63RS0039-01-2021-007396-54
Дело №12-4/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
10 января 2022 г. <адрес>
Судья <адрес> районного суда <адрес> Грицык А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Транснефть-Дружба» на постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности АО «Транснефеть-Дружба» по ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - АО «Транснефть-Дружба» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Транснефть-Дружба» обратилось с жалобой, мотивируя тем, что обществом разработан и утвержден «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта НВОС 36-0163-00034-П не соответствует требованиям законодательства: отсутствует пояснительная записка к плану мероприятий, результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий (п.3. акта); методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не включены в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.13-18 акта). Росприроднадзором не оценены обстоятельства и представленные доказательства, а именно, что план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий ЛПДС «Воскресенка» разработан и согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу приказ Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий». АО «Транснефть-Дружба» обращалось в Министерство о корректировке и повторного согласования мероприятий при НМУ, получена информация об отсутствии необходимости по согласованию. С целью исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ обществом повторно письмом от ДД.ММ.ГГГГ направлены на согласование в Министерство мероприятия по НМУ по объекту НВОС № ЛПДС «Воскресенка», разработанные в соответствии с требованиями.
Также в соответствии с п. 4 акта проверки обществу вменяется нарукшение в части отбора проб источников выбросов загрязняющих веществ от источника ИЗА № Труба вентиляции магистральной насосной. Согласно представленной справке осуществление производственного экологического контроля на источнике № Труба вентиляции магистральной насосной предусмотрено расчетным методом контроля за соблюдение нормативов выбросов, в связи с чем оборудование точки отбора проб по указанному источнику не предусмотрено. Однако в соответствии с п. 9.1.2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия. Согласно результатов расчета рассеивания по источнику выбросов загрязняющих веществ в атмосферу № «труба вентиляции магистральной насосной» выброс не превышает 0,1ПДК загрязняющих веществ на границе территории объекта (стр. 55-57 Расчета нормативов предельно-допустимых выбросов ЛПДС «Воскресенка» от ДД.ММ.ГГГГ, Таблица необходимости контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источнике выбросов № «Труба вентиляции магистральной насосной» по ЛПДС «Воскресенка». Учитывая проведение контроля расчетным методом, требование надзорного органа о необходимости пробоотборника в соответствии с требованиями ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ необоснованно. На основании этого, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представители АО «Транснефть-Дружба» по доверенности Воронкова Л. А. и Бойко О. Ю. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Приказ №).
Приказом № определено, что разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На территории <адрес> действует постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории <адрес>», согласно п. 9 которого (в редакции в ред. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - Постановление №), мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и утверждаются руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом и согласовываются с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р проведена проверка исполнения законодательства в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности АО «Транснефть-Дружба», по результатам которой составлен акт о том, что общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением природоохранного законодательства.
По результатам плановой проверки выявлены нарушения, в том числе на ЛПДС «Воскресенка». ЛПДС «Воскресенка» предназначено для обеспечения технологического процесса перекачки нефти, обслуживание закрепленных участков линейной части по трассе магистральных нефтепроводов, обеспечения охраны охранной зоны нефтепровода и устранения аварийных ситуаций.
В соответствии с актом проверки (п.1 акта проверки) план мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях для объекта НВОС 36-0163-00034-П, утвержден Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Приказ Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период работы неблагоприятных метеорологических условий», в которых установлены новые требования. Таким образом, Росприроднадзором при проведении проверки установлено, что план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан для НВОС №П, не соответствует требованиям законодательства.
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, в соответствии с Постановлением № обществом разработан и утвержден «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, который ДД.ММ.ГГГГ был согласован Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.
Согласно представленным материалам, в связи с вступлением в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Приказа №, АО «Транснефть-Дружба» ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства Минприроды направлен запрос о необходимости корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. В ответ на заявление письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> указало на отсутствие оснований для согласования нового Плана.
Судом установлено, что с учетом корректировки данных инвентаризации выбросов в атмосферный воздух обществом ДД.ММ.ГГГГ откорректированные мероприятия направлены в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ.
В пункте 21 Приказа № перечислены случаи, при которых хозяйствующим субъектом должна осуществляется корректировка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, включая наличие изменений технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%.
В отсутствие таких случаев, план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не подлежит корректировке.
Таким образом, в отсутствие оснований для корректировки, указанных в п.21 Приказа №, в настоящее время действующим планом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий является «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для КРУ АО «Транснефть-Дружба», согласованный министерством ДД.ММ.ГГГГ.
Материалы проверки не содержат сведений об изменении технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%, что является основанием для корректировки мероприятий.
Таким образом, при указанных обстоятельствах в действиях общества отсутствует нарушение ч. 3 ст. 19 Закона № и раздела II Приказа №.
Согласно обжалуемого постановления, обществу вменяется нарушение в части отбора проб источников выбросов загрязняющих веществ от источника ИЗА № Труба вентиляции магистральной насосной. Согласно представленной справке осуществление производственного экологического контроля на источнике № Труба вентиляции магистральной насосной предусмотрено расчетным методом контроля за соблюдение нормативов выбросов, в связи с чем оборудование точки отбора проб по указанному источнику не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране атмосферного воздуха" В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно п. 16 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 352 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" Определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.
В соответствии с п. 9.1.2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
Судом установлено, что для определения показателей выбросов по источнику № «труба вентиляции магистральной насосной» используетсмя расчетный метод контроля.
Согласно результатов расчета рассеивания по источнику выбросов загрязняющих веществ в атмосферу № «труба вентиляции магистральной насосной» выброс не превышает 0,1ПДК загрязняющих веществ на границе территории объекта (стр. 55-57 Расчета нормативов предельно-допустимых выбросов ЛПДС «Воскресенка» от ДД.ММ.ГГГГ, Таблица необходимости контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источнике выбросов № «Труба вентиляции магистральной насосной» по ЛПДС «Воскресенка».
Таким образом, учитывая проведение контроля расчетным методом, требование органа о необходимости пробоотборника в соответствии с требованиями ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ необоснованно.
Оценивая установленные по делу обстоятельства дела, суд считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, в действиях Общества отсутствует, следовательно, оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности не имеется.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания АО «Транснефть-Дружба» по ст. 8.1 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7, п. п. 2 п. 1 ст. 24.5 названного Кодекса.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу АО «Транснефть-Дружба» - удовлетворить.
Постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ о о привлечении АО «Транснефть-Дружба» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании п. п. п. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течении 10 суток с момента получения или вручения копии решения.
Судья подпись Грицык А.А.
Копия верна.
Судья