24RS0002-01-2021-005618-79
№ 2-3156/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г. Ачинск Красноярского края,
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заботиной О.Л.,
при секретаре Рудаковой А.В.,
с участием помощника прокурора Касабука Я.В.,
представителя истца (ответчика по встречным искам) по доверенности Майоровой С.П.,
ответчиков (истцов по встречным искам) Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Гринькиной Л.В., Гринькина А.В., Тундешева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Ачинска к Кондриной И. Н., Чайкиной О. С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Чайкиной К. М., Гринькиной Л. В., Гринькину А. В., Тундешеву В. В. о прекращении права собственности на жилые помещения, признании права собственности, регистрации перехода права собственности, определении выкупной цены жилых помещений, выселении без предоставления другого жилого помещения и по встречным искам Ачинского городского прокурора в интересах Кондриной И. Н., Чайкиной О. С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Чайкиной К. М., Гринькиной Л. В., Тундешева В. В. о предоставлении жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Ачинска обратилась с учетом уточнённого иска к Кондриной И. Н., Чайкиной О. С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Чайкиной К. М., Гринькиной Л. В., Гринькину А. В., Тундешеву В. В. о прекращении права собственности на жилые помещения по адресам: <адрес>; признании права собственности за муниципальным образованием на данные жилые помещения, определении выкупной цены жилых помещений, выселении Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М., Гринькиной Л.В., Гринькина А.В., Тундешева В.В. из жилых помещений по адресам <адрес>, без предоставления других жилых помещений. Исковые требования мотивированы тем, что заключением межведомственной комиссии от 17.03.2015 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. определен срок проведения работ по реконструкции дома до 31.06.2015 года. Заключением межведомственной комиссии от 28.04.2021 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации г. Ачинска от 29.04.2021 г. определен срок проведения работ по сносу дома до 31.12.2025 года. Кондрина И.Н., Чайкина О.С., Чайкина К.М. являются собственниками в равных долях жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. 21.05.209 года ответчикам Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М. направлено требование о реконструкции спорного жилого дома в течение двух месяцев. Реконструкция дома произведена не была. Постановлением администрации г. Ачинска от 09.08.2019 года принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в жилом <адрес>. 20 июля 2021 собственникам спорного жилого помещения было вручено уведомление о данном решении с проектом соглашения об изъятии жилого помещения. Гринькина Л.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. На регистрационном учете в жилом помещении состоят Гринькина Л.В. и Гринькин А.В. 21.05.2019 года Гринькиной Л.В. направлено требование о реконструкции спорного жилого дома в течение двух месяцев. 14 июля 2021 года собственнику Гринькиной Л.В. было вручено уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка и жилых помещений, а также проект соглашения об изъятии жилого помещения. Тундешев В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 21 мая 2019 года Тундешеву В.В. направлено требование о реконструкции спорного жилого дома в течение двух месяцев. 28 мая 2021 года собственнику Тундешеву В.В. было вручено уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка и жилых помещений, а также проект соглашения об изъятии жилого помещения. В соответствии с п.8.2 ст. 32 ЖК РФ, п. 5.1 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п, за изымаемое жилое помещение собственникам жилья выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ. Согласно отчету №22ЧПО/2021 по состоянию на 05.07.2021 г. выкупная цена <адрес> составляет 2391061 руб. Согласно отчету №4ПО(2)/2021 по состоянию на 17.03.2021 г. выкупная цена <адрес> составляет 2313603 руб. Согласно отчету №14ЧПО(1)/2021 по состоянию на 11.05.2021 г. выкупная цена <адрес> составляет 2183868 руб. Поскольку право собственности Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М. и Тундешева В.В. на жилые помещения возникло после признания жилого дома аварийным, данным собственникам подлежит выплате компенсация стоимости жилых помещений. (л.д.2-4,79-81,154-156).
