№ 2-136 /2020
Строка 175 г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Каширское 15 мая 2020 года
Каширский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Лесовика А.Ф.,
при секретаре Калекиной Ю.В., с участием
истца Майоровой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудио протокола гражданское дело № 2-136/2020 по иску Майоровой Елены Александровны к администрации Боевского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом,
третье лицо нотариус нотариального округа Каширского района Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Майорова Е.А. обратилась в суд с настоящим иском, в его обоснование ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При жизни и на момент смерти ФИО1, принадлежало движимое и недвижимое имущество, в отношении которого, истица как наследник первой очереди вступила в права наследования в установленном законом порядке и в предусмотренный срок. ДД.ММ.ГГГГ ей были выданы свидетельства о праве на наследство по закону <адрес> на автомобиль и <адрес>3 на доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Помимо указанного имущества ее отцу принадлежал жилой дом общей площадью 107, 3 кв.м., в том числе жилой 57,7 кв.м., год постройки: 1972, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом, принадлежал ее отцу на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ФИО5, секретарем исполкома Боевского сельского <адрес> и зарегистрированного в реестре за № 18. Исходя из сведений похозяйственного учета администрации Боевского сельского поселения Каширского муниципального района <адрес>, жилой дом, до настоящего времени считается принадлежащим ее отцу, о чем свидетельствует выписка из похозяйственной книги № Администрации Боевского сельского поселения Каширского муниципального района <адрес>, заложенной в 2018 году (лицевой счет №). Дата выдачи выписки ДД.ММ.ГГГГ исходящий №. Земельный участок занятый домом и надворными постройками, на праве пользования принадлежит также ФИО1, о чем свидетельствует выписка о похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. При обращении к нотариусу, нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство отказал, мотивируя свой отказ отсутствием государственной регистрации относительно жилого дома, являющегося объектом наследственных прав. Отказ нотариус ФИО6 (на тот момент временно исполняющей обязанности нотариуса являлась ФИО2), выразила в письменной форме, в виде постановления об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №. Обратившись в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> через Центр государственных и муниципальных услуг, с заявлением о предоставлении сведений об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), ей ДД.ММ.ГГГГ было выдано уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых | сведений № КУВИ -001/2019-31096285. В связи с этим у нее возникла необходимость в судебном порядке признать право собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке наследования.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Ответчик администрация Боевского сельского поселения Каширского района Воронежской области и третье лицо нотариус нотариального округа Каширского района Воронежской области каждый о слушании дела уведомлена надлежащим образом, каждый просил рассматривать гражданское дело в отсутствие своего представителя, против удовлетворения заявленных требований возражений не представлено.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно части 1 статьи 1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании части 1 статьи 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно части 1 статьи 1154 Гражданского Кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По смыслу разъяснений, данных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
По смыслу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из материалов дела ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии Ш-СИ №, выданным территориальным отделом ЗАГС <адрес> управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о рождении III-СИ № отцом истицы Майоровой (ФИО1) Е.А. является ФИО1
Спорный жилой дом принадлежал ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному надлежащем образом работником исполкома Боевского сельского Совета, зарегистрирован в реестре № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из похозяйственной книги № Боевской сельской администрации Каширского муниципального района <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с принадлежал на праве частной собственности жилой <адрес> года постройки, расположенный по адресу: <адрес> (лицевой счет №). Первые сведения похозяйственного учета о ФИО1 как о собственнике данного жилого дома содержатся в похозяйственной книге № заложенной в 1986 году.
Земельный участок кадастровый № площадью 1360 кв.м., на котором указанный жилой дом расположен так же принадлежал на праве пользования ФИО1, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с действовавшим законодательством в 1988 году выписка из похозяйственной книги, а так же зарегистрированный исполкомом Сельского Совета договор купли-продажи являлись правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности ФИО1 на жилой дом.
Наследником имущества ФИО1 по закону являются дочь Майорова Е.А. Факт вступления в права наследования в установленном законом порядке и в предусмотренный срок свидетельствуют выданные ДД.ММ.ГГГГ свидетельства о праве на наследство по закону № № на автомобиль и № на доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а так же сведения нотариуса нотариального округа <адрес> из наследственного дела №, согласно которым единственной наследницей вступившей в наследство умершего ФИО1 является его дочь Майорова Е.А.
Нотариусом нотариального округа <адрес> в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Майоровой Е.А. отказано в связи с тем, что право собственности за ФИО1 на жилой дом в органах, осуществляющих государственную регистрацию не зарегистрировано, согласно справки Бюро технической инвентаризации <адрес> АО «Воронежоблтехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный факт подтверждается уведомлением от 27.12.2019 об отсутствии записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако нотариусом выдано Майоровой Е.А. свидетельство о праве на наследство на земельный участок по адресу: <адрес>, - то есть на земельный участок, на котором расположен спорный дом.
Согласно техническому паспорту БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> присвоен инвентарный №, имеет общую площадь 107,3 кв. метра, в том числе жилую 57,7 кв. метра, год постройки 1972
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку истица являясь наследницей ФИО1 приняла наследство в виде земельных участков и автомобиля, принадлежащих ему на день смерти, а действующее законодательство не допускает принятие наследства по частям, то Майорова Е.А. наследует по закону жилой <адрес>, принадлежащий на праве собственности наследодателю ФИО1
Руководствуясь cт.cт. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Майоровой Елены Александровны удовлетворить.
Признать за Майоровой Еленой Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 107,3 кв.м., жилой площадью 57,7 кв.м., инвентарный №, в порядке наследования после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каширский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2020 года.
судья Лесовик А.Ф.
