Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2- 1131/2015
г. Тюмень 14 января 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Ческидовой О.А.,
с участием заявителя Кайдалиной Т.Е.,
представителя заявителя Сулейманова Р.М., действующего на основании доверенности б/н, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя заинтересованного лица Администрации города Тюмени Трофимовой Н.С., действующей на основании доверенности № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- /2014 по заявлению Кайдалиной Т.Е. о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Кайдалина Т.Е. обратилась в суд с заявлением о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании Администрации города Тюмени выдать Кайдалиной Т.Е. разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> Требования мотивирует тем, что является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1204 кв.м., кадастровый номер №, адрес объекта: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент земельных ресурсов и градостроительства Администрации города Тюмени с заявлением о выдаче разрешения на строительство на принадлежащем ей земельном участке, однако в выдаче разрешения ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что земельный участок расположен в территориальной зоне, предназначенной для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества СХ – 3.
Заявитель Кайдалина Т.Е., ее представитель Сулейманов Р.М. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации города Тюмени Трофимова Н.С. с заявлением Кайдалиной Т.Е. не согласилась, просила отказать в удовлетворении ее требований, поскольку земельный участок Кайдалиной Т.Е. расположен в территориальной зоне, предназначенной для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества СХ – 3. Размещение индивидуальных жилых домов в данной зоне градостроительным регламентов не предусмотрено.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Тюменской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Кайдалиной Т.Е. по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Кайдалина Т.Е. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1204 кв.м., кадастровый номер №, адрес объекта: <адрес> (л.д. 8).
С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ Кайдалина Т.Е. обратилась в Департамент земельных ресурсов и градостроительства Администрации города Тюмени с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией города Тюмени Кайдалиной Т.Е. было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпунктом «б» пункта 2.22 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № №, а именно в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Из градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № – гпзу следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне, предназначенной для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества СХ-3. Градостроительными регламентами, установленными для данной зоны, не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов (л.д. 9).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты признаны обязательными для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент определен как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частями 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, а действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации
установлено, что земли, в том числе и населенных пунктов, используются в
соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой
режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной
категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием
территорий, общие принципы и порядок проведения которого
устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных
федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из
предусмотренных зонированием территорий видов выбирается
самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в
соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
земельных отношений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе Правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3 и 9 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана поселения.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе совершать с ним любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами собственником осуществляется в той мере, в какой их оборот допускается законом.
Частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются им при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, расположен в территориальной зоне, предназначенной для ведения дачного хозяйства, садоводства СХ-3
Статьей 80 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № для территориальной зоны СХ-3 установлен градостроительный регламент, в соответствии с которым ни одним из видов разрешенного использования (основной, вспомогательный, условно разрешенный) на земельном участке данной территориальной зоны не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов.
Пунктом 2 ст. 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки, которые, в свою очередь, призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные с устойчивым развитием территориальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия.
Доводы представителя заявителя Сулейманова Р.М. о том, что Кайдалина Т.Е. просила разрешение на строительство дачного дома, суд находит надуманными, поскольку из ответа Администрации города Тюмени следует, что Кайдалина Т.Е. обратилась с заявлением о выдаче решения на строительство индивидуального жилого дома (л.д. 9). Доказательств иного, в нарушении статьи 56 ГПК РФ, заявителем не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Кайдалиной Т.Е. о признании незаконным отказа Администрации города Тюмени в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, об обязании Администрацию города Тюмени выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 55, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Кайдалиной Т.Е. о признании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2015 года.
Судья Е.А. Гарипова