Дело № 2-1336-2013
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 июня 2013 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Дубровка Е.В., с участием представителей истцов ФИО5 и ФИО6, представителя ответчика ФИО7, представителя третьего лица ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» об оспаривании действий администрации <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации <адрес>, к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>», в котором просят признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в неправомерном отказе в выделении в аренду под ЛПХ земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес> и 41; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 и ФИО2 каждому схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес> и 41, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязать администрацию <адрес> заключить с каждым договор аренды вышеуказанных участков.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ истцы написали заявления в администрацию <адрес> о предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>, ФИО2 - в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>, и о выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ; администрация, рассмотрев заявления, отказала в предоставлении участков по основаниям, не предусмотренным законом; по мнению истцов, действия администрации <адрес> являются незаконными, так как противоречат требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>».
В судебном заседании представители истцов ФИО5 и ФИО6 исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в исковом заявлении; дополнительно пояснили, что администрация <адрес>, несмотря на то, что ссылается в своих отказах на резервирование земель в кварталах 9 и 10 в микрорайоне Северный <адрес> для льготной категории граждан, фактически предоставляет данные участки гражданам, не являющимся льготниками.
Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что земельные участки, расположенные в 9, 10 кварталах <адрес>, оставлены администрацией <адрес> для предоставления льготной категории граждан согласно отдельно сформированной очереди, в связи с чем не могут быть предоставлены истцам, которые не относятся к льготной категории; кроме того, право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, поэтому заявители не вправе претендовать на конкретные участки; участки, на которые претендуют истцы, уже предоставлены другим гражданам.
Представитель третьего лица ФИО9 – ФИО8 против удовлетворения иска возражала, пояснив, что участок, расположенный по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>, должен быть предоставлен ФИО9, которая ранее (ДД.ММ.ГГГГ), чем ФИО2 обратилась в администрацию <адрес> о предоставлении в аренду земельного участка; в ответ на заявление ФИО9 получила от администрации письмо, в котором сообщалось о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, мик<адрес>, при условии предоставления кадастрового паспорта вышеуказанного участка; с целью подготовки кадастрового паспорта ФИО10 обратилась в МАУ «Земля» для осуществления комплекса работ по межеванию земельного участка, заключила договор № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель, оплатила по нему 5 900 рублей; после подготовки межевого плана и составления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО9 вновь обратилась в <адрес> за утверждением вышеуказанной схемы, однако ей в этом было отказано в связи с наложением на земельный участок ареста определением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного в <адрес>, микрорайон Северный, квартал №, под ЛПХ, в котором просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; заявление зарегистрировано было в администрации <адрес> под номером 4956 (л.д. 8, 9); ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 4095 администрация <адрес> дала ФИО1 ответ, в котором сообщалось, что его заявление передано в Администрацию Солонцовского сельсовета для дальнейшего рассмотрения (л.д. 10); ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду на 4 года под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного в <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>, на срок 4 года, ориентировочной площадью 1122 кв.м., в котором просил выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; заявление зарегистрировано было в администрации <адрес> под номером 9399 (л.д. 12); ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 5690 администрация <адрес> дала ФИО2 ответ, в котором сообщалось, что испрашиваемые земельные участки в 9, 10 кварталах зарезервированы администрацией для осуществления предоставления льготным категориям граждан, состоящим в очереди по предоставлению земельных участков (л.д. 13).
В силу ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса (то есть изъятых из оборота), могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 28 Земельного кодекса РФ также предусматривает возможность предоставления гражданам в аренду земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой процесс, включающий в себя принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства и заключение соответствующего договора с осуществлением государственной регистрации договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Основанием отказа администрации <адрес> в предоставлении истцам земельных участков в микрорайоне Северный <адрес> указано то, что данные участки находятся в кварталах 9, 10 и зарезервированы для предоставления льготной категории граждан.
Однако доказательств тому, что участки в кварталах 9, <адрес> действительно зарезервированы для предоставления льготным категориям граждан, состоящим в очереди по предоставлению участков, что такая очередь вообще сформирована, в материалы дела не представлено.
Между тем, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт предоставления участков, расположенных в указанных кварталах, лицам, не относящимся к льготной категории граждан, в частности, выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, из которых видно, что земельные участки, расположенные в <адрес>, переданы были в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 (л.д. 47), по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО12 (л.д. 48), по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО13 (л.д. 46).
Согласно постановлению Администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № земельным участкам, расположенным в <адрес>, относящимся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, присвоены адреса (л.д. 49-54).
Из объяснений представителя ответчика следует, что участки, расположенные в <адрес>, микрорайон Северный, предназначены для предоставления не только льготным категориям граждан, но и остальным гражданам.
Учитывая изложенное, отказы администрации <адрес> в предоставлении земельных участков, содержащиеся в письмах от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, не соответствует закону и нарушают права и законные интересы истцов, в связи с чем требования о признании незаконными действий администрации <адрес>, выразившихся в неправомерном отказе в выделении в аренду под ЛПХ земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес>; об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать каждому истцу схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения остальных требований суд не усматривает, поскольку в силу пунктов 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный цент<адрес> купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Как установлено в судебном заседании, истцам схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не выдавались, соответственно кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков не изготавливались; в отсутствие указанных документов заключение договоров аренды не представляется возможным.
Поскольку необходимость сохранения мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, мк<адрес> и 21, отпала, суд считает необходимым снять арест, наложенный определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1, ФИО2 к <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» о признании незаконными отказа администрации <адрес> в предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес> и 21, об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО2 и ФИО1 схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес> и 21, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, об обязании МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» заключить с каждым договор аренды, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в неправомерном отказе ФИО1 и ФИО2 в письмах от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в выделении в аренду под ЛПХ земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, мк<адрес>.
Обязать администрацию <адрес> и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать ФИО1 и ФИО2 каждому схему расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, микрорайон Северный, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Установить срок исполнения решения - в течение семи дней после вступления решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: