Дело № 5-8/2021
УИД № 70RS0012-01-2021-000049-71
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
село Бакчар Томской области 7 апреля 2021 года
Судья Бакчарского районного суда Томской области Шатохин В.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении:
Хмелевского Сергея Юрьевича, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Хмелевский С.Ю. привлекается к административной ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, то есть за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 19 февраля 2021 года в 16 часов 00 минут Хмелевский С.Ю. не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Томской области, а именно, в нарушение требований пункта 11 распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра «О введении режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области» в редакции, действовавшей в момент совершения указанного правонарушения, находясь в месте массового пребывания людей в Администрации Бакчарского района, расположенного по адресу: <адрес>, на первом этаже в кабинете Главы Бакчарского сельского поселения, не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маску, респиратор) и рук (перчатки или антисептическое дезинфицирующее средство для обработки рук).
В суд для рассмотрения дела Хмелевский С.Ю. не явился. О месте и времени рассмотрения дела Хмелевский С.Ю. извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой сотрудника суда. Ходатайство об отложении рассмотрения дела Хмелевский С.Ю. не заявлял, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Организационно-правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 1 апреля 2020 года) (далее – Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В силу пункта «а.2» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании подпунктов «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера; вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 1 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» (утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 417) граждане и организации обязаны выполнять решения должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «в» пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» одним из таких должностных лиц, наделённых полномочиями по принятию дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определено высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
На основании пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должностное лицо, установленное пунктами 8 и 9 настоящей статьи, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности: ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации (подпункт «а»); осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия (подпункт «д»).
Таким образом, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, указанные нормативно-правовые акты обязывают граждан выполнять решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра «О введении режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области», принятым в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Законом Томской области от 11 ноября 2005 года № 206-ОЗ «О защите населения и территорий Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в пределах границ Томской области с 18 марта 2020 года введен режим функционирования «повышенная готовность» для органов управления сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Томской области (пункты 1 и 2 распоряжения).
Пунктом 9 указанного распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра (в редакции распоряжения Администрации Томской области от 9 февраля 2021 года № 52-ра) предписано, что граждане, находящиеся на территории Томской области, обязаны с 22.00 часов 31 марта 2020 года по 31 марта 2021 года не покидать места жительства (пребывания), за исключением ряда перечисленных в данном пункте случаев, к которым, в частности, относится следование к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и правовыми актами Томской области.
На основании пункта 11 указанного распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра (в редакции распоряжения Администрации Томской области от 9 февраля 2021 года № 52-ра) с 18 мая 2020 года граждане при оставлении места жительства (пребывания) в случаях, указанных в пункте 9 данного распоряжения, обязаны иметь при себе и использовать в местах массового посещения (скопления) людей в закрытых помещениях, а также в общественном транспорте, легковом такси, при перевозке грузов автомобильным транспортом средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинские маски, гигиенические маски, респираторы, которые должны плотно прилегать к лицу и закрывать рот и нос от внешней среды) и рук (перчатки или антисептические дезинфицирующие средства для обработки рук) (далее – средства индивидуальной защиты органов дыхания и рук).
При этом под местом массового посещения (скопления) людей понимается территория, пространство, помещение, постоянно или в какой-либо период времени доступное для использования неопределенным кругом лиц (подпункт 1 пункта 8 распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» (Зарегистрировано в Минюсте России 26 октября 2020 года № 60563) предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
При этом, как разъяснено в Информации Роспотребнадзора «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», следует учитывать, что по аналогии права, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Из материалов дела следует, что 19 февраля 2021 года в период времени с 16 часов 00 минут до 16 часов 40 минут гражданин М.В.О. зашёл в служебный кабинет Главы Бакчарского сельского поселения и стал осуществлять видеосъёмку находящихся в кабинете сотрудников Администрации Бакчарского сельского поселения. При этом сотрудник Администрации Бакчарского сельского поселения Хмелевский С.Ю. находился в кабинете Главы Бакчарского сельского поселения без средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинская маска, гигиеническая маска, респиратор) и рук (перчатки).
Изложенное подтверждается заявлением М.В.О. (л.д. 3), объяснением М.В.О. (л.д. 9), объяснением Хмелевского С.Ю. (л.д. 10), а также представленными М.В.О. видеоматериалами на CD-диске (л.д. 4, 5, 8, 15), которые просмотрены судьей при рассмотрении дела.
Как видно из протокола об административном правонарушении и других материалов дела, Хмелевский С.Ю. находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук в кабинете Главы Бакчарского сельского поселения, т.е. фактически на своём рабочем месте, в период времени, не предназначенный для приёма граждан и посещения неопределённым кругом лиц. Служебный кабинет Главы Бакчарского сельского поселения не является местом массового посещения (скопления) людей в том понимании, в котором это предусмотрено распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра.
Распоряжением Главы Бакчарского сельского поселения № 16 от 6 апреля 2020 года «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Администрации Бакчарского сельского поселения», принятым во исполнение распоряжения Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра, в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции в Администрации Бакчарского сельского поселения временно ограничен личный приём граждан, пришедших на личный приём, рекомендовано обращаться в письменной форме. При этом указанным распоряжением Главы Бакчарского сельского поселения № 16 от 6 апреля 2020 года не устанавливалась обязанность для сотрудников Администрации Бакчарского сельского поселения обязательного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук на своих рабочих местах.
Согласно Регламенту Администрации Бакчарского сельского поселения, утверждённому постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 25 декабря 2014 года № 158, личный приём граждан в Администрации Бакчарского сельского поселения производится Главой поселения либо его заместителем по понедельникам с 16.00 до 18.00 в порядке живой очереди (пункт 7.1). Разделом 2 (подраздел «Аппаратные совещания при Главе поселения») указанного регламента установлено, что еженедельно, каждую пятницу в 15.00 часов Глава Бакчарского сельского поселения проводит аппаратные совещания со специалистами Администрации, на котором рассматриваются итоги работы за прошедшую неделю, планируются мероприятия и ставятся задачи на предстоящую неделю.
При изложенных обстоятельствах нахождение сотрудника Администрации Бакчарского сельского поселения в служебном кабинете Главы Бакчарского сельского поселения, т.е. фактически на своём рабочем месте, без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук в период времени, не предназначенный для посещения неопределённым кругом лиц, не нарушает установленные распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2020 года № 156-ра правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Томской области и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
То обстоятельство, что Хмелевский С.Ю. указал в протоколе об административном правонарушении о своём согласии с нарушением, само по себе не является основанием к привлечению его к административной ответственности по статье 20.6.1 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения Хмелевским С.Ю. правил поведения, установленных распоряжением Администрации Томской области от 18 марта 2020 года №156-ра при введении режима повышенной готовности на территории Томской области, и вменённых ему в соответствии с протоколом об административном правонарушении.
В силу частей 1, 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку при рассмотрении дела установлено отсутствие состава вменённого административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 – 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░.░.