Дело № 2-1547/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27.07.2012 г
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Никуловой Т.С.,
с участием истца Тарасовой О.В.,
при секретаре Дорофеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску
Тарасовой Ольги Владимировны к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Тарасова О.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что она проживает в <адрес> Дом управляется управляющей организацией ООО «УК «Наш дом».
С ноября 2010 г. по май 2012 г. ответчик выставлял ей счета на оплату электроэнергии, включая в них помимо оплаты электроэнергии, потреблённой в её жилом помещении, в объёмах определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДПУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды).
Считает, что действия ответчика нарушают её права как потребителя и противоречат действующему законодательству.
Просит:
1) признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление с ноября 2010 г. по май 2012 г. по <адрес>
2) возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию за указанный период, сумму перерасчета в размере <данные изъяты> руб. зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию в соответствие с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии;
3) запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь начислять и указывать в квитанциях предъявляемых ей плату за потребленную электрическую энергию не общедомовое потребление;
4) признать незаконным установку ОДПУ (общедомового счетчика) по <адрес> (л.д.4-5, 6).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена управляющая компания ООО «УК «Наш дом» (л.д. 2-3).
В судебное заседание истец Тарасова О.В. исковые требования в судебном заседании поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
От иска в части требования - признать незаконным установку ОДПУ (общедомового счетчика) по <адрес> устно и письменно отказалась в связи с тем, что она не является собственником квартиры, собственниками квартиры является её муж и двое детей.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ суд принял отказ истца от иска в части указанного требования.
Представители ответчика, третьего лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.11).
Представитель ответчика представил письменный отзыв, в котором, не оспаривая факт начисления истице в течение указанного ею периода платы за электроэнергию с включением в её общий размер начислений за общедомовое потребление (общедомовые нужды) в указанном истцом размере указала, что с заявленными исковыми требованиями истца, проживающей по <адрес>, ОАО «ДЭК» не согласно, в части признания незаконной установку обще домового прибора учета, и запрета ОАО «ДЭК» вновь начислять и указывать в квитанциях предъявляемых плату за потребленную электроэнергию на общедомовое потребление, считает его не законным и не подлежащим удовлетворению в этой части, по следующим основаниям.
ОАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком электроэнергии и в соответствии с п.5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 (далее - Основных положений № 530), осуществляет поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Согласно п.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме могут выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и его качество, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Действующим законодательством (п..89 Основных положений № 530; п.49 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г) на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) организацией на приобретение соответствующего вида коммунального ресурса для целей оказания гражданам в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Многоквартирный дом (далее - МКД), в котором проживает истец, находится в управлении управляющей организации ООО УК «Наш дом», которая в рамках заключенного договора энергоснабжения и Соглашения о взаимодействии делегировала ОАО «ДЭК» право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей. В связи с чем, ОАО «ДЭК» выставлял гражданам платежные документы с начислением платы, в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета (далее - ОДПУ), установленного на границе раздела балансовой принадлежности сетей (как того требует законодательство).
Приобретение ОДПУ по <адрес>, производилось за счет средств гарантирующего поставщика ОАО «ДЭК» и в отношении собственников и нанимателей указанного МКД носило безвозмездный характер, расходы были учтены в рамках инвестиционной программы, и были заложены в тариф и учтены при его утверждении Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Установка ОДПУ осуществлялась силами сетевой организации.
ОАО «ДЭК» считает, что решение о незаконности установки ОДПУ может быть вынесено судом в случае нарушения технических регламентов, установленных нормативными документами в области учета электроэнергии.
Кроме того, бремя расходов на установку и содержание ОДПУ собственники и наниматели жилых помещений в МКД по указанному адресу не несут. В связи с чем, права и интересы жильцов дома, в том числе и потребителя заявившего данный иск, в связи с установкой ОДПУ, не затрагиваются.
В связи с изложенным, у истца не имеется законных оснований для обращения в суд в порядке ст.3 ГПК РФ за защитой нарушенных прав и интересов.
К тому же, коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии - это средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в МКД (п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307). Исходя из определения ОДПУ, его статус определяется не принадлежностью к общему имуществу собственников помещений дома, а целью его использования.
Кроме того, заявление истцом исковых требований в отношении будущего периода, ОАО «ДЭК» считает, незаконным, поскольку с учетом положений ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.07.2012г. согласие собственников жилых домов на установку ОДПУ силами ресурсоснабжающей организации не требуется.
Пунктом 3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено право собственников помещений в МКД на изменение в любое время способа управления МКД на основании его решения на общем собрании собственников, в том числе на способ управления МКД - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Кроме того, начиная с 01.07.2012 г. многоквартирные дома должны быть оснащены ОДПУ в обязательном порядке. В связи с чем, признание судом незаконным установку ОДПУ затрагивает интересы иных граждан, кроме истца, проживающих в указанном доме. Повторная установка ОДПУ потребует возмещения расходов на его установку всеми собственниками жилого дома в принудительном, а не обязательном порядке.
ОАО «ДЭК» считает установку ОДПУ законной, и не нарушающей прав граждан, проживающих в данном доме. В связи с чем, ОАО «ДЭК» просит суд в данной части заявленных исковых требований истцу отказать. В удовлетворении заявленных исковых требований по иску «о защите прав потребителей» отказать в полном объёме (л.д. 31-32).
Представитель третьего лица представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения иска возражал по следующим основаниям.
Истец – является собственником жилого помещения многоквартирного дома, распложенного по <адрес>
Целью договора управления многоквартирным домом - является эффективное управление многоквартирным домом, направленное на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников (и нанимателей), надлежащее содержание общего имущества дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Из анализа данной правовой нормы следует, что собственники помещений в МКД, выбрав способ управления домом, обязаны в силу закона передать весь комплекс полномочий по управлению домом.
Согласно ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 5, ст. 13 данного ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в срок до 01.07.2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии собственников жилых домов и собственников помещений в МКД возлагаются установить общедомовой прибор учета электроэнергии.
Установка общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии в указанном доме производилась силами и за счет средств энергоснабжающей организацией (ОАО «ДЭК») и в отношении собственников и нанимателей данного МКД носило безвозмездный характер.
Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса, должен заключатся с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, т.е. управляющей организацией. Управляющая компания действует от имени и во благо собственников жилых помещений МКД.
ООО УК «Наш дом» ДД.ММ.ГГГГ заключило с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения №, подписала Акт ввода в эксплуатацию (обследовании) измерительного комплекса расчетного учета электроэнергии и подписала акт разграничения балансовой ответственности сторон, регулирующих установку общедомового прибора учета. На основании п. 1.1 Договора Управляющая компания передает Амурскому отделению ОАО «ДЭК» функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам – потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги – электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании управляющей компании по договору управления МКД.
Энергоснабжение является коммунальной услугой. Начисление размера платы за потребленную энергию производится в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. ПП РФ № 307 от 23.05.2006 г.). Согласно абз.2 п. 7 Правил собственники (наниматели) помещений в МКД вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в МКД. Согласно п. 23 данных правил, при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного, горячего водоснабжения; газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 приложения № 2 к настоящим Правилам (формула 9).
Из разъяснений министерства регионального развития РФ (письмо от 18 июня 2007г. № 11356-ЮТ/07) следует, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение»
Безвозмездная установка общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. С учетом данного обстоятельства формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомового прибора учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав (л.д. 12-13).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица.
Заслушав истца Тарасову О.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что истица зарегистрирована и проживает по <адрес> что подтверждается копией паспорта истца, выпиской из лицевого счета по указанному адресу из которой следует, что лицевой счет выписан на её Ф.И.О., отзывом представителя ответчика ОАО «ДЭК», пояснениями истицы в судебном заседании, согласно которым она проживает в указанной квартире с мужем и детьми, собственниками квартиры являются муж и дети. Доказательств того, что истица не проживает в указанной квартире суду не представлено (л.д. 7-8, 31-32).
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный дом является многоквартирным и управляется ООО УК «Наш дом» (л.д. 28,29-30).
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу <адрес> установлен прибор учёта №, который принят в качестве расчетного с ДД.ММ.ГГГГ для проведения расчетов с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме за коммунальную услугу электроснабжения и подлежит включению в договор по покупке электроэнергии для компенсации потерь №, после подписания или подписания соглашения о внесении изменений в договор №.
ДД.ММ.ГГГГ года между ООО «УК «Наш дом» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения №, согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять продажу обществу с ограниченной ответственностью УК «Наш дом» электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО УК «Наш дом» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных указанным договором.
Из пункта 1.3 договора следует, что ООО УК «Наш дом» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени (л.д. 67-85).