Ачинский городской прокурор в интересах Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Чайкиной К.М., Гринькиной Л.В., Тундешева В.В. обратился в суд со встречными исками к Администрации г. Ачинска о предоставлении истцам жилых помещений в собственность взамен изымаемых у них квартир, расположенных по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что заключением межведомственной комиссии от 17.03.2015 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. определен срок проведения работ по реконструкции дома до 31.06.2015 года. Заключением межведомственной комиссии от 28.04.2021 г. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации г. Ачинска от 29.04.2021 г. определен срок проведения работ по сносу дома до 31.12.2025 года. Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п «Об утверждении региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы» спорный жилой дом включен в региональную адресную программу. Постановлением администрации г. Ачинска от 09.08.2019 года принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в жилом <адрес>. Гринькина Л.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 14 июля 2021 года собственнику Гринькиной Л.В. было вручено уведомление о принятом решении с проектом соглашения об изъятии жилого помещения за выкупную стоимость в размере 2313603 руб. Гринькина Л.В. не согласна с выкупом, поскольку у нее отсутствует другое жилье, а предложенной суммы выкупа недостаточно для приобретения нового равноценного жилья.
Тундешев В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 28 мая 2021 года собственнику Тундешеву В.В. было вручено уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка и жилых помещений, а также проект соглашения об изъятии жилого помещения за выкупную стоимость в размере 2183868 руб. Тундешев В.В. не согласен с выкупом, поскольку предложенной суммы недостаточно для приобретения нового равноценного жилья.
Кондрина И.Н., Чайкина О.С., Чайкина К.М. являются собственниками в равных долях (у каждой по 1/3 доли) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 20 июля 2021 года истцам было вручено уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка и жилых помещений, а также проект соглашения об изъятии жилого помещения за выкупную стоимость в размере 2391061 руб. Кондрина И.Н. и Чайкина О.С. не согласны с выкупом, поскольку у них отсутствует какое-либо жилье, а предложенной суммы недостаточно для приобретения нового равноценного жилья (л.д. 129-131, 133-135, 137-139).
Определением суда от 13.09.2021 г. привлечен к участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего ответчика Чайкиной К.М. – Чайкин М.А. (л.д. 147).
В судебном заседании представитель Администрации г. Ачинска по доверенности (л.д. 8) Майорова С.П. исковые требования Администрации г. Ачинска поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, против удовлетворения встречных исковых требований возражала. Пояснила о том, что собственники <адрес> приобрели квартиру в собственность по договору приватизации после признания дома аварийным. Собственник <адрес> Гринькина Л.В. приобрела спорную квартиру в собственность по договору приватизации до признания дома аварийным, но у нее в собственности имелась доля в жилом помещении в г. Красноярске. Тундешев В.В. приобрел <адрес> в собственность после признания дома аварийным. Ответчики не попадают под действие законодательства о предоставлении им другого жилого помещения взамен аварийного. В отношении заключенного договора приватизации с Тундешевым В.В. произошла техническая ошибка, на момент его заключения не было данных об аварийности жилого дома. В отношении заключенного 15.03.2015 года договора приватизации <адрес>, возможно специалист администрации г. Ачиснка не знал на тот момент о подписании заключения о признании дома аварийным.
Ответчик Кондрина И.Н. в судебном заседании требования Ачинского городского прокурора поддержала, против удовлетворения требований администрации возражала. Пояснила, что при заключении договора приватизации <адрес>, никто не сказал, что дом признан аварийным. В собственности другого жилья не имеет. С выкупной стоимостью не согласна, т.к. на предложенную администрацией г. Ачинска сумму иного жилья не приобрести.
Ответчик Чайкина О.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Чайкиной К.М., в судебном заседании требования Ачинского городского прокурора поддержала, против удовлетворения требований администрации возражала. Дополнительно пояснила, что ни она, ни ее дочь Чайкина К.М., иного жилья не имеют, она по закону должна предоставить ребенку площадь в ином жилом помещении не менее той, которая приходится на долю ребенка в спорном жилье. С предложенной администрацией г. Ачинска выкупной ценой жилого помещения не согласилась.
Ответчик Тундешев В.В. в судебном заседании требования Ачинского городского прокурора поддержал, против удовлетворения требований администрации возражал. Пояснил, что <адрес>, ему предоставило Министерство обороны РФ. В 2015 году он получил уведомление о том, что спорная квартира перешла в собственность администрации г. Ачинска. Администрация г. Ачинска направляла ему уведомление о необходимости провести реконструкцию и снос жилого помещения. С выкупной ценой не согласен. Администрация г. Ачинска сделала оценку жилого помещения, хотя одинаковая по площади с его квартирой <адрес> оценены в большую сумму.
Ответчик Гринькина Л.В. в судебном заседании требования Ачинского городского прокурора поддержала, против удовлетворения требований администрации возражала. Пояснила, что в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, проживает совместно с сыном - Гринькиным А.В. Собственником жилого помещения является только она. О том, что дом является аварийным их не уведомляли. В 2015 году уведомление о необходимости сделать реконструкцию не поступало. Иного жилого помещения в настоящее время в собственности не имеет. На основании свидетельства о праве на наследство она унаследовала долю в жилом помещении. После раздела наследства, на полученные от унаследованной доли помещения деньги, она приобрела жилое помещение в общежитии в г. Красноярске, которое продала в 2020 г. с целью вложить данные деньги в жилое помещение, которое ей предоставят взамен подлежащего изъятию спорного жилого помещения.
Ответчик Гринькин А.В. в судебном заседании требования Ачинского городского прокурора поддержал, против удовлетворения требований администрации возражал. Пояснил, что проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, как член семьи собственника. Жилья в собственности не имеет. Предложенная администрацией г. Ачинска выкупная стоимость не устраивает, т.к. на данную сумму новое равноценное жилье не приобрести.
Помощник прокурора Касабука Я.В. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила о том, что исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению. <адрес> признан аварийным в 2015 году. Действует региональная адресная программа переселения на 2019-2025 года. Спорный дом входит в данную программу и должен быть расселен в 2022-2023 годах по 4 этапу. Администрация г. Ачинска предложила собственникам за изымаемые жилые помещения выкупную цену, ответчики с ней не согласны. Обратились в прокуратуру и прокурором были поданы встречные иски. Собственникам аварийных жилых помещений предоставлено право выбора: выкупная цена или равнозначное жилое помещение. Эта норма законодательства не может ухудшать или улучшать положение собственников. На предложенные администрацией г. Ачинска выкупные цены ответчики не могут приобрести равнозначные жилые помещения, поэтому они просят предоставить им жилые помещения в заме н изымаемых.
Представители третьих лиц Управления Росреестра, Министерства строительства Красноярского края, КУМИ администрации г. Ачинска, законный представить несовершеннолетнего ответчика Чайкин М.А., надлежащим образом извещенные о слушании дела (л.д. 185,188), в суд не явились, причины неявки не сообщили, ходатайств суду не представили. Представитель Министерства строительства Красноярского края в пояснениях по иску просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, принять решение на основании действующего законодательства и установленных обстоятельств (л.д. 151-152).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 35 ГПК РФ лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению, встречные требования Ачинского городского прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 16 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», под этапом программы понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки, за счёт средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована, не позднее срока, установленного статьей 11 названной статьи. Размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда - это общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая должна соответствовать требованиям ч. 2.1. настоящей статьи.
В соответствии с ч.10 и 11 ст. 16 указанного Закона, сроки реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда варьируются в зависимости от срока предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию этих программ.
Пунктом 3.5 Программы определено, что этапы Программ должны быть реализованы муниципальным образованием не позднее, чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 г. №144-п, где в разделе 5 определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 ЖК РФ (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно п. 5.1 Программы, собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственниками жилого помещения в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.
Пунктом 5.2 Программ предусмотрено, что финансирование мероприятий по строительству многоквартирных домов, приобретению у застройщиков жилых помещений и приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплата возмещения, осуществляется за счет средств Фонда, средств краевого бюджета и средств местных бюджетов.
Как установлено по делу, Гринькина Л.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 55,20 кв.м на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность о 23.05.2007 г. (оборот л.д. 6,43-44,45-48,99-100,103,124).
Тундешев В.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 52,20 кв.м на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 28.04.2017 г. (л.д. 7, 49-50,51-53,97,101-102).
