Дело № 2-4210/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2016 года Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Дробиной М.Л., при секретаре М.О.,
с участием: истца Попова С.Г., представителя истца по доверенности Поповой С.В., представителя ответчика У. Р. по СК, Ф. Р. по доверенности Мирошниченко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> гражданское дело по исковому заявлению Попова Г. С. к У. Р. по <адрес обезличен>, Ф. Р. о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты,
установил:
Попов Г.С. обратился с иском к Ф. Р., У. Р. по <адрес обезличен>, в котором после уточнения требований, просит признать незаконным бездействие У. Р. по <адрес обезличен>, выразившееся в несообщении заявителю о выявленных недостатках с указанием в письменном виде причин возврата документов, а также в несвоевременном направлении пакета документов в Ф. Р., признать незаконным решение комиссии Ф. Р. от <дата обезличена> об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным, признать право на получение социальной выплаты, а также обязать Ф. Р. принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи рапорта с <дата обезличена>.
В обосновании поданного иска указано, что Попов Г.С. с <дата обезличена> по <дата обезличена> проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности врача-терапевта, а затем в должности заместителя начальника больницы по лечебным вопросам Федерального казенного учреждения ИК-3 У. Р. по СК. Непрерывный стаж службы составляет 20 лет 5 месяцев и 12 дней.
<дата обезличена> истец обратился с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Подкомиссией У. Р. по <адрес обезличен> заявление и представленный пакет документов были одобрены и направлены в комиссию Ф. Р. для принятия решения о постановке на соответствующий учет. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола <номер обезличен> от <дата обезличена>.
После неоднократных обращений <дата обезличена> истцом была получен ответ с выпиской протокола заседания комиссии Ф. Р. по рассмотрению единовременной социальной выплаты, согласно которой в постановке на учет для получения социальной выплаты истцу было отказано. Основаниями для отказа явились: преднамеренное ухудшение жилищных условий, отсутствие обязательных документов,предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, от <дата обезличена> <номер обезличен>. Ухудшением жилищных условий комиссия сочла продажу <дата обезличена> квартиры по адресу: <адрес обезличен>, которая находилась в совместной собственности с матерью истца Поповой С.Е.
Истец считает данный отказ незаконным, поскольку распоряжение квартирой, принадлежащей ему и его матери Поповой С.Е. на праве совместной собственности, не могло быть осуществлено с намерением приобрести право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку на момент распоряжения данным имуществом нормативных актов, предусматривающих получение единовременной социальной выплаты для служащих Ф., не существовало.
В связи с чем истец не знал и не мог знать, что в будущем могут быть при соответствующие нормативные правовые акты, а также условия предоставления данной выплаты.
Кроме того, ранее действующие федеральные целевые программы предусматривали предоставление государственных жилищных сертификатов только тем служащим, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку он на момент продажи квартиры на учете в качестве нуждающегося не состоял, то и не мог претендовать на предоставление данной социальной выплаты. В связи с чем правомерно распорядился недвижимым имуществом. Таким образом, до момента вступления в силу соответствующих нормативных положений, истец не мог преднамеренно ухудшить свои жилищные условия.
Также указал, что необходимость в продаже квартиры, возникла у его матери в силу острой нуждаемости в деньгах. Отказав ей в возможности продать квартиру, он бы фактически ограничил ее в своих правах на владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Считает, что данное обстоятельство также свидетельствуют об отсутствии умысла на ухудшение жилищных условий.
Кроме того, указал, что действия по отчуждению квартиры имели место до введения в действие вышеуказанного закона, поэтому данный закон не может быть на них распространен. Следовательно, санкции положений п. 5 ч. 8 ст.4 ФЗ от <дата обезличена> № 283-ФЗ не могут применяться при разрешении вопроса о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как не имеют обратной силы.
Таким образом, ввиду прекращения права пользования жилыми помещениями по предыдущему месту жительства, истец объективно не имел возможности предоставить сведения о финансово-лицевом счете. Данные сведения принадлежат действующему собственнику либо нанимателю и являются его персональными данными.
Также указал, что им был предоставлен полный пакет документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата обезличена> <номер обезличен>. В отсутствие выписок из домовых книг в отношении прежних мест жительства истцом были предоставлены копии паспортов, в которых имелись сведения о периоде и месте проживания за последние 5 лет. Выписки из домовых книг не могли быть им представлены, поскольку данный документ хранится у собственника имущества и не предоставляется по требованию лиц, ранее проживавших в жилом помещении.
Финансово-лицевые счета не были предоставлены истцом по причине, что данные сведения являются результатом взаимодействия собственника жилого помещения и ресурсоснабжающей организации. Поскольку лицо прекратило правоотношения с ресурсоснабжающими организациями как собственник либо как наниматель жилого помещения автоматически лишает его права на обладание лицевым счетом.
