Дело № 5-654/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 июня 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,
при секретаре Казарян С.Г.,
с участием защитника Величко Т.С., представителей административно-юрисдикционного органа Клачковой Е.А., Кузьмина В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, возбужденное по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении министра экономического развития и внешних связей Амурской области Старковой Людмилы Сергеевны, *** года рождения, уроженки ***, проживающей по адресу: ***,
УСТАНОВИЛ:
определением мирового судьи Амурской области по БГСУ №10 от 25.04.2019 г. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении министра экономического развития и внешних связей Амурской области Старковой Л.С. с приложенными материалами направлен для рассмотрения в Благовещенский городской суд.
В судебном заседании защитник Величко Т.С. указала об отсутствии вины привлекаемого лица в совершении вменяемого административного правонарушения. Суду пояснила, что в адрес КФХ СО, ИП АА, ИП АВ, ООО «Город –ТВ» по обстоятельствам ранее предоставленных субсидий в нарушении Порядка предоставления субсидии были направлен требования о возврате субсидии. В настоящее время КФХ СО, ИП АА, ООО «Город –ТВ» осуществили возврат субсидии в полном объеме, с ИП АВ заключено соглашение о реструктуризации задолженности путем предоставления рассрочки, 03.06.2019 г. ИП АВ произведена первая оплата в счет погашения долга. Также, проведена служебная проверка, в отношении лиц, допустивших нарушение требований Порядка предоставления субсидии, применены меры дисциплинарного взыскания. С учетом указанного, как полагает защитник, в случае признания привлекаемого лица виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, возможно применение ст.2.9 КоАП РФ.
Представители административно-юрисдикционного органа Клачкова Е.А., Кузьмин В.М. в судебном заседании просили учесть требования действующего законодательства, в соответствии с которым рассмотреть дело, привлечь Старкову Л.С. к административной ответственности.
В судебное заседание привлекаемое лицо Старкова Л.С., защитник Кузьменко Н.С. извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении не представили.
Учитывая положения ст. 25.1 КоАП РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Как следует из Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 22.06.2016 года, государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Названными федеральными законами (пункт 2 статьи 2 и статья 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", часть 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") предусмотрено, что государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на: федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба), под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации), под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны определять, из числа прочего: цели, условия и порядок предоставления субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3).
При предоставлении субсидий, указанных в данной статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5).
Постановлением Правительства Амурской области от 08.06.2018 № 259 утвержден Порядок предоставления субсидий в целях приобретения оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства в Амурской области. Постановлением Правительства Амурской области от 28.11.2018 № 555 в Порядок внесены изменения.
Приказом Министерства от 10.09.2018 № 527-пр утверждено Положение о конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора субъектов МСП для предоставления субсидий субъектам МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (в части возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства, и состав комиссии.
В соответствии с абз. 2 пп. 2 п. 6 Порядка условием предоставления субсидии является отсутствие неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на дату подачи заявки.
Согласно материалам дела, на основании плана работы контрольно-счётной палаты Амурской области на 2019 год, утвержденного решением коллегии контрольно-счетной палаты от 26.12.2018 года, поручения от 14.01.2019 года № 04, выданного председателем контрольно-счетной палаты Амурской области проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2018 году на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в части возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства.
Целью указанного контрольного мероприятия послужило правомерное, целевое и эффективное использование средств областного бюджета, выделенных в 2018 году на реализацию основного мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров» подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области».
Предметом контрольного мероприятия послужил процесс использования средств областного бюджета, выделенных в 2018 году на реализацию основного мероприятия «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров» подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области».
Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 05.10.2018 № 236.
Задачами Министерства в сфере развития малого и среднего предпринимательства являются: разработка и реализация системы мер и механизмов по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на территории Амурской области.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.4 Положения Министерство возглавляет министр (далее - министр), замещающий государственную должность Амурской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Амурской области. В период отсутствия министра его обязанности исполняет первый заместитель министра (заместитель министра, иное должностное лицо министерства) на основании распоряжения губернатора Амурской области.
В течение 2018 года Министерство возглавляли: с 22.03.2016 по 20.06.2018 министр Балова С.И. (распоряжение губернатора Амурской области от 22.03.2016 № 118-лс); с 21.06.2018 по настоящее время министр Старкова Л.С. (распоряжения от 21.06.2018 № 346-лс, от 05.10.2018 № 569-лс).
