Дело № 12-157/2018
Р Е Ш Е Н И Е
03 декабря 2018 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Федотова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального района «Корткеросский» на постановление заместителя начальника ОСП по Корткеросскому району УФССП по Республике Коми Коюшева И.В. от <дата> ХХХ о привлечении юридического лица - администрации муниципального района «Корткеросский» к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника ОСП по Корткеросскому району Коюшева И.В. от <дата> ХХХ администрация МР «Корткеросский» привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказание в виде административного штрафа в размере <...>
Администрация МР «Корткеросский», в лице ее представителя Мальцева В.А., не согласившись с данным постановлением, обратилась в суд с жалобой на него, указав, что
постановление принято без учета степени вины должника, не исследованы причины, по которым исполнительный документ не мог быть исполнен в установленный срок, имущественное положение должника, а также иные обстоятельства, которые сделали невозможным исполнить решение суда в установленный срок. Определением Корткеросского районного суда от <дата> была осуществлена замена должника в исполнительном производстве, возбужденном по решению Корткеросского районного суда ХХХ, об обязании администрации сельского поселения «Намск» до <дата> провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования, на Администрацию МР «Корткеросский». В целях исполнения судебного решения Администрация неоднократно обращалась в Совет района о выделении дополнительных средств, в чем ей было отказано в <дата> и <дата> ввиду отсутствия средств в бюджете района. На <дата> в бюджете района заложены средства в размере <...>. на техническую инвентаризацию и паспортизацию объектов недвижимого имущества в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным имуществом муниципального района «Корткеросский» муниципальной программы «Развитие системы муниципального управления». За счет выделенных средств в <дата> администрацией были заключены <...> муниципальных контракта на проведение технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог, расположенных на территории <адрес>, <адрес> и <адрес>, срок выполнения работ по контрактам – до <дата>. Кроме того полагает, что, поскольку администрация является юридическим лицом и действует как муниципальное учреждение, финансируемое из местного бюджета, она подпадает под действие ч. 4 ст. 25.4 КоАП РФ, так как при составления проекта бюджета ею вносились соответствующие предложения о выделении бюджетных ассигнования на исполнение судебного решения.
В судебное заседание представитель администрации, заместитель начальника ОСП по Корткеросскому району Коюшев И.А. не явились, надлежаще извещены о дате и времени рассмотрения дела, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив письменные документы, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из оспариваемого постановления, <дата> в ОСП по Корткеросскому району в отношении администрации СП «Намск» возбуждено исполнительное производство ХХХ на основании исполнительного листа Корткеросского районного суда по делу ХХХ. Предмет исполнения: в срок до <дата> провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории данного сельского поселения.
Определением Корткеросского районного суда от <дата> произведена замена должника - администрации СП «Намск» на его правопреемника - администрацию МР «Корткеросский». Постановление судебного пристава-исполнителя от <дата> о замене должника получено администрацией района <дата>.
Определением суда от <дата> администрации МР «Корткеросский» предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до <дата>.
Доказательств исполнения решения суда в материалах исполнительного производства не имеется.
В связи с не исполнением требований исполнительного документа <дата> вынесено постановление о взыскании с администрации МР «Корткеросский» исполнительского сбора ХХХ в размере <...>.
<дата> должнику вручено данное постановление ХХХ, а также требование от <дата> ХХХ о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до <дата>, в данном требовании должник был предупрежден, что не исполнение им требований, содержащихся в исполнительном документе, влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы исполнительного производства, заместитель начальника ОСП по Корткеросскому району установил, что требования исполнительного документа администрацией не исполнены, в том числе в период с даты установления нового срока – с <дата> по <дата>; документы, подтверждающие принятие мер к исполнению решения суда, не представлены. В период с даты установления нового срока исполнения судебного акта должнику отсрочки и рассрочки не предоставлялись, исполнительное производство не приостановлено. Заведомо зная о необходимости исполнения требования в установленный срок и последствиях неисполнения, администрация не предприняла попыток его исполнения.
Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от <дата> ХХХ.
<дата> в отношении администрации МР «Корткеросский» вынесено постановление о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом – исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в виде штрафа, в размере <...>.
Ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон) предусмотрено, что Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных Федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно ст. 2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу стст. 6 и 113 Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех, в том числе граждан и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 105 Закона указано, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 113 Закона неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный служебным приставом - исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.
Ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Санкция ч. 1 указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Указанные в оспариваемом постановлении обстоятельства подтверждены представленными суду административным материалом, исполнительным производством от <дата> ХХХ, возбужденным на основании вступившего в силу решения суда, постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> о замене должника.
Администрации МР «Корткеросский» со времени замены должника в исполнительном производстве предоставлена отсрочка исполнения судебного решения на длительный срок - до <дата>.
<дата> с Администрации взыскан исполнительский сбор в связи с не исполнением требований исполнительного документа, тогда же установлен новый срок исполнения решения суда - до <дата>, об ответственности за неисполнение требований исполнительного документа должник предупрежден.
Вместе с тем, как следует из материалов исполнительного производства в период истечения срока отсрочки до установленного требованием срока решение суда должником исполнено не было, сведения о том в ОСП не представлены, как и доказательства, препятствующие исполнению судебного акта.
С учетом вышеизложенного, совершенное администрацией МР «Корткеросский» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают факт того, что должник по исполнительному производству не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу положений ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения администрацией административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает. Должником не представлено уважительных причин неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе доказательств невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в установленный для исполнения срок после взыскания с последней исполнительского сбора, а также данных, свидетельствующих о принятии всех надлежащих мер по исполнению судебного акта.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и каких-либо иных обстоятельств, исключающих вину в совершении правонарушения, судом не установлено.
Таким образом, выводы заместителя начальника ОСП по Корткеросскому району соответствуют материалам дела, являются обоснованными и мотивированными.
Доводы жалобы об отсутствии финансовых возможностей для своевременного исполнения решения суда, и иные причины, по которым не исполнены требования исполнительного документа, нельзя признать уважительными, они не свидетельствуют об отсутствии вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения, не исполнившего требования исполнительного листа, выданного судом, в длительный срок.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа. Учитывая изложенное, указанные в жалобе причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными.
У должника имелось достаточно времени для исполнения судебного решения.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В этой связи заслуживают внимания доводы жалобы, согласно которым при назначении юридическому лицу наказания в виде административного штрафа должностное лицо не учло имущественное и финансовое положение, а также иные указанные в ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ обстоятельства, поскольку они не нашли отражения в оспариваемом постановлении.
Однако, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие по делу обстоятельств, отягчающих административную ответственность, как впрочем и смягчающих, имущественное и финансовое положение администрации, что наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, суд считает, что основания для изменения размера назначенного наказания не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно, назначенное наказание является обоснованным и соразмерным целям административного наказания.
Основания для признания деяния малозначительным, а равно - обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Вопреки доводам жалобы, из представленных администрацией МР «Корткеросский» документов следует, что исчерпывающих мер, направленных на выделение денежных средств для исполнения решения суда, не принято, поэтому положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам по настоящему делу не применимы.
Сроки привлечения администрации к ответственности не нарушены, существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих отмену вынесенного постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба АМР «Корткеросский» удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Корткеросскому району УФССП по Республике Коми Коюшева И.В. ХХХ от <дата> о привлечении юридического лица - администрации муниципального района МР «Корткеросский» к административной ответственности по ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей, оставить без изменения, а жалобу администрации МР «Корткеросский» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня его вручения или получения через Корткеросский районный суд Республики Коми.
Судья - М.В. Федотова