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Букаловой Е.А., объяснения Шмелева А.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Шмелев А.Н. обратился в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование требований указывал, что он относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. С малолетнего возраста находился на воспитании в различных учреждениях для детей-сирот или проживал у посторонних людей.
Просил суд обязать администрацию Свердловского района Орловской области поставить его на регистрационный учет в качестве имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шмелев А.Н. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое об удовлетворении исковых требований.
Полагает, что судом не учтено то, что до достижения 23-х лет он вынужден был работать в различных городах России, и это лишило его возможности обращения в уполномоченные органы по месту регистрации с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья.
Считает, что ответчиком не доказан факт разъяснения ему на момент окончания учебного заведения права на обеспечение жильем как сироты.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Свердловского района Орловской области, представитель третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования, молодежи и спорта администрации Свердловского района Орловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Орган опеки и попечительства Управления образования, молодежи и спорта администрации Свердловского района Орловской области заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации
В свою очередь лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ)
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда предоставляется по месту жительства детей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012
№ 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно п. 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закон Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Орловской области от 06.12.2007 № 727-03).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1 Закон Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закон Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.
Постановлением Правительства Орловской области от 08.05.2013
№ 156 «О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» утвержден порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в соответствии с которым полномочиями по решению данных вопросов возложены на органы местного самоуправления.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма (старая редакция закона) или обеспечение специализированным жилым помещением (новая редакция закона), распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Однако, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица, из их числа в целях реализации своего права на получение жилого помещения должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Шмелев А.Н., <дата> года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<дата> решением Свердловского районного суда Орловской области мать истца ФИО5 была <...>, отец истца ФИО6 <дата> <...>
В соответствии с постановлением главы администрации Свердловского района Орловской области № от <дата> о направлении в интернатное учреждение Шмелева А.Н. последний был признан нуждающимся в государственной защите, направлен в государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Данным постановлением за ним закреплено право пользования <...> долей жилого помещения по адресу: <адрес>.
Справкой Котовской сельской администрации Свердловского района Орловской области подтверждается, что с <дата> истец имеет постоянную регистрацию в жилом помещении по указанному адресу.
Согласно справке Филиала бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Глазуновский сельскохозяйственный техникум» от <дата> в период с <дата> по <дата> Шмелев А.Н. обучался по профессии «<...>»; в архив техникума переданы приказы ГОУ «Профессиональное училище №» «О зачислении обучающихся», «Выпуске обучающихся» и Поименные книги, другие документы в архив не передавались; личные дела обучающихся выданы на им руки при выпуске.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Шмелев А.Н. до достижения им возраста 23 лет самостоятельно или через своих законных представителей не обращался в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Включение в данный список носит заявительный характер, доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не обратился в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления ему жилого помещения до 23 лет, не представлено. Таким образом, им утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о не разъяснении истцу на момент окончания обучения порядка обращения за постановкой на учет для получения жилья и отсутствие такой возможности до 23 лет ввиду разъездного характера работы, судебной коллегией отклоняются, так как попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, а недееспособным он не признавался.
В силу ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования.
Постановка лиц на учет для предоставления вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При решении вопроса постановки лица на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
Таким образом, Шмелев А.Н. после достижения <...> возраста в <дата> году не был лишен возможности до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права. Доказательств обратному не имеется.
В силу положений пункта 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий администрации Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области от <дата> жилое помещение по адресу: <адрес>, находится в непригодном для проживании состоянии.
Между тем указанный акт датирован <дата> годом, а доказательств невозможности проживания в данном жилом помещении по состоянию на дату наступления совершеннолетия истца и до даты достижения им возраста 23-х лет в материалах дела не имеется, равно как и доказательств того, что жилое помещение было признано непригодным для проживания после окончания Шмелевым А.Н. обучения в образовательном учреждении.
Приходя к такому убеждению, судебная коллегия полагает, что акт обследования жилищно-бытовых условий, не может подменять заключение межведомственной комиссии, к специальной компетенции которой отнесен вопрос признания жилого помещения непригодным для проживания.
Не представлено надлежащих доказательств и о признании в установленном законом порядке непригодным для проживания закрепленного за истцом жилого помещения жилого помещения по состоянию на настоящее время.
Тот факт, что Шмелев А.Н. не обращался к ответчику после достижения совершеннолетия по вопросу непригодности закрепленного за ним жилого помещения, он не отрицал в заседании суда апелляционной инстанции.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежащая правовая оценка дана всем добытым по делу доказательствам, выводы суда основаны на правильном применении закона, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Свердловского районного суда Орловской области от
3 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шмелева А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Швецов Н.В. Дело № 33-2363
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2017 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Рогожина Н.А.,
судей Букаловой Е.А., Жидковой Е.В.,
при секретаре М. Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмелева А.Н. к администрации Свердловского района Орловской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
по апелляционной жалобе Шмелева А.Н. на решение Свердловского районного суда Орловской области от 3 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи областного суда Букаловой Е.А., объяснения Шмелева А.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Шмелев А.Н. обратился в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование требований указывал, что он относится к категории лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. С малолетнего возраста находился на воспитании в различных учреждениях для детей-сирот или проживал у посторонних людей.
Просил суд обязать администрацию Свердловского района Орловской области поставить его на регистрационный учет в качестве имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шмелев А.Н. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое об удовлетворении исковых требований.
Полагает, что судом не учтено то, что до достижения 23-х лет он вынужден был работать в различных городах России, и это лишило его возможности обращения в уполномоченные органы по месту регистрации с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья.
Считает, что ответчиком не доказан факт разъяснения ему на момент окончания учебного заведения права на обеспечение жильем как сироты.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Свердловского района Орловской области, представитель третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования, молодежи и спорта администрации Свердловского района Орловской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Орган опеки и попечительства Управления образования, молодежи и спорта администрации Свердловского района Орловской области заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации
В свою очередь лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ)
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда предоставляется по месту жительства детей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012
№ 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно п. 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закон Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон Орловской области от 06.12.2007 № 727-03).
Согласно данному Закону жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1 Закон Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ).
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закон Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.
Постановлением Правительства Орловской области от 08.05.2013
№ 156 «О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение» утвержден порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в соответствии с которым полномочиями по решению данных вопросов возложены на органы местного самоуправления.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма (старая редакция закона) или обеспечение специализированным жилым помещением (новая редакция закона), распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Однако, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица, из их числа в целях реализации своего права на получение жилого помещения должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Шмелев А.Н., <дата> года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<дата> решением Свердловского районного суда Орловской области мать истца ФИО5 была <...>, отец истца ФИО6 <дата> <...>
В соответствии с постановлением главы администрации Свердловского района Орловской области № от <дата> о направлении в интернатное учреждение Шмелева А.Н. последний был признан нуждающимся в государственной защите, направлен в государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Данным постановлением за ним закреплено право пользования <...> долей жилого помещения по адресу: <адрес>.
Справкой Котовской сельской администрации Свердловского района Орловской области подтверждается, что с <дата> истец имеет постоянную регистрацию в жилом помещении по указанному адресу.
Согласно справке Филиала бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Глазуновский сельскохозяйственный техникум» от <дата> в период с <дата> по <дата> Шмелев А.Н. обучался по профессии «<...>»; в архив техникума переданы приказы ГОУ «Профессиональное училище №» «О зачислении обучающихся», «Выпуске обучающихся» и Поименные книги, другие документы в архив не передавались; личные дела обучающихся выданы на им руки при выпуске.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Шмелев А.Н. до достижения им возраста 23 лет самостоятельно или через своих законных представителей не обращался в уполномоченный орган по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья. Включение в данный список носит заявительный характер, доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не обратился в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления ему жилого помещения до 23 лет, не представлено. Таким образом, им утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о не разъяснении истцу на момент окончания обучения порядка обращения за постановкой на учет для получения жилья и отсутствие такой возможности до 23 лет ввиду разъездного характера работы, судебной коллегией отклоняются, так как попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, а недееспособным он не признавался.
В силу ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования.
Постановка лиц на учет для предоставления вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При решении вопроса постановки лица на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
Таким образом, Шмелев А.Н. после достижения <...> возраста в <дата> году не был лишен возможности до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права. Доказательств обратному не имеется.
В силу положений пункта 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий администрации Котовского сельского поселения Свердловского района Орловской области от <дата> жилое помещение по адресу: <адрес>, находится в непригодном для проживании состоянии.
Между тем указанный акт датирован <дата> годом, а доказательств невозможности проживания в данном жилом помещении по состоянию на дату наступления совершеннолетия истца и до даты достижения им возраста 23-х лет в материалах дела не имеется, равно как и доказательств того, что жилое помещение было признано непригодным для проживания после окончания Шмелевым А.Н. обучения в образовательном учреждении.
Приходя к такому убеждению, судебная коллегия полагает, что акт обследования жилищно-бытовых условий, не может подменять заключение межведомственной комиссии, к специальной компетенции которой отнесен вопрос признания жилого помещения непригодным для проживания.
Не представлено надлежащих доказательств и о признании в установленном законом порядке непригодным для проживания закрепленного за истцом жилого помещения жилого помещения по состоянию на настоящее время.
Тот факт, что Шмелев А.Н. не обращался к ответчику после достижения совершеннолетия по вопросу непригодности закрепленного за ним жилого помещения, он не отрицал в заседании суда апелляционной инстанции.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежащая правовая оценка дана всем добытым по делу доказательствам, выводы суда основаны на правильном применении закона, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Свердловского районного суда Орловской области от
3 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шмелева А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи