Дело № 2-2136/2-2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» марта 2014 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савиной С.А.
при секретаре Вилканаускайте С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой А.В. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов,
У С Т А Н О В И Л:
Истица подала в суд иск, мотивируя свои требования тем, что обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа РК с заявлением о предоставлении ей земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, сославшись на положения ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приложив схему расположения испрашиваемого участка, копию паспорта и копию справки МСЭ. ДД.ММ.ГГГГ письмом за № Администрация ПГО в предоставлении испрашиваемого участка отказала, сославшись на отсутствие возможности предоставить земельный участок. Истица полагает такое решение ответчика незаконным и необоснованным, просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить истице в первоочередном порядке на праве аренды земельный участок в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 ЗК РФ, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
Истица и ее представитель в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленном суду сообщении выразили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств, свидетельствующих об уважительной причине неявки, не представил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявил. В представленном отзыве на иск указал, что согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ вопросы, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, а также совершением с ними сделок, регламентируются земельным законодательством РФ. Процедура предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства регламентирована п. 3. ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Как видно из анализа указанной нормы, предоставление земельного участка в аренду без торгов для индивидуального жилищного строительства возможно, при наличии в совокупности следующих условий: обращения гражданина в орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком, с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с указанием его местоположения, площади, принятия уполномоченным органом на основании вышеуказанного обращения решения о предоставлении испрошенного земельного участка в порядке опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка (а не посредством проведения аукциона), размещения в периодическом печатном издании соответствующей публикации, отсутствия в месячный срок с момента публикации сообщения заявлений от иных заинтересованных лиц. Иного порядка получения в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства инвалидами и лицами, в составе семьи которых имеются инвалиды, земельное законодательство РФ не содержит. В рассматриваемом случае совокупность вышеперечисленных условий отсутствует. Порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства носит заявительный характер (процедура предоставления земельного участка инициируется гражданином, заинтересованным в получении выбранного им земельного участка). При этом обращаясь с таким заявлением, гражданин обязан обозначить местоположение испрашиваемого земельного участка, указав, его площадь. Органом местного самоуправления разрешается вопрос о возможности предоставления гражданину конкретного испрашиваемого земельного участка. При таких обстоятельствах правовых оснований для понуждения Администрации Петрозаводского городского округа предоставить истице в первоочередном порядке некий неопределенный земельный участок без указания его местоположения не имеется. При этом, обязанности по определению земельного участка для последующего предоставления его гражданину, обладающему льготой на получение земельного участка, действующее земельное законодательство на органы местного самоуправления не возлагает. В этой связи п.3 ст. 30.1 ЗК РФ для органа местного самоуправления устанавливает сроки только для принятия решения о предоставлении земельного участка первоначально обратившемуся лицу (по истечении месяца со дня публикации сообщения) и для заключения договора аренды (двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка). Сроков для обеспечения органом местного самоуправления осуществления в отношении земельного участка межевых, кадастровых работ данная норма не содержит. Решение о предоставлении земельного участка изначального обратившемуся лицу (при отсутствии обращений других лиц) принимается в отношении несформированных земельных участков, поскольку приблизительное время для проведения работ по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет занимает около шести месяцев. Действующее законодательство не возлагает на уполномоченный орган обязанности по созданию очереди на получение земельных участков для указанной категории граждан. При решении вопроса о возможности предоставления земельного участка в соответствии со ст. 17 указанного закона с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида необходимо учитывать, имеется и в такой программе указание на необходимость соблюдения последней при выделении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с просьбой предоставить ей как инвалиду земельный участок в аренду без торгов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Петрозаводского городского округа разъяснила истцу порядок предоставления на территории Петрозаводского городского округа земельных участков в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Указанным письмом Администрация Петрозаводского городского округа не отказывала истцу в реализации ее права на получение земельного участка, а лишь разъяснила заявителю о порядке предоставления на территории Петрозаводского городского округа земельных участков в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В настоящее время на территории Петрозаводского городского округа свободные от прав третьих лиц земельные участки в зонах застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами отсутствуют. При таких обстоятельствах заявленное истцом требование является неисполнимым.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования удовлетворению не подлежащими.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Из материалов дела следует, что истец Фомина А.В., является инвалидом <данные изъяты> группы (справка МСЭ по РК от ДД.ММ.ГГГГ г.), проживает в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с просьбой предоставить ей как инвалиду земельный участок на праве аренды для индивидуального жилищного строительства.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация Петрозаводского городского округа в предоставлении испрашиваемого участка отказала, сославшись на исчерпание возможности предоставить земельный участок.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не оспариваются представителем ответчика.
Таким образом, истице органом местного самоуправления фактически отказано в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с положениями ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии. Пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со ст. 2 которого социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Федеральным законом № 181 от 24.11.1995 г. года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (абзац 11 вышеуказанного закона) определен Порядок предоставления указанных льгот. Порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ принято Постановление от 07.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» и утверждены «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг».
П. № 17 названного Постановления определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно разъяснению Верховного суда РФ, утвержденному Постановлением Президиума Верховного суда РФ 17.09.2008 г., в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства по договору купли-продажи торги не проводятся.
В связи с изложенным, ссылка Администрации Петрозаводского городского округа на необходимость проведения торгов не основана на законе.
Порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства регулируется ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Названной статьёй Земельного кодекса РФ также предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В данном случае учитывая, что в рамках аукциона реализация принципа первоочередности предоставления инвалидам земельных участков невозможна, положения ст.30.1 Земельного кодекса РФ, касающиеся необходимости проведения аукциона, применению не подлежат.
Частью 3 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именного такого земельного участка.
Согласно положениям п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, применяемым к спорным отношениям по аналогии, лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленным ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
С учетом вышеназванных особенностей, орган местного самоуправления после поступления заявления инвалида принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Согласно разъяснению Министерства экономического развития РФ от 17.08.2011 г. № ОГ-Д23-970 земельные участки предоставляются в очередности по дате регистрации заявления.
При этом земельный участок в силу п.1 ст. 33 Земельного Кодекса РФ предоставляется по размеру в пределах установленных органом местного самоуправления (решение Петрозаводского городского Совета от 27.06.2007 г. № ХХVI/VIII-62 об утв. Положения о предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования г. Петрозаводска).
Вместе с тем, статья 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления истице первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 04.02.2014 г. N 91-КГ13-7.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества» находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в статье 49 ЖК РФ, и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 ЖК РФ.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Таким образом, для признания гражданина малоимущим и постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения необходим заявительный характер.
Судом установлено, что истица на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в Администрации Петрозаводского городского округа не состоит.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующим письмом Управления жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом суд учитывает отсутствие документов, подтверждающих наличие у истицы нуждаемости в улучшении ее жилищных условий, а также отсутствие факта обращения истицы в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Со стороны истицы не представлено доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства в данной части.
При таких обстоятельствах, учитывая в совокупности представленные доказательства, оснований для возложения на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанности по предоставлению истице земельного участка в аренду без проведения торгов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Фоминой А.В. к Администрации Петрозаводского городского округаоб обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.А.Савина
Решение в окончательной форме принято: 16.03.2014 г.