УИД 63RS0031-01-2022-007323-34
номер производства 2а-293/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тольятти, Самарская область, 13 марта 2023 года
ул.Белорусская, 16
Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,
при секретаре Анашкиной Л.А.,
с участием административного ответчика Иванова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-293/2023 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Некоммерческому партнерству «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти», Мурзину Валерию Вячеславовичу, Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Поволжский центр делового и технического образования им. В.П.Мурзина», Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Автопилот», Иванову Владимиру Ивановичу о ликвидации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области обратилось в суд с административным иском к Некоммерческому партнерству «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти» о ликвидации и об исключении из ЕГРЮЛ, из которого следует, что 10.12.2013 в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1136300003465 внесена запись о создании Некоммерческого партнерства «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г.Тольятти», между тем, в нарушение ст. 32 ФЗ РФ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ-ФЗ «О некоммерческих организациях» административный ответчик не предоставлял в уполномоченный орган сведения о деятельности организации с 2020 года.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Поволжский центр делового и технического образования им. В.П.Мурзина», ее генеральный директор Мурзин Валерий Вячеславович, Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Автопилот», его директор Иванов Владимир Иванович, в качестве заинтересованного лица Помогаева Инга Игоревна, согласно выписки из ЕГРЮЛ имеющая право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика - Некоммерческого партнерства «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти», в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно по месту регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, однако судебное извещение не было получено адресатом и возвращено «по истечении срока хранения».
В соответствии со ст. 98 КАС РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом, или средствами соответствующей информационной системы, или на документе, подлежащем возврату в суд.
Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» определено, что по смыслу п.1 ст.165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Частью 2 ст.100 КАС РФ установлено, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Таким образом, применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 и ч. 2 ст. 100 КАС РФ Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Доказательств, что административный ответчик не получил почтовое извещение по уважительной причине, а также доказательств, что на момент рассмотрения дела административный ответчик имел иной адрес, суду не представлено.
Таким образом судом надлежащим образом исполнена обязанность по извещению НП «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти» о наличии спора в суде и о дате судебного заседания, административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда «Судебное».
Административный ответчик Мурзин В.В., действующий в том числе в качестве законного представителя административного ответчика Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Поволжский центр делового и технического образования им. В.П.Мурзина», в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Иванов В.И., действующий в том числе в качестве законного представителя административного ответчика Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Автопилот», в судебном заседании пояснил, что информация о продолжении НП «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти» своей деятельности отсутствует, против ликвидации данного некоммерческого партнерства возражений не имеет, просит административное исковое заявление удовлетворить.
Заинтересованное лицо Помогаева И.И. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Принимая во внимание требования части 4 ст.263 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав административного ответчика, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В силу части 1 ст. 262 КАС РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 №451-ФЗ) административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Исходя из положений ч. 1 и ч. 1.1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.
Согласно подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предусмотрено, что контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Осуществление Минюстом России контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, закреплено в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 13.01.2023 N 10.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 N 705 (далее Положение от 11.07.2012 № 705), пунктом 2, подпунктом «а» пункта 6 которого определены задачи государственного надзора, которыми являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций; предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения от 11.07.2012 № 705).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения от 11.07.2012 № 705, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения).
На основании п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение, заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3.1 ст. 32 вышеуказанного закона установлено, что некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России): отчеты о ее деятельности, о персональном составе ее руководящих органов и работниках, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном в пункте 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, аналогичные требования были установлены и ранее действовавшими приказами Минюста России.
В соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий;
5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях», согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 10 декабря 2013 в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1136300003465 внесена запись о создании Некоммерческого партнерства «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти».
Из искового заявления следует и не опровергается административным ответчиком, что за 2020-2021 годы информация о продолжении деятельности Некоммерческого партнерства «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти» не предоставлялась.
В отношении административного ответчика 31.08.2021, в порядке ст.32 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в связи с непредставлением в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области отчетности, предусмотренной действующим законодательством, было вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства. Данное предупреждение направлено в адрес Некоммерческого партнерства «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г.Тольятти», однако было возвращено отправителю в связи с уклонением адресата от получения.
Следует отметить, что все вышеуказанные документы были направлены по месту нахождения административного ответчика, указанному в ЕГРЮЛ, следовательно, в силу положений ст.ст. 54, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации риск неполучения документации несет сама организация.
Согласно информации, предоставленной Управлением Министерства Юстиции по Самарской области, по состоянию на 01.09.2022 предусмотренная действующим законодательством отчетность за 2020 и 2021 годы предоставлена не была.
В материалы дела доказательства устранения выявленных нарушений административным ответчиком не предоставлены, более того, законный представитель учредителя Некоммерческого партнерства – директор Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Автопилот» Иванов В.И. факт не предоставления в Минюст России по Самарской области Некоммерческим партнерством отчетности за 2020 и 2021 годы фактически подтвердил и против ликвидации организации не возражал.
Таким образом, Некоммерческое партнерство «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти» не исполнило предусмотренную законом обязанность, что согласно п. 10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что Некоммерческим партнерство «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти» в уполномоченный орган не представлена информация о продолжении деятельности за 2020-2021 годы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 262 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление – удовлетворить.
Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Некоммерческое партнерство «Ассоциация автомобильных школ и профессионального транспортного сообщества г. Тольятти», запись о создании которой внесена в ЕГРЮЛ 10 декабря 2013 года за основным государственным регистрационным номером 1136300003465.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 27.03.2023
Председательствующий Ю.С.Ахтемирова