Дело № 2а-3464/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 22 сентября 2015 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе:
судьи Бурлакова И.И.,
при секретаре Кувакиной И.А.,
с участием в деле:
административного истца Макеева И. В.,
представителя административного истца Исламовой Т. А., полномочия которой определены в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
административного ответчика Администрации городского округа Саранск,
представителя административного ответчика Стансковой Е. В., действующей на основании доверенности от 03 сентября года № 90-д,
заинтересованного лица Макеевой Л. Н.,
заинтересованного лица Макеева П. В.,
заинтересованного лица Макеевой И. Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Макеева И. В. о признании незаконным отказ Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, выразившегося в письме от 21 июля 2015 года № Пр-6278, возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск внести изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 года», в части внесения в последнюю объекта недвижимости в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,
установил:
Макеев И.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказ от 21 июля 2015 года № Пр-6278, возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск внести изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 года», в части внесения в последнюю объекта недвижимости в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований указал, что ему на основании свидетельства о государственной регистрации права принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доли земельного участка общей площадью 1600 кв.м. по адресу: <адрес>. На указанном участке расположен жилой дом общей площадью 108,7 кв.м., принадлежащий ему на праве собственности.
Актом обследования технического состояния территория земельных участков и строений <адрес>, от 12.12.2012 года установлено, что <адрес> расположен перпендикулярно к южной стороне склона естественного оврага руч. Леплейки. На расстоянии 1,5 м. от кирпичного пристроя дома наблюдается просадка грунта глубиной 60-70 см, в длину около 5 м вдоль южного склона. На южной торцевой стене кирпичного пристроя наблюдается трещина вертикального расположения шириной 0,5 - 1 см. В квартире № в спальной комнате наблюдается переход отметок уровня пола до 5 см и на уровне потолочного перекрытия наблюдается трещина шириной до 5 см, расположенная вдоль южной торцевой стены с внутренней стороны комнаты. В другой спальне кв. № также наблюдаются трещины на торцевой южной стороне кирпичного пристроя и внутренних перегородок. Указанные разрушения конструкций жилого дома происходят в связи с оползневыми процессами, распространёнными по левому склону руч. Леплейка левого притока р. Инсар, на южной окраине посёлка.
Он неоднократно обращался по поводу такой сложившейся аварийной ситуации своего дома, однако на сегодняшний день получен отказ в решении указанного вопроса со стороны всех инстанций. Указывает, что проживать далее в этом доме опасно для жизни.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 29 апреля 2014 года, вступившим в законную силу 09 июня 2014 года, на межведомственную комиссию по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда городского округа Саранск непригодными для проживания возложена обязанность рассмотреть вопрос о техническом состоянии жилого дома, находящегося у него в собственности, расположенного по адресу: <адрес> и принять решение в соответствии с п. 47 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.
В соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 10 от 09 июля 2014 года межведомственная комиссия, руководствуясь п. 36 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 приняла решение о признании жилых помещений по адресу: <адрес> непригодными для проживания, а жилого дома аварийным подлежащим сносу. Письмом № Пр-5717 от 09.07.2015 года им сообщено, что решился вопрос о внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Саранск от 27.11.2013 года № 3173, которым утверждены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья.
Письмом № Пр-6347 от 22.07.2015 года, им сообщено, что не возможно внести изменения в вышеназванное Постановление Администрации городского округа Саранск от 27.11.2013 года № 3173 со ссылкой на акты прокурорского реагирования.
Полагает, что сложившаяся ситуация не только нарушает его права, права и законные интересы членов его семьи, но и угрожает их жизням. Проживать в таком жилом помещении просто не возможно, дом в прямом смысле этого слова «ползёт» вниз по склону.
На основании изложенного просил признать отказ Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, выразившегося в письме от 21 июля 2015 года № Пр-6278 незаконным, обязать Администрацию городского округа Саранск внести изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 года», в части внесения его и членов его семьи в указанную программу по переселению.