Кроме того, просил признать незаконным бездействие У. Р. по <адрес обезличен>, которое выразилось в несообщении заявителю о выявленных недостатках с указанием в письменном виде причин возврата, а также в несвоевременном направлении пакета документов в Ф. Р..
В судебном заседании истец и его представитель поддержали иск по изложенным основаниям.
Представитель ответчиков Ф. Р. и У. Р. по <адрес обезличен>, действующая на основании выданных доверенностей, полагала требования Попова Г.С. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В возражениях указала, что истец Попов Г.С. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию У. Р. по СК <дата обезличена> о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Территориальной подкомиссией У. Р. по <адрес обезличен> заявление и представленный пакет документов истца <дата обезличена> были рассмотрены и принято решение о направлении документов в комиссию Ф. Р.. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола <номер обезличен> от <дата обезличена>. В связи с чем доводы о бездействии территориальной подкомиссии полагала необоснованными.
Решением Ф. Р. по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной единовременной социальной выплаты, в постановке на учет для получения социальной выплаты истцу Попову С.Г. и членам его семьи было отказано.
Из содержания из выписки из протокола <номер обезличен> от <дата обезличена> следует, что основаниями для отказа явились: преднамеренное ухудшение жилищных условий, отсутствие обязательных документов,предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, от <дата обезличена> <номер обезличен>.
При принятии данного решения комиссия исходила из того, что ранее истец Попов С.Г. с <дата обезличена> по <дата обезличена> был зарегистрирован по адресу: <адрес обезличен>. Лицевой счет и выписка из домовой книги или документы их замещающие отсутствуют.
Ранее, Попов Г.С. с <дата обезличена> по <дата обезличена> был зарегистрирован по
адресу: <адрес обезличен>. Лицевой счет и выписка из домовой книги или документы их замещающие отсутствуют. Указанное жилое помещение общей площадью 45,2 кв.м. до <дата обезличена> принадлежало на праве собственности заявителю.
<дата обезличена> истец произвел отчуждение указанной квартиры, которая находилась у него в совместной собственности с матерью, тем самым намеренно ухудшил свои жилищные условия.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от <дата обезличена> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании изложенных доводов просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Попова С.Г. в полном объеме.
Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменении в отдельные законодательные акты РФ» от 30.12.2012г. №283-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов уголовно-исполнительной системы, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (ч.1 ст.4).
В соответствии с п.6 ст.4 ФЗ РФ №283-ФЗ, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты были определены постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. <номер обезличен> «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ».
В соответствии с п.п.4-7 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ.
В целях постановки на учет для получения ЕСВ сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Копии документов, указанные в п.5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и документов, указанных в п.5 настоящих правил, комиссия в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ по одному из условий, определенных ч.3 ст.4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Из материалов дела следует, что 12.12.2013г. истец обратился с рапортом в территориальную подкомиссию У. Р. по СК <дата обезличена> о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Территориальной подкомиссией У. Р. по <адрес обезличен> заявление и представленный пакет документов истца <дата обезличена> были рассмотрены и принято решение о направлении документов в комиссию Ф. Р.. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Согласно п.10.1 раздела II «Функции и полномочия комиссий» Порядка, утвержденного приказом Ф. Р. от 29.08.2013г. <номер обезличен> Территориальные подкомиссии и Подкомиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в Ф. Р. пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В соответствии с п.10.2 Порядка, в целях выполнения возложенных на них функций, Территориальные подкомиссии и Подкомиссии осуществляют следующие основные полномочия:
- регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений;
- проводят проверку предоставленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также, установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата;
- рассматривают в 20-дневный срок со дня регистрации рапорта, заявления на заседаниях Территориальных подкомиссий и Подкомиссий документы для получения единовременной выплаты в целях принятия решения об их направлении в Комиссию Ф. Р. с указанием в протоколах заседаний указанных подкомиссий оснований принятых решений.
Судом установлено, что территориальной подкомиссией У. Р. по <адрес обезличен> были выполнены данные функции в пределах предоставленных полномочий. В связи с чем доводы истца о незаконном бездействии Управления Ф. Р. по СК являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Решением Ф. Р. по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной единовременной социальной выплаты, в постановке на учет для получения социальной выплаты истцу Попову С.Г. и членам его семьи было отказано.
Из содержания выписки из протокола <номер обезличен> от <дата обезличена> следует, что основаниями для отказа явились: преднамеренное ухудшение жилищных условий, отсутствие обязательных документов,предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, от <дата обезличена> <номер обезличен>.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от <дата обезличена> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения закреплены в ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Так, согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализируя обстоятельства по делу, суд расценивает действия истца Попова Г.С. по отчуждению квартиры по адресу: <адрес обезличен> как намеренное ухудшение своих жилищных условий.
Несоблюдение условий в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты является основанием для отказа в принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, ввиду намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий, правовые и фактические основания для постановки Попова С.Г. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствуют, в связи с чем оспариваемое решение Ф. Р. является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Попова С.Г. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░. ░., ░. ░. ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░