Чайкина К.М., Рысева И.Н., Чайкина О.С. являются собственниками (по 1/3 доли каждая) квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 52,20 кв.м на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 30.08.2015 г. (л.д. 41-42,96,103-105).
Согласно свидетельству о расторжении брака Рысева И.Н. и Рысев С.Л. расторгли брак ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22). После расторжения брака супруге присвоена фамилия Р..
ДД.ММ.ГГГГ Рысева И.Н. заключила брак с Кондриным В.В. (л.д. 23). После заключения брака супруге присвоена фамилия Кондрина.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> по заключению межведомственной комиссии №147 от 17.03.2015 признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 54).
Распоряжением Администрации г. Ачинска от 06.04.2015 года №1127-р принято решение о проведении реконструкции жилых домов, в том числе, жилого <адрес>. На директора МУП «Служба заказчика» возложена обязанность в срок до 31.06.2015 года организовать работы по проведению проектирования и реконструкции МКД, председателю КУМИ до проведения работ по проектированию и реконструкции провести мероприятия по переселению граждан в маневренный жилищный фонд и обеспечить доступ на объекты реконструкции, начальнику финансового управления Администрации г. Ачинска запланировать денежные средства в соответствии с представленной заявкой (л.д. 15).
Согласно договору от 23.05.2007 г. Гринькина Л.В. и Администрация г. Ачинска заключили договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения по адресу <адрес>, общей площадью 55,20 кв.м. Инвентаризационная стоимость жилого помещения установлена в сумме 386974 руб. (л.д. 6). Данный договор зарегистрирован в Росреестре, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (оборот л.д. 7) и выпиской из ЕГРН (л.д. 43-44,99-100).
28 апреля 2017 г. Администрация г. Ачинска и Тундешев В.В. заключили договор о безвозмездной передаче в собственность физического лица жилого помещения по адресу <адрес>, общей площадью 52,20 кв.м. Инвентаризационная стоимость жилого помещения установлена в сумме 439444 руб. (л.д. 7). Данный договор зарегистрирован в Росреестре, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 173) и выпиской из ЕГРН (л.д. 49-50,97,101-102).
Также 25.03.2015 г. Администрация г. Ачинска заключила с Рысевой И.Н., Чайкиной О.С., действующей за себя и свою несовершеннолетнюю дочь Чайкину К.М., договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения по адресу <адрес>, общей площадью 52,20 кв.м. Инвентаризационная стоимость жилого помещения установлена в сумме 439444 руб. (л.д. 123). Данный договор зарегистрирован в Росреестре, что также подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 41-42,96,104-105).
Согласно свидетельству о рождении (л.д. 30) Чайкина К. М. родилась ДД.ММ.ГГГГ, отцом является Чайкин М. А., матерью Чайкина О. С..
15 мая 2019 администрация направила Рысевой И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М., Гринькиной Л.В. и Тундешеву В.В. требования о проведении сноса жилого дома в соответствии со ст. 32 ЖК РФ и получении разрешения на это в течение двух месяцев с момента получения требования, в противном случае Администрацией г.Ачинска будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ (л.д. 31-33).
Во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г. №144-п, где в разделе 5 определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными, осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Приложением №1 к данной программе утвержден перечень МКД, признанных аварийными - до 01.01.2017г., в том числе и дом по адресу <адрес>, количеством расселяемых граждан - 15, с планируемой датой расселения 31.12.2022 г. (л.д.192-206).
В разделе 5 программы определен механизм реализации программы, организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения, где в п.5.1. предусмотрено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч.8 ст. 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрация ограничения (обременения) в виде изъятия у собственников спорных жилых помещений в пользу Администрации <адрес> на основании Постановления не произведена (л.д. 43-44,49-50,104-105).
20 июля 2021 года Администрация г. Ачинска направила Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Чайкиной К.М., уведомление и проект соглашения об изъятии жилого помещения, в котором согласно п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ предложен размер возмещения в сумме 2391061 руб., который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 34-36,18).
24 мая 2021 года Администрация г. Ачинска направила Тундешеву В.В. уведомление и проект соглашения об изъятии жилого помещения, в котором согласно п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ предложен размер возмещения в сумме 2183868 руб., который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 37,38).