№ 2-136 /2020
Строка 175 г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Каширское 15 мая 2020 года
Каширский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Лесовика А.Ф.,
при секретаре Калекиной Ю.В., с участием
истца Майоровой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудио протокола гражданское дело № 2-136/2020 по иску Майоровой Елены Александровны к администрации Боевского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом,
третье лицо нотариус нотариального округа Каширского района Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Майорова Е.А. обратилась в суд с настоящим иском, в его обоснование ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При жизни и на момент смерти ФИО1, принадлежало движимое и недвижимое имущество, в отношении которого, истица как наследник первой очереди вступила в права наследования в установленном законом порядке и в предусмотренный срок. ДД.ММ.ГГГГ ей были выданы свидетельства о праве на наследство по закону <адрес> на автомобиль и <адрес>3 на доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Помимо указанного имущества ее отцу принадлежал жилой дом общей площадью 107, 3 кв.м., в том числе жилой 57,7 кв.м., год постройки: 1972, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом, принадлежал ее отцу на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ФИО5, секретарем исполкома Боевского сельского <адрес> и зарегистрированного в реестре за № 18. Исходя из сведений похозяйственного учета администрации Боевского сельского поселения Каширского муниципального района <адрес>, жилой дом, до настоящего времени считается принадлежащим ее отцу, о чем свидетельствует выписка из похозяйственной книги № Администрации Боевского сельского поселения Каширского муниципального района <адрес>, заложенной в 2018 году (лицевой счет №). Дата выдачи выписки ДД.ММ.ГГГГ исходящий №. Земельный участок занятый домом и надворными постройками, на праве пользования принадлежит также ФИО1, о чем свидетельствует выписка о похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. При обращении к нотариусу, нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство отказал, мотивируя свой отказ отсутствием государственной регистрации относительно жилого дома, являющегося объектом наследственных прав. Отказ нотариус ФИО6 (на тот момент временно исполняющей обязанности нотариуса являлась ФИО2), выразила в письменной форме, в виде постановления об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №. Обратившись в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> через Центр государственных и муниципальных услуг, с заявлением о предоставлении сведений об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), ей ДД.ММ.ГГГГ было выдано уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых | сведений № КУВИ -001/2019-31096285. В связи с этим у нее возникла необходимость в судебном порядке признать право собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке наследования.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Ответчик администрация Боевского сельского поселения Каширского района Воронежской области и третье лицо нотариус нотариального округа Каширского района Воронежской области каждый о слушании дела уведомлена надлежащим образом, каждый просил рассматривать гражданское дело в отсутствие своего представителя, против удовлетворения заявленных требований возражений не представлено.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно части 1 статьи 1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании части 1 статьи 1153 Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно части 1 статьи 1154 Гражданского Кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По смыслу разъяснений, данных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
По смыслу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из материалов дела ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии Ш-СИ №, выданным территориальным отделом ЗАГС <адрес> управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о рождении III-СИ № отцом истицы Майоровой (ФИО1) Е.А. является ФИО1
Спорный жилой дом принадлежал ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному надлежащем образом работником исполкома Боевского сельского Совета, зарегистрирован в реестре № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из похозяйственной книги № Боевской сельской администрации Каширского муниципального района <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с принадлежал на праве частной собственности жилой <адрес> года постройки, расположенный по адресу: <адрес> (лицевой счет №). Первые сведения похозяйственного учета о ФИО1 как о собственнике данного жилого дома содержатся в похозяйственной книге № заложенной в 1986 году.
Земельный участок кадастровый № площадью 1360 кв.м., на котором указанный жилой дом расположен так же принадлежал на праве пользования ФИО1, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с действовавшим законодательством в 1988 году выписка из похозяйственной книги, а так же зарегистрированный исполкомом Сельского Совета договор купли-продажи являлись правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности ФИО1 на жилой дом.
Наследником имущества ФИО1 по закону являются дочь Майорова Е.А. Факт вступления в права наследования в установленном законом порядке и в предусмотренный срок свидетельствуют выданные ДД.ММ.ГГГГ свидетельства о праве на наследство по закону № № на автомобиль и № на доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а так же сведения нотариуса нотариального округа <адрес> из наследственного дела №, согласно которым единственной наследницей вступившей в наследство умершего ФИО1 является его дочь Майорова Е.А.
Нотариусом нотариального округа <адрес> в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Майоровой Е.А. отказано в связи с тем, что право собственности за ФИО1 на жилой дом в органах, осуществляющих государственную регистрацию не зарегистрировано, согласно справки Бюро технической инвентаризации <адрес> АО «Воронежоблтехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный факт подтверждается уведомлением от 27.12.2019 об отсутствии записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако нотариусом выдано Майоровой Е.А. свидетельство о праве на наследство на земельный участок по адресу: <адрес>, - то есть на земельный участок, на котором расположен спорный дом.
Согласно техническому паспорту БТИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> присвоен инвентарный №, имеет общую площадь 107,3 кв. метра, в том числе жилую 57,7 кв. метра, год постройки 1972
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поскольку истица являясь наследницей ФИО1 приняла наследство в виде земельных участков и автомобиля, принадлежащих ему на день смерти, а действующее законодательство не допускает принятие наследства по частям, то Майорова Е.А. наследует по закону жилой <адрес>, принадлежащий на праве собственности наследодателю ФИО1
Руководствуясь cт.cт. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Майоровой Елены Александровны удовлетворить.
Признать за Майоровой Еленой Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 107,3 кв.м., жилой площадью 57,7 кв.м., инвентарный №, в порядке наследования после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каширский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2020 года.
судья Лесовик А.Ф.