Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1139/2023 от 12.04.2023

УИД 63RS0-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2023 года <адрес>

Куйбышевский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Космынцевой Г.В.,

при помощнике судьи ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента управления имуществом г. о. Самара к ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа и по встречному иску ФИО1, ФИО3, ФИО4 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> путем выкупа у ФИО1 (1/3 доли в праве общей долевой собственности), у ФИО3 (1/3 доли в праве общей долевой собственности), у ФИО4 (1/3 доли в праве общей долевой собственности), в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за 1 467 360 рублей; просил прекратить право собственности ФИО1, ФИО3, ФИО4 на данное жилое помещение; снять ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО6 с регистрационного учета по указанному адресу; после выплаты денежной компенсации ФИО2 (1/3 доли в праве общей долевой собственности), ФИО3 (1/3 доли в праве общей долевой собственности) ФИО4 (1/3 доли в праве общей долевой собственности) признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, за муниципальным образованием городской округ Самара. В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> литеры <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу Самарской области «Об утверждении государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <адрес>» до 2024 года, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> . Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета <адрес>. Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> литеры <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 Согласно выписке из ЕГРН собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются: ФИО1 <дата> г.р. в размере 1/3 доли в праве общей долевой собственности, ФИО3 <дата> г.р. в размере 1/3 доли в праве общей долевой собственности, ФИО4 <дата> г.р., в размере 1/3 доли в праве общей долевой собственности. В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> литеры А,А1,А2,А3, собственникам вышеуказанного жилого помещения направлены уведомления от <дата>; от <дата>: от <дата>, а также проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение. Ответчики до настоящего времени не выразили свое согласие на заключение соглашения. Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> литеры <адрес>, <адрес>, общей площадью 30,60 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1 467 360 рублей. Данный размер возмещения включает в себя квартиру, общей площадью, 30,60 кв.м, убытки, возникающие при изъятии имущества у собственников.

Ответчики обратились со встречным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что она, ФИО3, ФИО4 являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения по адресу: <адрес>. Ссылаясь на то, что они имеют право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп на основании на п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от <дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» просила суд, возложить на Департамент управления имуществом г. о. Самара обязанность предоставить ей, ФИО3, ФИО4 взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30,6 кв. м., расположенное в черте <адрес>, отвечающее санитарным, техническим нормам для проживания трех человек.

В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности ФИО9 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, в удовлетворении встречных требований просил отказать.

Представители третьих лиц - Управления МВД России по <адрес>, Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились по неизвестным причинам, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Ответчик ФИО1 возражала против требований Департамента управления имуществом г.о.Самара, указав, что ответчики имеют право на предоставление жилого помещения, встречные требования поддержали в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, заключение помощника прокурора, полагавшего иск Департамента управления имуществом г.о.Самара не подлежащим удовлетворению, а встречные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка.

Согласно Федеральному закону от <дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

Пунктом 3 статьи 2 указанного закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от <дата> N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, литеры <адрес>, признан аварийным, подлежащим сносу и включен в государственную программу <адрес> «Об утверждении государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017» до 2024 года, утвержденную Постановлением <адрес> от <дата> .

Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей.

Согласно выписке из ЕГРН собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являются: ФИО1, <дата> г.р. - 1/3 доли в праве общей долевой собственности, ФИО3, <дата> г.р. - 1/3 доли в праве общей долевой собственности, ФИО4, <дата> г.р., в размере 1/3 доли в праве общей долевой собственности.

Департаментом управления имуществом г.о. Самара в адрес ответчиков направлены уведомления от <дата>, от <дата>, от <дата>, а также проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение.

Согласно отчету об оценке ООО «Финэкс» от <дата>, рыночная стоимость недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> составляет 1 467 360 рублей.

Ответчиками указанное соглашение осталось без внимания, доказательств иного суду не предоставлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлялось.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от <дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальном образованиям на переселение граждан.

В пункте 3 статьи 2 указанного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от <дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных для обеспечения его жилищных прав.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2012 г., утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> (ответ на вопрос N 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из указанных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Таким образом, по общему правилу, при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.

Следовательно, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1, ФИО3, ФИО4, выбран способ реализации своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения, взамен изымаемого в рамках региональной адресной программы переселения.

Установлено, что жилой дом, в котором находится принадлежащее ФИО1, ФИО3, ФИО4 на праве собственности и изымаемое у нее жилое помещение, включен в этап региональной адресной программы переселения со сроком до 2024 года, при этом им не было предложено равнозначное жилое помещение, от переселения в которое она бы отказалась. Возможность реализации способа переселения, избранного гражданином, в установленные региональной адресной программой переселения сроки не утрачена.

Материалами дела подтверждено, что проживание в аварийном жилом помещении является опасным, создает угрозу жизни и здоровья собственников, в силу приведенных выше норм закона ФИО1, ФИО3, ФИО4, имеют право на предоставление иного благоустроенного помещения. Доказательств возможности восстановления и реконструкции жилого помещения не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Департамента управления имуществом г.о. Самара и удовлетворении встречных исковых требований ФИО1, ФИО3, ФИО4

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г. о. Самара к ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа – отказать.

Встречные исковые требования ФИО1, ФИО3, ФИО4 к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара (ИНН ) предоставить ФИО1 (паспорт <адрес> <дата>), ФИО3 (СНИЛС ), ФИО4 (СНИЛС ) в собственность взамен ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, расположенное в черте городского округа Самара.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Г.В. Космынцева

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

2-1139/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Куйбышевского района г. Самары
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчики
Антипов Д.М.
Кабанкова Ю.В.
Кабанкова К.Д.
Другие
Управление МВД России по г.Самаре
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Космынцева Г. В.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
12.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.04.2023Передача материалов судье
12.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее