|
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2016 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска
Под председательством судьи Сутягиной С.А.
при секретаре Дыркачевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юнусовой Г.Г. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о восстановлении нарушенного права, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Юнусова Г.Г. обратилась в суд с иском к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о восстановлении нарушенного права, просит признать незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя действия ОАО «ЭнергосбытТ Плюс» по начислению задолженности за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, по признанию отсутствующей задолженности Юнусовой Г.Г. с декабря 2012 года по ноябрь 2015 года, исключить задолженность по начислению платы за электроэнергию, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. Иск мотивировала тем, что является собственником ..., потребителем коммунальной услуги по электроснабжению. Дом находится под управлением управляющей организации ООО Управляющая компания «Комфорт» по результатам конкурса по отбору управляющей организации, истец оплачивает потреблённую им индивидуально электроэнергию по показаниям электросчётчика, что подтверждается платёжными документами, содержащими сведения о показаниях индивидуального прибора учета электроэнергии, объёмах потреблённой электроэнергии, установленных тарифах, размерах с ежемесячной оплаты. Ответчик нарушает требования Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (утв. ПП РФ от 06.05.2011 № 354) предъявлением истцу несуществующей задолженности, а также предъявлением платы за электроэнергию, доставленную на общедомовые нужды. Действующее законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками помещений МКД ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 1 55 ЖК РФ). Действия ответчика противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией. Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в рассматриваемом случае на получение оплаты за потребляемую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений МКД может возникнуть только в части электроэнергии, потреблённой в жилых помещениях и в объемах, определённых на основании индивидуальных приборов учёта. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, энергосбытовая компания вправе получить только с управляющей организации. Ответчик незаконно возлагает на истца обязанность по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, ненадлежащему лицу. Неправомерными действиями ответчика нарушено право истца на внесение платы в соответствии с законом предъявлением несуществующей задолженности допущен обман потребителя. Ответчик по состоянию на 01.11.2015 указывает наличие долга в размере 2330, 64 руб. Полагает, что этими действиями нарушаются права потребителя, нравственные страдания оценивает в размере 10000 руб., просит устранить данное нарушение.
В судебном заседании Юнусова Г.Г. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «ЭнергосбытТ Плюс» Переверзин А.С., действующий по доверенности, в судебном заседании исковое заявление не признал. Указывал, что Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ, установлены случаи, когда ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги, а именно в случаях: непосредственного управления многоквартирным домом (далее МКД); не выбран способ управления МКД либо способ управления выбран, но не заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку соответствующего вида ресурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. В настоящее время договор между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО УК «Комфорт», осуществляющим управление МКД 243 по ..., на поставку электроснабжения не заключен. Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» установлено, что разъяснения по применению Правил № 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Своим письмом Минстрой России от 23.07.2015 г. № 22950-ОД/04 четко дает разъяснения, что Правилами № 354 предусмотрены случаи, при которых ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем соответствующей коммунальной услуги. При этом ресурсоснабжающая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги, в силу п.п. «г» 31 и п. 40 Правил № 354, должна взимать, в том числе, плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (ОДН). Правомерность действий ресурсоснабжающей организации подтверждается судебной практикой вышестоящих инстанций. При отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией с управляющей компанией договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в МКД. Ресурсоснабжающая организация в данном случае до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом вправе производить начисления платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил № 354, плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Положения ч. 7.1. ст. 155 ЖК РФ не применимы к правоотношениям между ресурсоснабжающей организацией и конечными потребителями, проживающими в МКД, которым РСО напрямую осуществляет направление и выставление к оплате платежные документы за потребленный коммунальный ресурс - электрическую энергию, используемую, в том числе, и на общедомовые нужды. Указанная норма может быть реализована исключительно в случае наличия заключенного договора энергоснабжения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями. При прямых договорах с собственниками решение общего собрания на внесение платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации (РСО) не требуется, поскольку платежи осуществляются напрямую РСО. Конечным получателем денежных средств за коммунальный ресурс, поставленный в МКД, в любом случае является ресурсоснабжающая организация, вне зависимости была ли поставлена электрическая энергия, подаваемая по централизованным сетями электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения МКД или в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. Признание незаконными действий ресурсоснабжающей организации по взиманию платы за коммунальную услугу (электроснабжение), которая ей была фактически оказана, противоречит общим принципам права.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Судебным следствием установлено:
Юнусова Г.Г., -Дата- года рождения, является собственником жилого помещения по адресу:..., в том числе потребителем электроэнергии.
Дом находится под управлением управляющей организации ООО Управляющая компания «Комфорт» по результатам конкурса по отбору управляющей организации. При этом, договор между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО УК «Комфорт», осуществляющим управление МКД ... по ..., на поставку электроснабжения не заключен
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Заявляя требования о восстановлении нарушенного права, признании незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя действия ОАО «ЭнергосбытТ Плюс» по начислению задолженности за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, по признанию отсутствующей задолженности, взыскании компенсации морального вреда, Юнусова Г.Г. не представила суду доказательств нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из следующего:
Пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее Правила № 354), установлены случаи, когда ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги, а именно, в случаях: непосредственного управления многоквартирным домом (далее МКД); не выбран способ управления МКД либо способ управления выбран, но не заключен договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку соответствующего вида ресурса.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» установлено, что разъяснения по применению Правил №354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Минстрой России письмом от 23.07.2015 г. № 22950-ОД/04 разъяснил, что Правилами № 354 предусмотрены случаи, при которых ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем соответствующей коммунальной услуги. РСО, являясь исполнителем коммунальной услуги, имеет право взимать плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды (ОДН).
Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Положение о том, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе управляющей организации или с даты заключения договора управления, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией признан согласующимся с ч. 12 ст. 161 ЖК РФ.
При отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией с управляющей компанией договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в МКД. Ресурсоснабжающая организация в данном случае до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом вправе производить начисления платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил №354, плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Положения ч. 7.1. ст. 155 ЖК РФ не применимы к правоотношениям между ресурсоснабжающей организацией и конечными потребителями, проживающими в МКД, которым РСО напрямую осуществляет направление и выставление к оплате платежные документы за потребленный коммунальный ресурс - электрическую энергию, используемую, в том числе, и на общедомовые нужды. Указанная норма применяется в случае заключения договора энергоснабжения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
Получателем денежных средств за коммунальный ресурс, поставленный в МКД, в любом случае является ресурсоснабжающая организация, вне зависимости от поставки электроэнергии, подаваемой по централизованным сетями электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения МКД или в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Признание незаконными действий ресурсоснабжающей организации по взиманию платы за коммунальную услугу (электроснабжение), которая ей была фактически оказана, противоречит общим принципам права.
В соответствии с п. 2 Правил № 354 «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п. 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил № 354.
На основании подпункта «в» пункта 9 Правил № 354, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил №354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно п. 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Подпунктом «б» пункта 17 Правил № 354 предусмотрено, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил № 354, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил №354.
В связи с изложенным, у суда нет оснований для удовлетворения иска о признании действия ОАО «ЭнергосбытТ Плюс» незаконными.
В соответствии со ст.151 ГПК РФ моральный вред взыскивается в случае нарушения личных неимущественных прав истца. Поскольку таких доказательств суду не представлено, то нет оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Юнусовой Г.Г. к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о восстановлении нарушенного права, признании незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению задолженности за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, по признанию отсутствующей задолженности Юнусовой Г.Г. с декабря 2012 года по ноябрь 2015 года, исключении задолженности по начислению платы за электроэнергию, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб. отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 1 месяца, с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате судьей С.А. Сутягиной.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2016 года.
Судья С. А. Сутягина