14 июля 2021 года Администрация г. Ачинска направила Гринькиной Л.В. уведомление и проект соглашения об изъятии жилого помещения, в котором согласно п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ предложен размер возмещения в сумме 2313603 руб., который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 39,40).
В проекте соглашений Администрацией г. Ачинска предложено собственникам жилых помещений передать в муниципальную собственность принадлежащие им жилые помещения по адресу <адрес>, за что Администрация уплатит собственникам размер возмещения за жилые помещения, подлежащие изъятию в соответствии с п. 8.2. ст. 32 ЖК РФ, предложен размер возмещения в сумме 2391061 руб., 2183868 руб. и 2313603 руб. соответственно, который уплачивается в течение 30 дней после государственной регистрации перехода права собственности (л.д. 18,38,40).
С учетом требований ст.32 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что истцом в установленном законом порядке принято решение о признании жилого дома по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, об изъятии у собственников земельного участка и жилых помещений в данном доме, о чем направлены уведомления собственникам изымаемых квартир. В связи с изложенным Администрация г. Ачинска вправе в судебном порядке требовать прекращения права собственности Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Чайкиной К.М., Гринькиной Л.В., Тундешева В.В. на спорные квартиры.
Согласно п. 8.1 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Порядок определения возмещения за жилое помещение определен в ст.32 ЖК РФ. Согласно части 8.2. указанной статьи граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Указанные нормы введены в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ, вступившим в законную силу со дня его официального опубликования, то есть с 28.12.2019.
Как установлено ст.6 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (часть 3).
Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ положений о применении указанного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, не содержит.
При таком положении, суд приходит к выводу, что жилищные права и обязанности сторон, вытекающие из ст.32 Жилищного кодекса РФ, возникли до 2019 года, в связи с чем положения частей 8.1 и 8.2 ст.32 ЖК в рассматриваемом споре применению не подлежат. В связи с этим доводы представителя Администрации г. Ачинска о наличии у Гринькиной Л.В. до 2020 г. в собственности иного жилого помещения являются не состоятельными и не подлежат учету при рассмотрении дела. Также судом не может быть принято во внимание возникновение у ответчиков Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М., Тундешева В.В. права собственности на спорные жилые помещения после признания многоквартирного дома авариным, поскольку право собственности данных граждан на принадлежащие им жилые помещения возникло на основании договоров безвозмездной передачи жилых помещений в собственность, заключенных гражданами с Администрацией г. Ачинска после признания данного дома аварийным.
Кроме того в силу ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г. по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположены спорные жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", суд приходит к выводу, что собственники помещений по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060"О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником (далее - разница). В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров. В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, учитывая, что право на получение другого жилого помещения взамен изымаемого предоставляет собой самостоятельный способ восстановления жилищного права, право выбора которого принадлежит исключительно собственнику изымаемого жилого помещения, Кондрина И.Н., Чайкина О.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Чайкиной К.М., а также Гринькина Л.В., Тундешев В.В. выразили волеизъявление об отказе от подписания соглашения с Администрацией г. Ачинска о выплате возмещения за принадлежащие им аварийные жилые помещения и предоставлении им равнозначных жилых помещений в замен изымаемых (л.д. 56-58, 177), суд приходит к выводу о том, что встречные исковые требований прокурора г. Ачинска в интересах Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М., Гринькиной Л.В., Тундешева В.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Собственникам жилых помещений Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М., Гринькиной Л.В., Тундешеву В.В. подлежат предоставлению Администрацией г. Ачинска взамен изымаемых жилых помещений, расположенных по адресам <адрес>, равнозначные благоустроенные жилые помещения на территории г. Ачинска общей площадью не менее площади принадлежащим им жилых помещений.
Поскольку собственниками жилых помещений выбран способ обеспечения их жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения, при этом, доказательств тому, что им предлагались равнозначные жилые помещения, от которых они отказались, в деле не имеется, суд полагает, что данные обстоятельства исключают возможность удовлетворения требований Администрации г. Ачинска об изъятии жилых помещений с выплатой выкупной цены стоимости данных помещений.