19.08.2015 от истца Макеева И.В. поступило заявление об уточнении исковых требований согласно которым, он просил признать отказ Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, выразившегося в письме от 21 июля 2015 года № Пр-6278 незаконным, обязать Администрацию городского округа Саранск внести изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 года», в части внесения в последнюю объекта недвижимости в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец Макеев И.В., представитель административного истца Исламова Т.А. административные исковые требования поддержали с учетом уточнения, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. административные исковые требования не признала, просила в иске отказать. Суду пояснила, что муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 года» принята в соответствии с Федеральным законом от 21.07.207 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Условием участия субъектов в данной программе является утверждение Республиканской адресной программы «Переселения граждан из ветхого и аварийного жилья» и утверждение муниципальных адресных программ. В Республике Мордовия существует Республиканская адресная программа, которая утверждена Правительством Республики Мордовия от 24.12.2012 года № 472. Изначально она была рассчитана на 2013-2015 год, в июле 2015 года вносились изменения, а именно 22 июня 2015 года в связи с тем что данный Федеральный закон продлил данную программу до 2017 года. В связи с этим приводится соответствие республиканской и муниципальной программы. Условиями включения является признание домов непригодных для проживания и подлежащие сносу по 2012 год, что предусмотрено статьёй 16 Федерального закона. Также данный дом не может быть включен в данную адресную программу поскольку признана аварийным только часть жилого дома, а не весь жилой дом. Поскольку объект является единым целым, то только весь объект может быть включен в программу. Данный жилой дом является индивидуальным жилым домом. В данном объекте на праве собственности гражданам принадлежат две части жилого дома, муниципальных жилых помещений в данном доме нет. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» направлен на ликвидацию многоквартирных жилых домов признанными ветхими и аварийными, где присутствует хотя бы одна муниципальная квартира. В данном случае данный жилой дом находится в собственности весь и Администрация городского округа Саранск не вправе включать данный жилой дом в муниципальную программу по переселению граждан с ветхого аварийного жилья. Администрация городского округа Саранска 07.09.2014 года уже подготовила внесение изменений в муниципальную адресную программу в связи с приведением соответствия адресной программы с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и о продлении ее действий до 2017 года, принято во внимание Представление Заместителя Прокурора Республики Мордовия о незаконным включении в данную программу частных жилых домов и домов по решению судов, которые признаны ненадлежащие благоустроенных жилых помещений, поэтому из республиканской исключены жилые помещения находящиеся в частной собственности у лиц
Исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования Макеева И.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Макееву П.В. принадлежит на праве собственности часть жилого дома общей площадью 56.7 кв.м. инв. № 89:401:002:000109870:0000:100001, лит А,А2,А4, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 135) и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 136).
Согласно акту технического состояния территория земельных участков и строений <адрес> от 12 декабря 2012 года установлено, что <адрес> расположен перпендикулярно к южной стороне склона естественного оврага руч. Леплейка. На расстоянии 1,5 м от кирпичного пристроя дома наблюдается просадка грунта глубиной 60-70 см, в длину около 5 м вдоль южного склона. На южной торцевой стене кирпичного пристроя наблюдается трещина вертикального расположения шириной 0,5 - 1 см. В квартире № в спальной комнате наблюдается переход отметок уровня пола до 5 см и на уровне потолочного перекрытия наблюдается трещина шириной до 5 см, расположенная вдоль южной торцевой стены с внутренней стороны комнаты. В другой спальне кв. № также наблюдаются трещины на торцевой южной стороне кирпичного пристроя и внутренних перегородок. На фундаменте из кирпича наблюдаются трещины размером 0,3-0,5 см. вертикального расположения в части деревянного дома, расположенного ближе к южному склону оврага (л.д. 34-35).
В соответствии с письмом Казённого учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» от 01.11.2013 № 06/1490 разработана проектно-сметная документация по укреплению склонов оврага по ул. Южная в р.п. Николаевка, на которую имеется положительное заключение ГАУ «Управление Государственной экспертизы республики Мордовия». Сметная стоимость строительных работ по укреплению склонов в ценах 1 квартала 2013 года составляет 26903 руб. 99 коп. в данную сумму не входят затраты по переселению и выкуп жилья у собственников. В настоящее время в связи с предельным уровнем дефицита бюджета городского округа Саранск на 2013 год, а также в связи с отсутствием дополнительных доходных источников, предусмотреть средства в бюджете городского округа Саранск на работы по укреплению склонов оврага в 2013 г. не представляется возможным.
Из письма Администрации городского округа Саранск от 13.04.2015 № Пр-2667 следует, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск осуществляется в рамках программных мероприятий, утвержденных постановлением Администрации го Саранск от 27.11.2013 № 3173. В настоящее время готовятся изменения в указанное постановление в части дополнения реестра аварийных жилых домов, которые были признаны таковыми после утверждения программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2017 годы. После принятия нормативно-правового акта рассмотрение вопроса о внеочередном переселении жилого дома <адрес> будет согласовано с надзорными органами для предотвращения возможных нарушений прав граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и включенных в указанную программу ранее (л.д. 14).
