Дело №2-2500/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2013 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.,
при секретаре Мориловой Н.С.
с участием представителя истца – помощника Пермского транспортного прокурора – Зинакаевой Е.А., представителя ответчика - Соколова А.Е., действующего на основании доверенности № от Дата, представителя третьего лица – Сухановой Е.П., действующей на основании доверенности № от Дата
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми об обязании произвести определенные действия,
установил:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дзержинского района г. Перми об обязании ответчика направить заявления с приложением всех необходимых документов в соответствии с требованиями Главы II Положения о принятии на учет бесхозных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозных следующих объектов недвижимого имущества: автодорожный тоннель Адрес; автодорожный путепровод Адрес. Также просил обязать ответчика по истечении года со дня постановки указанных бесхозных недвижимых вещей на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эти вещи.
В последующем в судебном заседании от Дата представитель истца просил принять уточненное исковое заявление и произвести замену ненадлежащего ответчика Администрацию Дзержинского района г. Перми на надлежащего ответчика Департамент имущественных отношений администрации г. Перми в порядке ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РФ. Заявленное ходатайство с учетом мнения лиц участвующих в деле было удовлетворено, Администрация Дзержинского района г. Перми привлечена по делу в качестве третьего лица.
В представленных уточненных требованиях Пермский транспортный прокурор просил обязать Департамент имущественных отношений администрации г. Перми направить заявления с приложением всех необходимых документов в соответствии с требованиями Главы II Положения о принятии на учет бесхозных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозных следующих объектов недвижимого имущества: автодорожный тоннель Адрес; автодорожный путепровод Адрес). Также просил обязать Департамент имущественных отношений администрации г. Перми по истечении года со дня постановки указанных бесхозных недвижимых вещей на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эти вещи.
В последующем уточняя исковые требования Пермский транспортный прокурор просил обязать Департамент имущественных отношений администрации г. Перми в течение 1 месяца с момента передачи в их адрес пакета документов из Администрации Дзержинского района г. Перми направить заявления с приложением всех необходимых документов в соответствии с требованиями Главы II Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйных следующих объектов недвижимого имущества: автодорожный тоннель Адрес автодорожный путепровод Адрес. Обязать Департамент имущественных отношений администрации г. Перми по истечении года после постановки на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю вышеуказанных объектов принять меры, направленные на обращение имущества в муниципальную собственность.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения по факту эксплуатации на территории Дзержинского района г. Перми (внутригородского территориального образования городского округа Пермь) двух бесхозных объектов, расположенных в полосе отвода железной дороги: автодорожный тоннель Адрес и автодорожный путепровод Адрес. В ходе проверки установлено, что перечисленные объекты не имеют собственника, балансодержателя, эксплуатирующей организации, то есть являются бесхозными. Отсутствие собственника вышеуказанных объектов влечет невозможность осуществления органами местного самоуправления г. Перми полномочий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также обязанности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права неопределенного круга лиц – участников дорожного движения. Постановка на учет данных объектов в качестве бесхозных в органах государственной регистрации права в дальнейшем позволит зарегистрировать право муниципальной собственности на эти объекты, что, в свою очередь, обеспечит принятие собственником указных объектов всех мер, необходимых на их надлежащее содержание в соответствии с закрепленными законодательством полномочиями.
Представитель истца Зинакаева Е.А. в судебном заседании поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении в полном объеме.
Представитель ответчика Соколов А.Е. в судебном заседании первоначальные исковые требования не признал. В последующем в судебном заседании пояснил, что уточненные исковые требования соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ, в случае направления администрацией Дзержинского района г. Перми всех необходимых документов, возражать против удовлетворения требований не будут.
Представитель третьего лица администрации Дзержинского района г. Перми пояснила, что заявленные истцом требования обоснованы.
Третье лицо Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в судебное заседание своего представителя не направило, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, исковые требования поддержало.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица просившего рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог могут быть в том числе исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 6, п. 6 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 8 Устава г. Перми к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из материалов дела следует, что Пермской транспортной прокуратурой по поручению Уральской транспортной прокурату от Дата № проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности движения по факту эксплуатации на территории Дзержинского района г. Перми двух бесхозяйных объектов, расположенных в полосе отвода железной дороги: автодорожный тоннель Адрес и автодорожный путепровод Адрес.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ указанное имущество является недвижимым имуществом, так как оно прочно связано с землей и перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о собственнике объектов – автодорожный тоннель Адрес и автодорожный путепровод Адрес, отсутствуют (л.д. 9, 36).
Согласно сведений полученных из Муниципального казенного учреждения «Пермблагоустройства», Департамента имущественных отношений г. Перми, Министерства по управлению имущества и земельным отношениям Пермского края, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального агенства по управлению государственным имуществом - автодорожный путепровод Адрес и автодорожная труба (тоннель), Адрес в реестре муниципального имущества города Перми, реестре государственной собственности Пермского края, реестре федерального имущества не числятся (л.д. 9-15, 17-26, 37-41, 77-85).
Дата Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми в адрес администрации Дзержинского района г. Перми направлено письмо о целесообразности принятия в муниципальную собственность автодорожного тоннеля Адрес, как искусственного инженерного сооружения с последующей передачей на баланс МКУ «Пермблагоустройство» (л.д. 27, 85).
Дата Управлением внешнего благоустройства администрации г. Перми в адрес администрации Дзержинского района г. Перми направлено письмо о преждевременности принятия в муниципальную собственность автодорожного путепровода Адрес поскольку, необходимо провести обследование с составлением акта о техническом состоянии принимаемого объекта с привлечением специализированных организаций (л.д. 100).
Отсутствие собственника автодорожного путепровода и автодорожного тоннеля влечет невозможность осуществления органами местного самоуправления г. Перми полномочий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также обязанности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Ненадлежащая эксплуатация автодорожного тоннеля и автодорожного путепровода, создает предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Оценивая в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что в настоящее время вышеуказанные объекты недвижимого имущества являются бесхозяйными. Доказательств иного сторонами суду не представлено.
Также суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что вышеуказанные объекты в установленном законом порядке постановлены на учет как бесхозяйное имущество в органах, осуществляющих государственную регистрацию права.
Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 17.09.2003 года № 580 (далее - Положение).
Пунктами 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного закреплено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 Гражданского кодекса РФ.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
На основании п. п. 3.3.3., 3.3.4. положения «О Департаменте имущественных отношений администрации города Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 210, Департамент в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Перми, организации и проведения торгов выполняет следующие функции: ведет учет, реестр и определяет профиль (назначение) муниципального имущества на территории города, в том числе бесхозяйного имущества, выявленного на территории города Перми и поставленного на учет в органе, осуществляющем регистрацию прав на имущество на территории Пермского края, имущества, находящегося в казне; реализует полномочия администрации города по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество в судебном порядке.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования Пермского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных отношений администрации г. Перми направить, с приложением всех необходимых документов в соответствии с требованиями Главы II Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества: автодорожный тоннель Адрес и автодорожный путепровод Адрес в течение ... месяца с момента передачи Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми необходимого для этого пакета документов из Администрации Дзержинского района г. Перми.
Обязать Департамент имущественных отношений администрации г. Перми по истечении года после постановки на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю объектов недвижимого имущества: автодорожный тоннель Адрес; автодорожный путепровод Адрес); принять меры, направленные на обращение данного имущества в муниципальную собственность.
На решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья: О.М. Завьялов