Как было установлено по результатам контрольного мероприятия, Старкова Л.С., являясь министром экономического развития и внешних связей Амурской области, нарушила условия предоставления субсидии, а именно, заключила от имени Министерства соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (в части возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства: соглашение от 28.12.2018 г. №28 с ИП АА - 20,9 тыс. рублей; соглашение от 28.12.2018 г. №33 с ИП КФХ СО - 186,5 тыс. рублей; соглашение от 28.12.2018 г. №48 с ИП АВ 177,2 тыс. рублей; соглашение от 28.12.2018 г. №50 с ООО «Город - ТВ» 50,0 тыс. рублей в нарушение абз. 2 пп. 2 п. 6 Порядка при наличии неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, что подтверждается информацией, представленной УФНС России по Амурской области от 26.12.2018 № 12-20/023762, от 26.12.2018 № 12-20/023 755@.
При указанных обстоятельствах должностным лицом Старковой Л.С. допущены нарушения условий предоставления субсидии, определенных в ст. 78 БК РФ и абз. 2 пп. 2 п. 6 Порядка предоставления субсидий в целях приобретения оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства в Амурской области
В период контрольного мероприятия (12.02.2019) Министерством вышеназванным субъектам МСП направлены требования о возврате в течение месяца со дня получения требований субсидии (№ 1230-12 ООО «Город-ТВ», № 1231-12 ИП АВ; № 1232-12 ИП АА; № 1234-12 ИП КФХ СО).
Три субъекта МСП - ООО «Город - ТВ», ИП АА, ИП КФХ СО осуществили возврат средств субсидий на лицевой счет Министерства в размере 257,4 тыс. рублей (платежные поручения от 22.02.2019 № 29, от 06.03.2019 №77, от 26.03.2019 № 3556).
Согласно материалам дела в настоящее время между Министерством и ИП АВ заключено соглашение о реструктуризации задолженности путем предоставления рассрочки, 03.06.2019 г. ИП АВ произведена первая оплата в счет погашения долга.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Старковой Л.С. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; копией информации УФНС России по Амурской области о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов у налогоплательщиков от 26.12.2018 № 12-20/023762, от 26.12.2018 № 12-20/023755@; копиями соглашений о предоставлении из областного бюджета субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в части возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательств от 28.12.2018 №№ 29, 33, 48, 50; копиями платежных поручений о перечислении субсидий субъектам МСП от 29.12.2018 №№ 862, 877, 878, 897 и другими материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, с учетом требований ст. 2.4 КоАП РФ, Старковой Л.С., руководителем министерства экономического развития и внешних связей Амурской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, и имеющей возможность для соблюдения положений ст.78 БК РФ и абз. 2 пп. 2 п. 6 Порядка предоставления субсидий в целях приобретения оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства в Амурской области, допущено нарушение условий предоставления субсидий субъектам МСП.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях Старковой Л.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
При этом сами по себе обстоятельства осуществление в дальнейшем возврата средств субсидии субъектами МСП в связи с потупившими требованиями Министерства о возврате, а также применение мер дисциплинарного взыскания в отношении должностных лиц по итогам служебной проверки, не освобождают привлекаемое лицо от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Ссылка защитника на малозначительность совершенного административного правонарушения несостоятельна по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения главным распорядителем бюджетных средств условий ее предоставления.
Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.
Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств.
Устанавливая административную ответственность за нарушение лицом условий предоставления субсидии без установления квалифицирующих признаков, законодатель констатировал значимость регулируемых общественных отношений.
Учитывая вышеизложенное, нахожу, что действия Старковой Л.С. признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1).
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Старковой Л.С., по делу не установлено.
При назначении административного наказания Старковой Л.С. судья учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, и в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает возможным назначить Старковой Л.С. наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в размере 10000 рублей, которое, по мнению судьи, является справедливым и соразмерным содеянному.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать министра экономического развития и внешних связей Амурской области Старковой Людмилы Сергеевны виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Штраф оплатить не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель УФК по Амурской области (Контрольно –счетная палата Амурской области л/сч ***), ИНН 2801063278, КПП 280101001, ОКТМО 10701000, номер счета ***, Банк получателя Отделение Благовещенск г. Благовещенск, БИК 041012001, КБК 002116180 2002 0000 140- денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации).
Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Благовещенского
городского суда Н.З.Кургунова