Согласно письму от 09.07.2015 № Пр-5717 Администрации городского округа Саранск следует, что в настоящее время планируется подготовить изменения в указанное постановление в части дополнения реестра аварийных жилых домов, которые были признаны таковыми после утверждения программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2017 годы. После принятия нормативно-правового акта рассмотрение вопроса о внеочередном переселении жилого дома <адрес> будет согласовано с надзорными органами для предотвращения возможных нарушений прав граждан, проживающих в домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу и включенных в указанную программу ранее (л.д. 13).
Письмом от 21.07.2015 № Пр-6278 сообщено, что Администрацией городского округа Саранск производится переселение многоквартирных домов, которые признаны аварийными до 01.01.2012 по Республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Мордовия» на 2013-2017 годы за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетов Республики Мордовия и городского коммунального хозяйства, бюджетов республики Мордовия и городского округа Саранск, а также выполняются мероприятия по Муниципальной адресной программе «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2017 годы». Администрацией городского округа Саранск действительно было запланировано внести изменения в вышеуказанное постановление в части дополнения реестра аварийных многоквартирных жилых домов, которые были признаны таковыми после утверждения программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2017 годы. Но в связи с актами прокурорского реагирования о недопустимости внесений в ранее принятые, действующие и утвержденные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению принципа очередности переселения граждан из аварийного жилья, у Администрации городского округа Саранск нет законных оснований для внеочередного расселения из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. в связи с наличием опасных для жизни и здоровья факторов Администрацией городского округа Саранск было предложено маневренное жилое помещение (л.д. 9-10).
Аналогичный ответ дан в письме Администрации городского округа Саранск от 22.07.2015 № Пр-6347 (л.д. 11-12).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством
Постановление Администрации городского округа Саранск от 27 ноября 2013 года № 3173 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2017 годы» ( л.д. 67-72). Целью программы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, и создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории городского округа Саранск. Источниками финансирования программы являются средства бюджета Российской Федерации, средства бюджета Республики Мордовия, средства бюджета городского округа Саранск.
Жилой дом истца не является многоквартирным.
Заключением Межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 10 от 09.07.2014 жилые помещения по адресу: <адрес> признаны непригодными для проживания, а жилой дом аварийным и подлежащим сносу (л.д. 46-48).
Как следует из материалов дела, 09 июля 2014 года признана аварийной только часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно техническому паспорту и свидетельству о государственной регистрации права от 25 мая 2011 года 13 ГА 511476 жилой дом является не многоквартирным, а индивидуальным жилым домом, в котором выделены части дома. В решении Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2014 года указано, что на земельном участке расположен дом общей площадью 108,7 кв.м., принадлежащий Макееву И.В. на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.06.2011, и на межведомственную комиссию возложена обязанность по признанию жилого дома непригодными для проживания, находящегося в собственности Макеева И.В., расположенного по адресу: <адрес>.
Суд приходит к выводу, что статус данного жилого помещения не позволяет быть включенным в адресную муниципальную программу.
Как следует из положений подпункта «и» пункта20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009года N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» если жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, не включено в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Суд приходит к выводу, что внесение изменений в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 года», в части внесения в последнюю объекта недвижимости в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> может повлечь нерациональное расходование бюджетных средств, а также нарушить права граждан на очередность переселения из аварийного жилья. При этом суд также учитывает, что вышеуказанный жилой дом не является многоквартирным, принадлежит на праве собственности исключительно гражданам. В указанном доме отсутствовала и отсутствует собственность муниципального образования.
Целью муниципальной адресной программы утвержденной постановлением Администрации городского округа Саранск от 27.11.2013 года № 3173, является переселение граждан из многоквартирных домов, к числу которых жилой дом истца не относиться.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах исковые требования Макеева И. В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, выразившегося в письме от 21.07.2015 года № Пр-6278, возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск внести изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 года», в части внесения в последнюю объекта недвижимости в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о том, что данный дом не может быть включен в муниципальную адресную программу на основании статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не может быть принят во внимание, в связи с тем, что данная муниципальная адресная программа предусмотрена не в рамках данного закона.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
решил:
заявление Макеева И. В. о признании незаконным отказ Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, выразившегося в письме от 21 июля 2015 года № Пр-6278, возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск внести изменения в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 года», в части внесения в последнюю объекта недвижимости в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков
Мотивированное решение суда изготовлено 28 сентября 2015 года.
Судья И.И.Бурлаков