№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 31 января 2018 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Решетниковой Е.А.,
с участием представителя процессуального истца Глуховой К.В.,
представителя ответчика Садовской Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах Ветошкиной ВИ к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, действуя в интересах Ветошкиной В.И., обратился в суд с иском к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, мотивируя свои требования следующим.
<адрес> проведена проверка исполнения Министерством социальной политики <адрес> законодательства об обеспечении жильем вдов ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов при реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великовой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Проверкой установлено, что при реализации Указа Президента РФ нарушены права вдовы участника Великой Отечественной войны Ветошкиной В.И.
Ветошкина В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника ВОВ Ветошкина Гавриила Агафоновича, 1927 года рождения, что подтверждается удостоверением вдовы серии В-11 №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, справкой №, выданной Управлением социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о браке ВЭ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ветеран ВОВ Ветошкин Г.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Шалоболинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ветошкина В.И.. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Пунктом 1 приказа Министерства социальной политики <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ Ветошкиной В.И. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п. 1 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания соответствующей комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, Министерству было предложено принять вышеуказанное решение со ссылкой на следующие обстоятельства: вдова с 1978 года проживает совместно с дочерью и зятем (указано ошибочно, фактически проживает с сыном и невесткой) в частично благоустроенном жилом помещении по адресу: <адрес>1. Данное жилое помещение имеет общую площадь 81,2 кв.м., на праве собственности принадлежит зятю (указано ошибочно, фактически принадлежит сыну) на основании договора передачи жилья в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Ветошкина В.И. проживает в указанном жилом помещении в качестве члена семьи собственника, ее право пользования жилым помещением не ограничено.
Перечисленные основания отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты нельзя считать законными, поскольку Ветошкина В.И. не находится на содержании своих родственников, проживает в их жилом помещении, поскольку своего жилья не имеет, общего хозяйства они не ведут.
Кроме этого, доказательств того, что Ветошкина В.И. имеет право пользования жилым помещением, в котором проживает, и это право не может быть ограничено собственником жилья, отсутствуют, то есть оснований полагать, что истица обеспечена жилым помещением, не имеется, следовательно, она нуждается в нем.
Ветошкина В.И. вправе получить меру социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдова участника ВОВ, так как квартира, в которой она проживает, ей не принадлежит, а членом семьи собственника она не является.
Просит признать приказ Министерства социальной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении Ветошкиной В.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильем, незаконным, обязать Министерство социальной политики <адрес> предоставить истице единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании представитель процессуального истца старший помощник прокурора <адрес> Глухова К.В. требования поддержала по основаниям, изложенным выше.
Материальный истец Ветошкина В.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Министерства социальной политики <адрес> Садовская Е.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Суду в обоснование возражений указала, что из представленных документов следует, что истица Ветошкина В.И. не является нуждающейся в жилом помещении, факт нуждаемости стороной истца не доказан. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» п.п.1 ст.2 закона предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» п.1 постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
В силу п.6 ст.1 указанного Закона его действие распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается удостоверением серии В-11 №, выданным Министерством социальной политики <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, сведениями, содержащимися справке Отдела Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельством о смерти Ветошкина Г.А., свидетельством о регистрации брака между Ветошкиным Г.А. и Заика В.И., которой после вступления в брак присвоена фамилия Ветошкина, истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и соответственно имеет право на предоставление льгот, установленных ст.15 Федерального закона «О ветеранах».
Как следует из положений п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ветошкина В.И. обратилась в Министерство социальной политики <адрес> с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Министерства социальной политики <адрес>, комиссией было принято решение предложить министерству отказать в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем Ветошкиной В.И. в связи с отсутствием у нее такого права.
Приказом №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальной политики <адрес> отказало Ветошкиной В.И., как члену семьи умершего участника ВОВ, в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
С учетом анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу о правомерности принятого Министерством социальной политики <адрес> решения в силу следующего.
Согласно материалам дела, Ветошкина В.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: <адрес>1, в четырехкомнатной квартире, общей площадью 81,20 кв.м., жилой 46,80 кв.м..
Согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права, жилое помещение – четырехкомнатная квартира, по адресу: <адрес>1, принадлежит на праве собственности Ветошкину В.Г. (сыну истицы) на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, площадь общая квартиры составляет 81,2 кв.м..
Как следует из выписки из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу состоят на регистрационном учете и проживают: собственник квартиры Ветошкин В.Г., его супруга Ветошкина В.Н. и его мать Ветошкина В.И. – истица.
Постановлением Курагинского поселкового Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-Р, установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Установленная Постановлением администрации Шалоболинского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №-п учетная норма также составляет 12 кв.м..
Поскольку на каждого члена семьи, проживающих в <адрес> приходится по 27,07 кв.м. = (81,2 / 3), что превышает установленную учетную норму, суд приходит к выводу об отсутствии нуждаемости Ветошкиной В.И. в предоставлении жилого помещения в понимании положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иных оснований для признания истицы нуждающейся в предоставлении жилых помещений предусмотренных статьей 51 ЖК РФ, стороной истца не заявлено, материалы дела не содержат.
Доводы прокурора в исковом заявлении о том, что истица не является членом семьи собственника жилого помещения, поскольку совместное проживание обусловлено отсутствием собственного жилого помещения, и совместное хозяйство с ним не ведет, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Истица Ветошкина В.И. с 1978 года состоит на регистрационном учете и проживает в квартире, принадлежащей ее сыну, совместно с сыном Ветошкиным В.Г. и его супругой Ветошкиной В.Н.. Истица является членом семьи собственника и в силу приведенных выше норм права имеет право пользования жилым помещением наравне с собственником. Тот факт, что истица и ее сын с супругой не ведут общее хозяйство, не свидетельствует о том, что Ветошкина В.И. не является членом семьи собственника квартиры, в котором они проживают, и она ограничена в пользовании квартирой. При этом истица несет бремя содержания жилого помещения, о чем свидетельствуют протоколы назначения субсидий отдельным категориям граждан за 2017 год.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на момент принятия решения Министерством социальной политики <адрес>, истица не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку являлась членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена площадью жилого помещения более учетной нормы, в силу чего ответчиком правомерно ей было отказано в предоставлении меры социальной поддержки.
Таким образом, суд отказывает <адрес> в удовлетворении его требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
<адрес>, действующего в интересах Ветошкиной ВИ в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий подпись Н.В.Шабалина
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий Н.В.Шабалина