В связи с изложенным исковые требования Администрации г. Ачинска подлежат частичному удовлетворению,
Как разъяснено в пп. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
Совокупность приведенных норм в их системном единстве с актом легального толкования предполагает, что изъятие жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, с предоставлением равноценных возмещений должно рассматриваться как один из способов прекращения права собственности. Одновременно изъятие жилых помещений и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования. Иной подход приводил бы к ситуации неопределенности в отношении как субъекта права собственности на конкретное имущество, так и его правового режима. При этом прекращение права собственности Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М., Гринькиной Л.В., Тундешева В.В. на спорные жилые помещения и признание права собственности за муниципальным образованием г. Ачинск влечет государственную регистрацию перехода права собственности на жилые помещения в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которая возможна в соответствии со ст. 60 данного Закона только после предоставления документов, подтверждающих предоставление возмещения за изымаемые жилые помещения.
Требования администрации г. Ачинска Красноярского края о прекращении права собственности Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М., Гринькиной Л.В., Тундешева В.В. на изымаемое у них аварийное жилье, признании права собственности на него за муниципальным образованием подлежат удовлетворению после предоставления ответчикам по первоначальному иску других жилых помещений взамен изымаемых, как и требования о выселении ответчиков Кондриной И.Н., Чайкиной О.С., Чайкиной К.М., Гринькиной Л.В., Гринькина А.В., Тундешева В.В., учитывая, что правовыми последствиями изъятия у собственников принадлежащего им аварийного жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения будет являться выселение всех проживающих в нем лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации г. Ачинска удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить Кондриной И. Н., Чайкиной О. С., Чайкиной К. М. на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска общей площадью не менее 52,2 кв.м., взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 52,2 кв.м, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Прекратить право долевой собственности Кондриной И. Н., Чайкиной О. С., Чайкиной К. М. по 1/3 доли в праве на <адрес> края общей площадью 52,2 кв.м., после предоставления им равнозначного жилого помещения.
Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ город Ачинск Красноярского края на жилое помещение площадью 52,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> после предоставления Кондриной И. Н., Чайкиной О. С., Чайкиной К. М. равнозначного жилого помещения.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение площадью 52,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровым номером № за муниципальным образованием городской округ города Ачинска Красноярского края после предоставления Кондриной И. Н., Чайкиной О. С., Чайкиной К. М. равнозначного жилого помещения.
Выселить Кондрину И. Н., Чайкину О. С., Чайкину К. М. из жилого помещения площадью 52,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> после предоставления им равнозначного жилого помещения.
Обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить Гринькиной Л. В. на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска общей площадью не менее 55,2 кв.м., взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 55,2 кв.м, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Прекратить право собственности Гринькиной Л. В. на <адрес> края общей площадью 55,2 кв.м., после предоставления ей равнозначного жилого помещения.
Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ город Ачинск Красноярского края на жилое помещение площадью 55,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> после предоставления Гринькиной Л. В. равнозначного жилого помещения.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение площадью 55,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровым номером № за муниципальным образованием городской округ города Ачинска Красноярского края после предоставления Гринькиной Л. В. равнозначного жилого помещения.
Выселить Гринькину Л. В. и Гринькина А. В. из жилого помещения площадью 55,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> после предоставления Гринькиной Л. В. равнозначного жилого помещения.
Обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить Тундешеву В. В. на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение на территории г. Ачинска общей площадью не менее 52,2 кв.м., взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 52,2 кв.м, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Прекратить право собственности Тундешева В. В. на <адрес> общей площадью 52,2 кв.м., после предоставления ему равнозначного жилого помещения.
Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ город Ачинск Красноярского края на жилое помещение площадью 52,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> после предоставления Тундешеву В. В. равнозначного жилого помещения.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение площадью 52,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером № за муниципальным образованием городской округ города Ачинска Красноярского края после предоставления Тундешеву В. В. равнозначного жилого помещения.
Выселить Тундешева В. В. из жилого помещения площадью 52,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> после предоставления равнозначного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Ачинска об определении выкупной цены жилых помещений - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Председательствующий судья Заботина О.Л.
Мотивированное решение изготовлено 08.11.2021 года.