Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-518/2021 ~ М-492/2021 от 19.07.2021

УИД: 28RS0015-01-2021-000867-60

Производство № 2а-518/2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

(мотивированное)

г. Райчихинск                                                                                     17 августа 2021 года

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой О.В.,

при секретаре Опенько Н.В.,

с участием: истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н.,

представителю ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Белобородова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц жителей г. Райчихинска Амурской области к органу местного самоуправления учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности выполнения капитального ремонта здания муниципальной котельной,

У С Т А Н О В И Л:

    прокурор г. Райчихинска Амурской области обратился в Райчихинский городской суд Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области с иском к органу местного самоуправления – учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности выполнения капитального ремонта здания муниципальной котельной, указав в обоснование, что прокуратурой г. Райчихинска Амурской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере организации теплоснабжения на территории г. Райчихинска Амурской области, на основании информации директора ООО «Тепловодоканал» об обрушении ДД.ММ.ГГГГ плиты перекрытия здания муниципальной котельной г. Райчихинска «Больничный городок» инв. , лит. А (<адрес>).

Установлено, что административным ответчиком - Учреждением администрации города Райчихинска Амурской области допущено нарушение требований федерального законодательства РФ в сфере теплоснабжения, а именно, не произведены работы по капитальному ремонту по замене плит перекрытий в количестве 10 штук здания муниципальной котельной г. Райчихинска «Больничный городок», а также по ремонту кровли здания муниципальной котельной г. Райчихинска «Больничный городок». В результате аварийной ситуации эксплуатация указанной котельной для подачи теплоснабжения населения невозможна.

Согласно акту технического осмотра здания котельной от ДД.ММ.ГГГГ, железобетонные плиты по всему периметру разрушились, оголена арматура, кровля протекает. Требуется замена плит на новые по всему периметру.

Согласно схемы теплоснабжения г. Райчихинска, котельная «Больничный городок» охватывает теплоснабжением и горячим водоснабжением потребителей коммунальной услуги северо-восточной части г. Райчихинска (<адрес>), с присоединенной тепловой нагрузкой 4,457 Гкал/ч.

Неисполнение ответчиком указанных мероприятий по капитальному ремонту здания котельной влечет невозможность её эксплуатации и подачи теплоснабжения населению г. Райчихинска, срыв отопительного сезона 2021-2022 годов, нарушение права неопределенного круга лиц на теплоснабжение, создаст угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Просит суд обязать учреждение Администрация г. Райчихинска Амурской области выполнить капитальный ремонт по замене плит перекрытия в количестве 10 штук и ремонту кровли здания муниципальной котельной г. Райчихинска «Больничный городок» инв. , лит. А (<адрес>).

Определением Райчихинского городского суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство ЖКХ Амурской области.

Административный истец помощник прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткин А.Н. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, пояснил, что, несмотря на начавшийся период подготовки котельных к отопительному сезону 2021-2022 годов, собственником котельной «Больничный городок», не решен вопрос ремонта кровли.

    Представитель административного ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Белобородов А.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, указав, что отопительный сезон в г. Райчихинске установлен с ДД.ММ.ГГГГ. Работы по подготовке котельной «Больничный городок» к отопительному периоду не ведутся из-за необходимости капитального ремонта перекрытий и кровли. Указал на отсутствие со стороны органа местного самоуправления противоправного бездействия, поскольку меры по проведению ремонта кровли предпринимаются. ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки, прием заявок до ДД.ММ.ГГГГ; составлен проект муниципального контракта на выполнение работ по замене плит перекрытия котельной. Срок окончания работ ДД.ММ.ГГГГ. По окончании выполнения работ по замене плит перекрытия будет решен вопрос капитального ремонта кровли котельной. Просит в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «Тепловодоканал» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания надлежаще извещен.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве с заявленными требованиями не согласился, поскольку права жителей г. Райчихинска не нарушены, администрация г. Райчихинска не бездействует.

Представитель заинтересованного лица Министерства ЖКХ в Амурской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела надлежаще уведомлен.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело при указанной явке участников судебного процесса.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Положениями ст. 41 Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан, п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 209 - 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определяются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.

Статьей 10 Федерального закона РФ от 07.12.2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

Как следует из материалов дела, Администрация города Райчихинска является собственником тепловых сетей котельной «Больничный городок» инв. , лит. А (<адрес>), которая охватывает теплоснабжением и горячим водоснабжением потребителей коммунальной услуги северо-восточной части <адрес>), с присоединенной тепловой нагрузкой 4,457 Гкал/ч.

ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом города Райчихинска "Концедент" и ООО "Тепловодоканал" "Концессионер" заключено концессионное соглашение N1, предметом которого является возложение на Концессионера обязанности за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим Соглашением в соответствии с утвержденной сторонами инвестиционной программой: обеспечить реконструкцию недвижимого имущества, входящего в Объект Соглашения, состав и описание которого приведены в приложении N1 настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать Концеденту, для улучшения характеристик и эксплуатационных свойств объекта; осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием Объекта соглашения и иного имущества, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности (1.1).

Согласно п. 2.1 Соглашения объектом Соглашения являются комплекс объектов коммунальной инфраструктуры (сооружения, оборудования, производственные помещения, задействованные в технологическом процессе производства, передачи и распределения тепловой энергии), указанные в приложении N к настоящему Соглашению и предназначенные для осуществления деятельности, указанной в п. 1.1. настоящего Соглашения.

Из акта приема-передачи N1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Концедент передал, а Концессионер (ООО "Тепловодоканал") принял спорные объекты недвижимости: тепловые сети котельной "Больничный городок".

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепловодоканал» обратилось в администрацию г. Райчихинска провести комиссионное обследование котельной "Больничный городок" и решить вопрос финансирования по восстановлению кровли и плит перекрытия по тем основаниям, что ранее в сводный план по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду 2018 года средства на ремонт были указаны «дефицит средств», источник финансирования не был определен. В ходе обследования ООО «ТВК» ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что железобетонные плиты перекрытия по периметру здания разрушились, оголена арматура, мягкая кровля находится в неремонтопригодном состоянии.

ДД.ММ.ГГГГ ООО "Тепловодоканал" сообщило в прокуратуру о том, что ДД.ММ.ГГГГ произошло обрушение плиты покрытия на котельной «Больничный городок», существует угроза здоровью и жизни людей, а также повреждения оборудования, предоставив справку о техническом состоянии котельной. В ходе обследования специалистами ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что железобетонные плиты покрытия по периметру здания разрушились, оголена арматура, мягкая кровля находится в неремонтопригодном состоянии. Требуется замена плит перекрытия в количестве 10 штук и замена кровли над всем зданием. Ремонтные работы прекращены, здание котельной закрыто.

Согласно акту технического осмотра (обследования) здания котельной «Больничный городок», составленному комиссией в составе главного инженера ООО «Тепловодоканал», заместителя председателя комитета по управлению имуществом г. Райчихинска, руководителя сектора по договорным отношениям комитета по управлению имуществом г. Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, железобетонные плиты покрытия по периметру здания разрушились, оголена арматура, мягкая кровля имеет протекания. Требуется замена плит перекрытия и ремонт (замена) кровли над всем зданием.

Администрацией г. Райчихинска проведены работы по определению объемов работ и локальной сметы по ремонту кровли и замене плит перекрытия котельной.

Согласно письму администрации г. Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ направленному Министерству ЖКХ Амурской области, локальных смет по замене плит перекрытия котельной и ремонту кровли, администрация просит оказать содействие по вопросу финансирования из областного бюджета работ по капитальному ремонту кровли котельной «Больничный городок», поскольку кровля находится в аварийном состоянии. Работы по подготовке котельной к отопительному сезону приостановлены по причине возможного обрушения кровли. Сметная стоимость работ составляет 3 425 469 руб.

До настоящего времени вопрос о замене плит перекрытия и ремонта кровли не решен, в связи с чем прокурор города Райчихинска, действуя в интересах жителей города Райчихинска, обратился в суд.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Из материалов дела следует, что основанием для предъявления прокурором иска в интересах неопределенного круга лиц послужило то обстоятельство, что из-за необходимости замены железобетонных плит перекрытия по всему периметру и ремонту кровли невозможна эксплуатация котельной в зимний период 2021-2022 годов, а неисполнением администрацией города Райчихинска обязанностей по ремонту кровли нарушаются конституционные права жителей города Райчихинска, в том числе в праве получения коммунальных услуг.

Таким образом, для восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, на Учреждение администрации города Райчихинска Амурской области должна быть возложена обязанность по выполнению капитального ремонта. Возложение указанной обязанности соответствует требованиям соразмерности способа защиты нарушенному праву, положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставу городского округа города Райчихинск, согласно ст. 8 которого к вопросам местного значения городского округа относится осуществление строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения.

При этом довод представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска о том, что деятельность по использованию и эксплуатации объекта возложена на ООО «Тепловодоканал», которое не проводило текущие ремонты, что привело к необходимости капитального ремонта кровли, суд находит необоснованным, поскольку законодательством именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах городского округа теплоснабжения (п. 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Предметом концессионного Соглашения является обеспечение Концессионером реконструкции недвижимого имущества, входящего в Объект Соглашения, состав и описание которого приведены в приложении N1 настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать Концеденту, для улучшения характеристик и эксплуатационных свойств объекта. Согласно п. 6.2 Соглашения на концессионера возложена обязанность проведения за свой счет текущего, но не капитального ремонта объекта.