В течение указанного истицей времени в счетах на оплату электрической энергии ответчиком дополнительно к требованиям об оплате электроэнергии, потребленной в квартире, выставлялись требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома за вышеуказанный период, что подтверждается представленной ответчиком выпиской начислений по оплате за электроэнергию по <адрес> (л.д. 7-8). Согласно выписке, указанная истцом в исковом заявлении сумма в размере <данные изъяты> руб. действительно оплачена ответчику (л.д. 6 – расчет).
Ответчик ОАО «ДЭК» с иском не согласен и обосновывает правомерность выставления истице счетов на оплату ОДН от имени ОАО «ДЭК» заключенным с ООО УК «Наш дом» Договором электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ООО УК «Наш дом» передало полномочия ОАО «ДЭК» по начислению и сбору платы за электроэнергию, потребленную жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, в том числе электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.
Однако с данными доводами ответчика суд не может согласиться по основаниям, указанным истцом.
Статьей 155 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частей 2, 3 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ часть 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
В соответствии с п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В данном случае
- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена квартира истицы, коммунального ресурса - электрической энергии,
- управляющая компания ООО «УК «Наш дом» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома,
- истица является потребителем этой услуги.
Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истица обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УК «Наш дом», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.
ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается квартира в которой проживает истица, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.
Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.
При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).
Эта обязанность предусмотрена пунктом 89 названных Правил, а также подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:
- оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;
- использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
- для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусматривает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Законность положений указанного пункта Правил подтверждена решением Верховного Суда РФ от 06.10.2008 г. № ГКПИ08-1704.
Однако с учетом содержания пункта 89 указанных Правил право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.
Оплату же остальной электроэнергии, – использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.
Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.
В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
В то же время, в силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно третье лицо (управляющая организация) как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.
Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истцу по лицевому счету и оплаченные им начисления в счёт оплаты электроэнергии на ОДН в требуемом истцом размере подлежат возврату истцу.
Заключенный между ответчиком и третьим лицом вышеуказанный Договор энергоснабжения как противоречащий закону в силу ст.ст. 166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части условия, касающегося передачи третьим лицом ответчику полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае истцам) платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией (ответчиком).
Поскольку судом установлено, что в настоящее время, исходя из вышеуказанных, установленных судом на данный момент обстоятельств, ответчику (ОАО «ДЭК») не предоставлено право производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома (а, следовательно и с истцом) расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме, подлежат удовлетворению требования истицы о
- признании незаконными действий ответчика по начислению истице и взиманию с неё платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома в указанный истицей период,
- наложении запрета ответчику, на начисление и указывание в квитанциях истице, и взимание непосредственно с неё платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома, как об этом просит истец.
Иные доводы, содержащиеся в возражении на иск ответчика, представителя третьего лица, не могут быть приняты судом во внимание как основание к отказу в удовлетворении законных и обоснованных требований истца, поскольку сводятся к неверному толкованию подлежащих применению в данном деле правовых норм, даваемому без учёта их места в системе действующего правового регулирования существующих правоотношений участвующих в деле лиц.
Поскольку,
- как это следует из предоставленной выписки по лицевому счету, по выставленным ей ответчиком счетам за электроэнергию за период с ноября 2010 г. по май 2012 г. истцом внесены ответчику в счёт оплаты за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды <данные изъяты> руб.,
- исходя из вышеуказанных, установленных судом обстоятельств, ответчиком указанные средства получены непосредственно с истца незаконно,
- уплаченная сумма, таким образом, подлежит возврату истцу,
следовательно, требования истца о перерасчете платы за электроэнергию за указанный период в соответствие с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, и зачёте произведенной оплаты за общедомовое потребление электрической энергии в сумме <данные изъяты> руб. в счет платежей по индивидуальному прибору учета электрической энергии, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарасовой Ольги Владимировны к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» удовлетворить.
Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Тарасовой Ольге Владимировне, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ноября 2010 г. по май 2012 г. по <адрес>
Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Тарасовой Ольге Владимировне, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ноября 2010 г. по май 2012 г., по <адрес>, в соответствие с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии. Сумму перерасчета в размере <данные изъяты> руб. – исключить из начислений за период с ноября 2010 г. по май 2012 г. и зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию по показаниям индивидуального счетчика.
Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Тарасовой Ольге Владимировне, по <адрес>, плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.
Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу бюджета Амурского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ), в копии в пятидневный срок подлежит направлению в адрес ответчика, третьего лица.
Председательствующий: Т.С. Никулова
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