Довод представителя административного ответчика администрации города Райчихинска о том, что административный истец не приводит ни одного доказательства в обоснование своей позиции, что права жителей г. Райчихинска не нарушены, ошибочен, поскольку судом исследованы представленные доказательства, в том числе акт обследования котельной, и сделан вывод о необходимости замены плит, капитального ремонта кровли, а также участники процесса в судебном заседании не отрицали факт отсутствия мероприятий по подготовке котельной к отопительному сезону как до настоящего времени так и в последующем до окончания ремонтных работ.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (абзац 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Напротив, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств, что кровля котельной и плиты перекрытия, являющиеся предметом спора, пригодны для текущего ремонта и их эксплуатация не повлечет срыва отопительного периода 2021-2022 г.г.

Таким образом, Учреждение администрации города Райчихинска, как собственник спорного недвижимого имущества, в силу действующего законодательства, в связи с необходимостью проведения капитального ремонта, несет полную ответственность за его сохранность.

Наличие договорных отношений с хозяйствующими субъектами не освобождает органы местного самоуправления от выполнения императивных положений законодательства, определяющих полномочия и обязанности администрации г. Райчихинска.

Как следует из материалов дела, администрацией г. Райчихинска ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки , прием заявок до ДД.ММ.ГГГГ, подготовлен проект муниципального контракта выполнения работ по замене плит перекрытия котельной. Срок выполнения работ определен до ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается, что о ненадлежащем техническом состоянии кровли котельной «Больничный городок» администрации г. Райчихинска было известно ДД.ММ.ГГГГ. Работы по ремонту кровли включались в Сводный план по подготовке объектов ЖКХ к отопительному периоду с 2018 года, но финансирование на указанные цели собственником имущества - администрацией г. Райчихинска не выделялось. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепловодоканал» сообщило в администрацию г. Райчихинска о необходимости замены плит перекрытия и мягкой кровли над зданием котельной. ДД.ММ.ГГГГ произошло обрушение плиты покрытия котельной, работы по ремонту и техническому обслуживанию котельной прекращены. Отопительный период 2021-2022 годов на территории г. Райчихинска установлен с ДД.ММ.ГГГГ, между тем срок окончания заявок участников электронного аукциона по объекту закупки «замена плит покрытия котельной больничный городок» установлен до ДД.ММ.ГГГГ, подрядчик не определен, договор на выполнение работ не заключен, что свидетельствует о незаконном бездействии собственника котельной – администрации г. Райчихинска, что ведет к срыву отопительного периода 2021-2022 годов на территории г. Райчихинска, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей г. Райчихинска, нарушает их права и законные интересы.

С учетом изложенного, требования прокурора г. Райчихинска подлежат удовлетворению.

При определении срока для исполнения указанной обязанности в соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что теплоснабжение относится к социальным факторам среды обитания, суд пришел к выводу о том, что бездействие администрации г. Райчихинска по непринятию мер к замене плит перекрытия и ремонту кровли не соответствует требованиям п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 6, п. 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 210 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также нарушает права и законные интересы жителей г. Райчихинска, поскольку может привести к срыву отопительного периода 2021-2022 годов, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. При этом, с учетом характера нарушенного права, возможности наступления негативных экономических и социальных последствий, а также учитывая незначительный временной промежуток до наступления отопительного периода 2021-2022 годов, составляющий менее двух месяцев и в целях надлежащего функционирования в отопительный период, решение об удовлетворении требований административного иска подлежит немедленному исполнению.

Принятые административным ответчиком меры по обращению в Министерство ЖКХ Амурской области для оказания содействия в финансировании, открытии электронного аукциона, составление проекта договора подряда, не могут быть признаны в качестве достаточных мер по подготовке котельной к предстоящему отопительному периоду, поскольку данные меры не обеспечивают своевременный капитальный ремонт кровли котельной и приведение её в надлежащее эксплуатационное состояние до начала отопительного сезона.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

удовлетворить административные исковые требования прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц жителей г. Райчихинска Амурской области к органу местного самоуправления учреждению Администрация г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности выполнения капитального ремонта здания муниципальной котельной.

Обязать учреждение Администрация г. Райчихинска Амурской области выполнить капитальный ремонт по замене плит перекрытия в количестве 10 штук и ремонту кровли здания муниципальной котельной г. Райчихинска «Больничный городок» инв. , лит. А (<адрес>).

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Вступившие в законную силу постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное решение составлено 20.08.2021 года.

Председательствующий судья:                 О.В. Грачева

2а-518/2021 ~ М-492/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Райчихинска Амурской области
Ответчики
Администрация города Райчихинска Амурской области
Другие
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал"
Комитет по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области
Министерство ЖКХ Амурской области
Суд
Райчихинский городской суд Амурской области
Судья
Грачева О.В.
Дело на странице суда
raichihinskiy--amr.sudrf.ru
19.07.2021Регистрация административного искового заявления
19.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2021Подготовка дела (собеседование)
17.08.2021Подготовка дела (собеседование)
17.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
20.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее